Разработка урока по технологии Техника выполнения счетной вышивки-росписи
Тема урока: Техника выполнения счетной вышивки-росписи.
Класс 6 «А»
Учитель технологии Шапаренко Галина Степановна
МБОУ «СОШ № 69» г. Владивосток
Цели: познакомить учащихся с техникой выполнения росписи;
научить выполнять орнаментальные полоски на салфетках;
формировать навыки точности;
воспитывать аккуратность в работе, взаимопомощь, умение работать в группах.
Тип урока: урок новых знаний.
Форма работы: групповая.
Наглядные пособия: полотенце, выполненное в технике росписи;
рисунки с различными видами росписи;
инструкционные карты.
Оборудование: ноутбук.
Ход урока.
Организационный момент.
Подготовка дежурными рабочих мест для выполнения практической работы (шкатулки).
Проверка домашнего задания. Девочки сдают рисунки с различными видами росписи. Самые дачные прикрепляются к доске.
Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы познакомимся с одним из видов счетной вышивки росписью. На уроке мы будем выполнять различные орнаментальные полоски. В течение всего урока мы продолжим вырабатывать умения и навыки по вышивке.
Объяснение нового материала
Прежде чем мы приступим к вышивке мы посмотрим сообщение, в котором рассказывается, какие виды вышивки были раньше; посмотрим, как искусно украшали одежду (просмотр на ноутбуке рисунков и изделий, выполненных техникой «роспись»).
Из истории вышивки
Императрица Екатерина II скучала. Перед ней сидела робкая некрасивая, но милая девушка в обычном русском сарафане и вышивала. Игла с ниткой сновала по голубому бархату. Рядом лежали готовые куски материи в вышитыми тюльпанами, путаницей трав и звездами, похожими на снежинки.
Екатерина скосила глаз. Она не торопилась разглядывать узор: пусть мастерица закончит. А девушка создавала чудо из чудес. По голубому бархату раскинулся удивительный узор. Тюльпаны, которые Екатерина успела заметить, скосив глаз, теперь превратились в сказочный золотой цветник. Золотые травы, казавшиеся запутанными, получили свой строй, как задушевная песня. А звезды большие и малые -тысяча звезд образовали вечернее небо. Они мерцали и переливались далеким голубовато-золотым огнем. Шитое платье понравилось императрице. Екатерина отметила платье, вышитое скромной девушкой.
Но когда пришло время отпускать мастерицу обратно в тверские земли, в город Торжок, Екатерина чуть скривила губы.
- Ты сотворила красивую вышивку, хотя сама ты не красивая. Я хочу наградить тебя, - сказала Екатерина и протянула горсть больших серебряных рублей со своим изображением.
Едва девушка из Торжка покинула дворец, Екатерина II распорядилась: красивую вышивку должны выполнять красивые мастерицы. Разве нет на Руси красавиц? Надо их послать в Торжок.
С разных концов России в Торжок направили красивых крестьянских девушек вышивальщиц. Многие плакали, расставаясь с близкими, но ослушаться не смели.
- Как вы понимаете пословицу «С красивого лица воду не пить»?
- Что имел в виду Достоевский, когда говорил: «Красота спасет мир»?
Тема нашего урока роспись. В каких областях занимались росписью, в каком веке этот вид росписи появился и в чем его отличие от других?
Народная вышивка русского севера
Народная вышивка русского Севера, куда входят Архангельская, Новгородская, Псковская, Ленинградская области, отличаются большим разнообразием орнаментальных мотивов и технических приемов исполнения узора. Наибольшее распространение в прошлом имели счетные швы, которые тесно связаны со структурой ткани. Шов «роспись» имел в XIX веке наибольшее распространение на Севере. У него были разные названия: полукрест, двусторонний шов, досюльный (старинный шов). В геометрическом орнаменте северных вышивок предпочтение отдавалось крупным формам. Главную роль играл ромб в разнообразных сочетаниях. В далеком прошлом, в период возникновения и развития земледелия и связанных с ним культов, ромб у древних славян был наделен многозначной символикой. Он являлся в те далекие времена знаком солнца, огня, плодородия и возрождения жизни. По древним воззрениям славян, эти знаки-символы, размещенные на определенных местах одежды или на других предметах быта, предохраняли человека от враждебных сил природы и способствовали благополучному течению жизни. Другие геометрические формы имели свою смысловую значимость.
Позднее прямое смысловое значение этих мотивов было забыто, но, по традиции, их изображали как доброжелательные знаки. Так, геометрические формы становятся основой для развития орнаментальной композиции. Постепенно, в течение нескольких столетий шло формирование орнамента геометрического характера. Но по-прежнему основным оставался ромб. Кроме геометрических мотивов в народной вышивке XVIII-XIX веков широко было распространено изображение цветов, кустов и деревьев. Растительный узор мастерицы нередко сочетали с фигурами птиц и зверей.
В вышивках, выполненных швом «роспись», растительные мотивы обычно располагали в ряд и они получались симметричными строго линейных очертаний. В них указывается изображение пушистых прозрачных елочек, лиственных деревьев с мощными стволами и раскидистыми ветвями.
Практическая работа. Вводный инструктаж.
Прежде чем приступить к выполнению практической работы, проведем графический диктант по технике безопасности: (ответы - + или -)
1. Для вышивания иглы должны быть короткие с удлиненным ушком. (+)
2. Для вышивки на тонких тканях применяют более толстые иглы. (-)
3. Наперсток предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань. (+)
4. Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют ее от деформации. (+)
5. Стол со всеми приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с правой стороны. (-)
6. Расстояние между глазами и работой должно быть от 25 до 30 см. (+)
7. Стул должен быть придвинут к столу так, чтобы можно было упираться в его спину. (+)
8. Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая сверху пялец. (+)
9. По окончании работы иглу необходимо вколоть в игольницу. (+)
На столах лежат инструкционные карты, на которых записана последовательность выполнения шва «роспись».
Инструкционная карта.
Шов «роспись»
Шов «полукрест» или «роспись» может выполняться в виде небольшой узкой полоски.
Этот шов двусторонний. Узор, выполненный на лицевой стороне, повторится на изнаночной; он строится из прямых, вертикальных и диагональных стежков.
Шов «роспись» выполняют двукратным движением иглы с рабочей ниткой по всему узору.
Сначала швом «вперед иголку» надо обвести контур узора, выполнить по пути мелкие детали, расположенные с внешней стороны контура, затем движением иглы в обратном направлении заполнить пропущенные места и детали узора, расположенные внутри контура.
Узор получится четким, если все прямые стежки будут одинаковой длины, а между стежками не будет просветов ткани и рабочая нитка не закроет дважды один и тот же интервал.
Итог работы.
Две девочки у доски показывают последовательность выполнения росписи.
Домашнее задание: продолжить вышивку, принести все для вышивки.
15