Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования ФГОС «Изобразительное искусство» Б.М.Неменский 4-е издание. Москва. Просвещение 2015 год.
МКОУ «Новоберезовская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор
________ / Л.В.Гришина/ _______ О.П.Клюх__ ___________2016г. Приказ №___ от «____»________2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
5 – 6 класы
Рабочая программа составлена на основе
программы основного общего образования ФГОС «Изобразительное искусство»
Б.М.Неменский 4-е издание М.; «Просвещение» 2015.
Составитель: Никитина Надежда Романовна,
2016/17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
.Программа по изобразительному искусству ФГОС/ Б.М..Неменский 5-8 классы М.. «Просвещение№.2015 год.
Основная цель предмета «Изобразительное искусство» – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы в процессе личностного художественного творчества.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
В Федеральном базисном учебном плане в 5 - 6 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 35 часов (35 учебных недель).
Учебные задания предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
– изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
– декоративная и конструктивная работа;
– восприятие явлений действительности и произведений искусства;
– обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
– изучение художественного наследия;
– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
– прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки – творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Требования к уровню подготовки учащихся
В итоге освоения программы учащиеся должны знать:
– о месте и значении изобразительного искусства в культуре: жизни общества и жизни человека;
– о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
– понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
– основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
– имена выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
– понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
– основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
– о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа;
Обучающиеся должны уметь:
– пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
– видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
– видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
– создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и воображению;
– активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Занятия по изобразительному искусству в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования федерального государственного образовательного стандарта направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
– формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
– осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:
– формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
– развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
– освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
– воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
– приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
– приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
– развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Планируемые результаты
По окончании основной школы учащиеся должны:
5 класс:
знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
знать несколько народных художественных промыслов России;
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например. Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);
Содержание курса
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (35 ч)
Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное), специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе.
Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства.
Народные промыслы — современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определённой человеческой общности.
Выставочное декоративное искусство — область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Древние корни народного искусства (8 ч)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство — уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.
Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм
Связь времён в народном искусстве (8 ч)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Декор — человек, общество, время (12 ч)
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.
Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
Декоративное искусство в современном мире (7 ч)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале — от замысла до воплощения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс
№ урока
(дата, учебная неделя) Тема урока Кол-во
часов Основное содержание Характеристики основных видов
деятельности обучающихсяВиды контроля
Раздел. Древние корни народного искусства (8ч)
1
1-я Древние образы в народном искусстве. 1 Органичное единство функционального и эстетического значения вещи в интерьере крестьянского жилища. Удобство конструкции мебели, посуды, подчёркивание формы и конструкции узором. Внимательное отношение народных мастеров к особенностям материала, из которого сделаны предметы быта (дерево, металл, глина). История декоративно-прикладного искусства Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту.
Сравнивать, сопоставлять, анализироватьдекоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видетьмногообразие варьирования трактовок.
Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. Опрос
Практическая работа
2
2-я
Убранство русской избы 1 Народное искусство, его традиционные образы важно раскрыть ребятам как память народа, глубокими корнями уходящую в историю народных представлений о мироздании. Древние образы- солнечные диски, конь, птица, баба, древо жизни- были проникнуты поэтическим восприятием мира в его связях с жизнью людей, с ритмическими чередованиями времени суток, времён года,. праздниками, традициями, погодными явлениями и т.д. Специфические изобразительные виды декора: сюжетное изображение, символическое изображение, орнамент. Символика цвета и формы.
Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.
Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность.
Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России.
Опрос
Практическая работа
3
3-я
Внутренний мир русской избы 1 Древний мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома,
его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет).Жизненно важные центры в крестьянском доме6 печь, красный угол, коник, полати и др.
Круг предметов быта труда, включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище. Создавать эскизы декоративного убранства избы.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.
Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.
Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ.Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. Опрос
Практическая работа
4
4-я Конструкции и декор предметов народного быта и труда. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта. Прялка, её значение в жизни крестьянской семьи, её конструкция и символика орнамента. Ковши в форме птицы, утицы. Деревянные резные и расписные ложки, бочонки, солонки и т.д. Знакомство с русским народным орнаментом, северный орнамент, орнамент центральных областей, национальными орнаментами, орнаментами некоторых зарубежных стран (Древняя Греция, Древний Египет, Казахстан, Украина, Узбекистан и др.) Виды орнаментов: замкнутый, ленточный, сетчатый, а также их деление на геометрические, растительные, животные, символические, комбинированные и т.д.Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства Опрос
Практическая работа
5
5-я Русская народная вышивка 1 Крестьянская вышивка -- сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров (фломастеры, восковые мелки, бумагаАнализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оцениватьсобственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. Опрос
Практическая работа
6-7
6-я
7-я
Народный праздничный костюм. 2 Народный праздничный костюм -целостный художественный образ. Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. Опрос
Практическая работа
8
8-я
Народные
праздничные обряды.
Обобщение темы 1 Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа.
Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зеленые святки осенние праздники), их символическое значение. Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества.Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров.Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. Опрос
Раздел. Связь времен и народов в народном искусстве (8ч.)
9-10\
1-2
9-я
10-я
Древние образы в современных народных игрушках 2 Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветовогостроя и элементов росписи глиняныхигрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской). Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку.
Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.
Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции старооскольской игрушки.Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Опрос
Практическая работа
11/3
11-я
Искусство Гжели. 1 История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи. Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.
Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.
Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельскогокистевого мазка - «мазка с тенями».
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Опрос
Практическая работа
12/4
12-я
Городецкая роспись 1 История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи. Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.Определять характерные особенности произведений городецкого промысла.Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.
Создавать композицию росписи в традиции Городца 13/5
13-я
Хохлома 1 История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения. Приемы росписи. Выполнение фрагмента росписи по мотивам Хохломской росписи травка. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения хохломскую роспись. Осваивать основные приемы кистевой росписи хохломы, овладевать декоративными навыками.
Создавать композицию росписи в традиции Хохломской росписи. 14/6
14-я
Жостово. Роспись по металлу. 2 Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма. Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.
Осваивать основные приемы жостовского письма.
Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. Опрос
Практическая работа
15/7
15-я Щепа. Роспись по дубу и дереву.
Теснение и резьба
по бересте 1 Дерево и береста - основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творение
искусных мастеров.
Меземская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, ее своеобразие. Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.
Объяснять что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.
Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.
Осваивать основные приемы росписи. Опрос
Практическая работа
16/8
16-я Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) 1 Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве
Выставка работ и беседа по теме «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры», «Промыслы как искусство художественного сувенира».
Традиционные народные промыслы, о которых не шел разговор на уроках. Объяснять важность сохранения традиционных
художественных промыслов в современных
условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных
промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных
промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией
художественно-познавательного материала.
Участвовать в презентации выставочных
работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве» Опрос
Раздел. Декор: человек, общество, время. (12ч.)
17-18/
1-2
17-я
18-я
Зачем людям украшения. 2 Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значить наполнить вещь общественно значимым смыслом, опре-
делить социальную роль ее хозяина. Эта роль
сказывается на всем образном строе веши: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т.д. Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. Опрос
19-21/
3-5
19-я
20-я
21-я Роль декоративного
искусства в жизни древнего общества 3 Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.
Роль декоративно – прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства.
Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.
Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.
Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.
Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы Опрос
Практическая работа
22-24/
6-8
22-я
23-я
24-я Одежда говорит о человеке 3 Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами,орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус людей Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий.
Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.
Участвовать
в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.
Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. Опрос
Практическая работа
25-26/
9-10
25-я
26-я О чем рассказывают гербы и эмблемы 2 Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.
Первые гербы, которые появились в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб
Как знак достоинства его владельца, символ чести рода.
Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражения характера их деятельности.
Основные части классического герба, символика цвета, основные элементы старинного герба.
Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и др. Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области.
Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба.
Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.
Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов Опрос
Практическая работа
27-28/
11-12
27-я
28-я Роль декоративного искусства в жизни человека и общества 2 Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.
Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах
Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.
Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам.
Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.
Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).
Использовать в речи новые художественные термины Опрос
Практическая работа
Раздел. Декоративное искусство в современном мире. (7ч.)
29-32/
1-4
29-я
30-я
31-я
32-я Современное выставочное искусство (обобщение темы) 4 Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобилен, роспись по ткани, моделирования одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками- мастерами
декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения декоративно-прикладного искусства. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды декоративно-прикладного искусства.
Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.
Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.
Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.
Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством.
Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. Опрос
Практическая работа
33-34/
5-7
33-я
34-я
35-я
Ты сам – мастер. 3 Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, роспись по дереву и т.д.), постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение «картона», т.е. эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панною
Лоскутная аппликация или коллаж.
Витраж и оформление интерьера. Нарядные декоративные вазы. Декоративные куклы. Этапы работы над произведением ДПИ Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпре -тацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу Опрос
Практическая работа
Итого: 35ч. Планируемые результаты
6 класс:
знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
Содержание курса 6 класс
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (35 ч)
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.
Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служа! для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)
История развития жанра натюрморта в контексте развитии художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет).
Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Человек и пространство. Пейзаж (7 ч)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека
№ урока
(дата, учебная неделя) Тема урока Кол-во
часов Основное содержание Характеристики основных видов
деятельности обучающихсяВиды контроля
Изобразительное искусство в жизни человека
Раздел. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч)
1/1
1-я Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы
1 Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Семья пространственных искусств Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды.
Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа.
Художественный материал и художественный изобразительный язык.
Художественный материал и художественная техника.
Основные скульптурные материалы:
особенности их выразительности и
применения.
Графические материалы и их особенности.
Живописные материалы. Разные виды красок и их применение в разных видах работы художника.
Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чём состоит различие временных и пространственных видов искусства. Какое место в нашей жизни занимают разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника?
Понимать, что восприятие произведения искусства — творческая деятельность на основе зрительской культуры, т. е. определённых знаний и умений.
Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа.
Характеризовать выразительные
особенности различных художественных материалов при создании художественного образа.
Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам.
Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами.
Опрос
Практическая работа
2/2
2-я Рисунок - основа изобразительного творчества 1 Рисунок — основа изобразительноготворчества
Материалы: живописные и графические материалы, бумага.
Рисунок — основа мастерства художника. Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств.
Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий рисунок как самостоятельное графическое произведение.
Выразительные возможности графических материалов.
Навыки работы с графическими материалами.
Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры. Умение рассматривать сравнивать и обобщать пространственные формы. Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества.
Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.
Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров.
Овладевать начальными навыками
рисунка с натуры.
Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.
Овладевать навыками размещения
рисунка в листе.
Овладевать навыками работы сграфическими материалами в процессе
выполнения творческих заданий.
Опрос
Практическая работа
3/3
3-я Линия и её выразительные возможности. Ритм линий 1 Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений.
Условность и образность линейногоизображения.
Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании
художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров.
Приобретать представления о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника.
Объяснять, что такое ритм и каково его значение в создании изобразительного образа.
Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, настроения с помощью ритма и различного характера линий, штрихов, росчерков и др.
Овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия). 4\4
4-я Пятно как средство выражения. Ритм пятен 1 Пятно в изобразительном искусстве.
Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта.
Тон и тональные отношения: тёмноеи светлое. Тональная шкала. Понятие
тонального контраста. Резкий (сильный)
контраст и мягкий (слабый) контраст.
Характер поверхности пятна — понятие фактуры. Граница пятна.
Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения.
Приобретать навыки обобщённого, целостного видения формы.
Развивать аналитические возможности глаза, умение видеть тональные отношения (светлее или темнее).
Овладевать простыми навыками
изображения с помощью пятна и тональных отношений. Опрос
Практическая работа
5/5
5-я Цвет. Основы цветоведения. 1 Понятие цвета в изобразительномискусстве.
Цвет и свет, источник света. Физическая основа цвета и восприятие цвета человеком. Цветовой спектр, радуга.
Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов.
Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и составные цвета.
Насыщенность цвета, светлота цвета, цветотональная шкала.
Восприятие цвета — ощущения, впечатления от цвета. Воздействие цвета на человека. Изменчивость нашего восприятия цвета в зависимости от взаимодействия цветовых пятен.
Знать понятия и уметь объяснять
их значения: основной цвет, составной
цвет, дополнительный цвет.
Получать представление о физической природе света и восприятии цвета человеком.
Получать представление о воздействии цвета на человека.
Сравнивать особенности символического понимания цвета в различных культурах.
Объяснять значение понятий: цветовой круг, цветотональная шкала, насыщенность цвета.
Иметь навык сравнения цветовыхпятен по тону, смешения красок, получения различных оттенков цвета.
Различать и называть основныеи составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.
Создавать образы, используя все
выразительные возможности цвета.
6/6
6-я Цвет в произведениях живописи 1 Эмоциональное восприятие цвета
человеком. Цвет в окружающей нас жизни.
Цвет как выразительное средство впространственных искусствах.
Искусство живописи.
Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие тёплого и холодного цвета.
Понятие «локальный цвет».
Понятие «колорит». Колорит в живописи как цветовой строй, выражающий образную мысль художника.
Умение видеть цветовые отношения.
Фактура в живописи. Выразительность мазка.
Характеризовать цвет как средство
выразительности в живописных произведениях.
Объяснять понятия: цветовые отношения, тёплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.
Различать и называть тёплые и холодные оттенки цвета. Объяснять понятие «колорит».
Развивать навык колористическоговосприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.
Опрос
Практическая работа
7/7
7-я Объемное изображение в скульптуре 1 Скульптура как вид изобразительно_
го искусства. Виды скульптуры и их
назначение в жизни людей. Скульптурные памятники, парковая скульптура,
камерная скульптура, произведения мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа.
Выразительные возможности объёмного изображения. Связь объёма с окружающим пространством и освещением.
Характер материала в скульптуре:
глина (терракота, майолика, фаянс),
камень (гранит, мрамор, известняк),
металл (бронза, медь, железо), дерево
и др. Называть виды скульптурныхизображений, объяснять их назначение в жизни людей.
Характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объёмных изображениях.
Осваивать простые навыки художественной выразительности в процессе создания объёмного изображения
животных различными материалами
(в техниках лепки, бумагопластикии др.).
Опрос
Практическая работа
8/8
8-я Основы языка изображения
(обобщения темы) 1 Виды изобразительного искусства и
их назначение в жизни людей. Представление о языке изобразительного искусства как о языке выразительной формы. Художественные материалы и их выразительные возможности. Художественное творчество и художественное мастерство. Художественное восприятие произведений и художественное
восприятие реальности, зрительские умения.
Рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей.
Объяснять, почему образуются разные виды искусства, называть разные виды искусства, определять их назначение.
Объяснять, почему изобразительное искусство — особый образный язык.
Рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах.
Опрос
Практическая работа
Раздел: Мир наших вещей. Натюрморт (8ч)
9/1
9-я Реальность и фантазия в творчестве художника 1 Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Правда искусства как реальность, пережитая человеком.
Выражение авторского отношения кизображаемому.
Выразительные средства и правила
изображения в изобразительном искусстве. Ценность произведений искусства.
Рассуждать о роли воображения и
фантазии в художественном творчестве
и в жизни человека.
Уяснять, что воображение и фантазия нужны человеку не только для то_
го, чтобы строить образ будущего, но
также и для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность.
Понимать и объяснять условность
изобразительного языка и его изменчивость в ходе истории человечества.
Характеризовать смысл художественного образа как изображения реальности
Практическая работа
10/2
10-я Изображение предметного мира - натюрморт 1 Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе. Описательные и знаковые задачи в изображении предметов. Интерес в искусстве
к правдоподобному изображению реального мира.
Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства.
Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его
место в истории искусства.
Ритм в предметной композиции.
Формировать представления о раз_
личных целях и задачах изображения
предметов быта в искусстве разных
эпох.
Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объёмных и т. д.)
в зависимости от целей художественного изображения.
Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).
Уметь выделять композиционный
центр в собственном изображении Опрос
Практическая работа
11/3
11-я Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. 1 Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы.
Плоские геометрические фигуры,
которые лежат в основе многообразия
форм.
Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы из простых геометрических тел. Метод геометрического структурирования и прочтения сложной формы предмета. Умение видеть конструкцию сложной формы.
Характеризовать понятие простой
и сложной пространственной формы.
Называть основные геометрические фигуры и геометрические объёмные тела.
Выявлять конструкцию предмета
через соотношение простых геометрических фигур.
Изображать сложную форму пред_
мета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.
Опрос
Практическая работа
12/4
12-я Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива 1 Плоскость и объём. Изображение
трёхмерного пространственного мира
на плоскости.
Задачи изображения и особенности
правил изображения в эпоху Средневековья. Новое понимание личности человека в эпоху Возрождения и задачи
познания мира. Изображение как окно
в мир и рождение правил иллюзорной«научной» перспективы.
Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объёмного изображения геометрических тел.
Линейное построение предмета впространстве. Линия горизонта, точка
зрения и точка схода. Правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе, ракурс.
Приобретать представление о разных способах и задачах изображения
в различные эпохи.
Объяснять связь между новым
представлением о человеке в эпоху
Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений
реального мира.
Строить изображения простыхпредметов по правилам линейной перспективы.
Определять понятия: линия гори_
зонта; точка зрения; точка схода вспомогательных линий; взгляд сверху, снизу и сбоку, а также использовать их
в рисунке.
Создавать линейные изображения Опрос
Практическая работа
13/5
13-я Освещение. Свет и тень. 1 Освещение как средство выявление объёма предмета. Источник освещения. Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень».
Освещение как выразительное средство. Борьба света и тени, светлого и темного как средство построения композиций драматического содержания.
Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство построения объёма предметов и глубины пространства.
Углублять представление об изображении борьбы света и тени как средство драматизации содержания произведения и организации композиции картины.
Передовать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта.
Опрос
Практическая работа
14/6
14-я Натюрморт в графике 1 Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте :ритм пятен, пропорции движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры. Графические материалы, инструменты и художественные техники.
Печатная графика и её виды. Гравюра и различные техники гравюры. Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры и по представлению.
Получать представления о различных графических техниках. Понимать и обьеснять что такое гравюра.
Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. Опрос
Практическая работа
15/7
15-я Цвет в натюрморте. 1 Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей.
Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен..Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Получать представления о разном видении и понимании цветового состояния изображаемого мира в истории искусства.
Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета.
Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания. Опрос
Практическая работа
16/6
16-я Выразительные возможности натюрморта (обобщения темы) 1 Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте мыслей и переживаний художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о себе самом. Жанр натюрморт и его развитие. Узнавать историю развития жанра натюрморта.
Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре.
Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по новому на окружающий предметный мир. Опрос
Практическая работа
Раздел: Вглядываясь в человека. Портрет (12ч)
17/1
17-я Образ человека главная тема искусства 1 Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Парадный портрет и лирический портрет. Портрет в живописи, в графике и скульптуре. Великие художники портретисты. Знакомство с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве.
Понимать и объяснять, что при передачи художником внешнего сходства в художественном портрете присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника. Уметь различать виды портрета. Опрос
Практическая работа
18/2
18-я Конструкция головы человека и её основные пропорции. 1 Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица человека. Величина и форма глаз, носа расположение и форма рта. Подвижные части лица и мимика. Получать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица.
Овладеть первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы.
Приобретать навыки создания портрета в рисунке. Опрос
Практическая работа
19/3
19-я Изображение головы человека в пространстве. 1 Повороты и ракурсы головы. Соотношения лицевой и черепной частей головы, соотношения головы и шее.
Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиологических типов. Получать представления о способах объема изображения головы человека.
Приобретать представления о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строение головы человека.
Создавать зарисовки объемной конструкции головы. Опрос
Практическая работа
20-21/
4-5
20-я
21-я Портрет в скульптуре 2 Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Скульптурный портрет литературного героя. Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.
Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека. Опрос
Практическая работа
22/6
22-я Графический портретный рисунок 1 Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете.
Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение изображения на листе Развивать художественное видение, наблюдательность, умения замечать индивидуальные особенности и характер чело-
Века. Овладеть новыми умениями в рисунке.
Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передовать индивидуальные особенности человека в портрете. Опрос
Практическая работа
23/7
23-я Сатирические образы человека 1 Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострения образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изображения дружеского шаржа. Получать представления о жанре сатирического рисунка и его задачах. Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения. Опрос
Практическая работа
24-25/
8-9
24-я
25-я Образные возможности освещения в портрете 2 Выразительные преобладающие возможности
Освещения. Роль освещения при создании образа. Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разных источнике и характере освещения.
Характеризовать освещение в произведениях искусства и его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя. Опрос
Практическая работа
26/10
26-я Роль цвета в портрете 1 Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное воздействие цвета. Цвет и характер освещения. Цвет как выражения настроения, характера и индивидуальности героя портрета. Цвет и живописная фактура Развивать художественное видение цвета, понимания его эмоционального, интонационного воздействия. Анализировать
Цветовой строй произведений как средство создания художественного образа. Получать
Навыки создания различными материалами портрета в цвете. Опрос
Практическая работа
27/11
27-я Великие портретисты прошлого 1 Нарастание глубины образа человека в истории европейского и русского искусства.
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретный образах. Понимать значения великих портретистов для характеристики эпохи и ее духовных ценностей. Опрос
Практическая работа
28/12
28-я Портрет в изобразительном искусстве 20 века 1 Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве 20 века. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства. Приводить примеры известных портретов отечественных художников. Опрос
Практическая работа
Раздел: Человек и пространство. Пейзаж (7ч)
29/1
29-я Жанры в изобразительном искусстве.
Изображения пространства 1 Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр. Историческое развитие жанров и изменения в видение мира. История жанров и целостное представление о развитии культуры. Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного искусства. Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Объяснять, как изучения развития жанра в изобразительном искусстве дает возможность увидеть изменения в видении мира Опрос
Практическая работа
30/2
30-я Изображение пространства
Правила построения перспективы 1 Проблема изображения глубины пространства
на плоскости. Способы изображения пространства в различные эпохи. Пространственное изображение предмета и его развитие в искусстве античного мира.
Навыки изображения уходящего вдаль пространства.
Схема построения перспективы. Присутствия наблюдательности. Точка зрения. Линия горизонта, Точка схода параллельных линий, пространственные скрещивания. Прямая и угловая перспектива..Получить представления о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражении различных мировозренчиских смыслов.
Понятие картинная плоскость, точка зрения, линия горизонта, точка схода, вспомогательные линии. Опрос
Практическая работа
31/3
31-я Пейзаж – большой мир 1 Красота природного пространства в истории искусства. Исскуство изображения пейзажа в Древнем Китае. Пейзаж как фон и место события в европейском искусстве.
Пейзаж эпический и романтический в классическом искусстве. Получать представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как о средстве выражения в изобразительном искусстве.
Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. Опрос
Практическая работа
32/4
32-я Пейзаж настроения. Природа и художник 1 Изменчивость состояния природы при разной погоде в разное время суток. Роль освещения в природе. Изменчивость цветовых состояний в природе и умение их наблюдать.
Живопись на природе – пленэр.
Состояние в природе и настроение художника, его внутренний мир. Получать представление о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи19 века.
Приобретать навыки передачи в цвете состояний природы и настроение человека. Опрос
Практическая работа
33/5
33-я Пейзаж в русской живописи 1 История формирования художественного образа природы в русском искусстве.
Образ природы в произведениях А.Васнецова и его учеников.
А.Соврасова. Картина «Грачи прилетели». Этический образ в произведениях И.Шишкина.
Пейзажная живопись И. Левитана. Получать представление об истории развития художественного образа природы в русской культуре.
Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А.Васнецова, А.Соврасова, И.Шишкина, И. Левитана. Опрос
Практическая работа
34/6
34-я Пейзаж в графики
Городской пейзаж 1 Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Самостоятельное художественное значение графического пейзажа. Выразительность графических образов великих мастеров.
Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник.
Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства.
Понятие городского пейзажа в русском искусстве. Пейзажи старинной Москвы, Санкт-Петербурга, других русских городов.
Значение этих произведений для современной культуры. Получать представление о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве.
Приобретать навыки восприятия образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа.
Приобретать навыки эстетического переживания образа городского пространства и образа в архитектуре.
Приобретать новые навыки наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости пространства
Опрос
Практическая работа
35/7
35-я Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы) 1 Обобщения материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей.
Деятельный характер восприятия мира художником: умение видеть как результат изобразительной деятельности. Мир художественного произведения. Язык изобразительного искусства. Средства выразительности и зримая речь.
Восприятие искусства и искусство восприятия мира. Уметь рассуждать о месте т значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни человека.
Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и её художественного отображения, её претворения в художественный образ.
Участвовать в беседе по материалам учебного года. Опрос
Практическая работа
Итого 35ч
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
.А Горяева, Островская О.В. учебник «Декоративно-прикладное искусство» ФГОС. М.; Просвещение 2012.
- Порохневская М.А. «Изобразительное искусство» методические рекомендации для учителя. «Учитель – АСТ» Волгоград 2005
- Сокольникова Н.М. «Основы рисунка» учебник 5-8 класс 1я часть. Обнинск «Титул» 2003.
- Сокольникова Н.М. «Основы живописи » учебник 5-8 класс 2я часть . Обнинск «Титул» 2003
- Сокольникова Н.М. «Основы композиции» учебник 5-8 класс 3я часть. Обнинск «Титул» 2003
- Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов» 5-8 класс 4я часть. Обнинск «Титул» 2003
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Дата и тема непроведенного урока Класс Причина, № урока Восстановление Дата проведения Учитель подпись