Методическая разработка по русскому языку «Учить быстро, интересно, успешно».

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1»
г. Печоры









Методическая разработка по русскому языку



«Учить быстро, интересно, успешно».







Разработано учителем русского языка и литературы
Войтович Еленой Петровной.























2008 год
Введение.


Современный высокий темп жизни, умение быстро ориентироваться в возрастающем потоке информации, отрицание надоедающего топтания на месте и нудного заучивания прописных истин вызывают к жизни новые формы и методы профессиональной деятельности. Дети должны учиться с радостью, с осознанием ежедневного самостоятельного открытия нового, чтобы на определённом этапе урока возникло захватывающее чувство постижения ранее неизведанного, и можно было воскликнуть: «Эврика!»
А учитель выступал лишь в роли талантливого композитора, пьесу которого разыгрывают по заранее написанным нотам.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному, интегрируя в себе всё прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике нашего времени.
Сложно говорить о полном переходе на модульную систему ежедневного учебного процесса (должно быть разработано особое расписание и режим учебного учреждения), поэтому речь пойдёт об использовании некоторых элементов модульной технологии на уроках русского языка.
Сущность модульного обучения: ученик полностью самостоятельно или с определённой степенью помощи достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствие с конкретной целью (выносится в начало блока). Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объём знаний, но и на уровень усвоения.

Проблема обучения: повышение эффективности обучения и развития личности каждого ученика.


Цель новой формы обучения: разработать технологию ведения урока , направленную на повышение эффективности обучения, и применить её к конкретным учебным темам повышенной сложности.





-2-


В этой связи можно выявить блоки целей по их уровню.
Высший или главный уровень: развитие способностей личности.
Средний или промежуточный уровень: 1.Функциональная грамотность
2.Навыки самообразования
Низший уровень: 1.Общеучебные умения и навыки;
2.Специальные учебные умения и навыки;
3.Компьютерная грамотность;
4.Экономическая грамотность и т.д

Задачи: 1.Устранить преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения;
2.Уменьшить объём фронтальных форм обучения;
3.Повысить уровень познавательной самостоятельности учащихся;
4.Повысить уровень недостаточно высокой мотивации обучения;
5.Усилить внимание к дифференцированному подходу в обучении;
6.Создать рефлексию в обучении.




Ожидаемые результаты:
1.Достичь полного усвоения базисного компонента содержания гимназического образования каждым учеником и повышенного уровня в соответствии с интересами и склонностями ученика.
2.Сформировать у учащихся устойчивые познавательные интересы и способы их удовлетворения своими силами.
3.Развивать интеллект, память и речь.
4.Научить коммуникативным умениям.
5.Осуществлять самопознание на основе рефлексии.

















-3-


Основная часть.

Предметом эксперимента послужило модульное обучение в традиционном учебном процессе, как фактор повышения его эффективности и развивающего влияния на каждого ученика.
Требования к организации нестандартной учебной деятельности учителем:
1.Чётко планирует конечный результат обучения на разных уровнях, как взаимосвязанный комплекс задач обучения, воспитания и развития.
2.Организует деятельность учащихся с применением учебных модулей, включающих в себя информационный блок, программу действий и советы учителя.
3.Распределяет время на учебном занятии в соответствии: 1/2 часть на самостоятельную работу; 1/4 часть на работу в группе.
4.Учит учащихся самопознанию и самооценке через рефлексию.
5.Осуществляет гибкое управление УПД учащихся, переходящее в самоуправление.
6.Осуществляет следующие условия:
-каждый ученик чётко знает свои цели, какого конечного результата он должен достичь по окончании темы;
-каждый ученик имеет технологическую карту с выделенными уровнями обучения, содержание входного и выходного контроля;
-учитель обеспечивает психолого-педагогические и гигиенические требования к организации УПД.

Методы подготовки и проведения нестандартного обучения:
-изучение научной литературы;
-наблюдение;
-тестирование;
-контрольные срезы;
-беседы.













-4-


Базирование на ведущих теориях обучения:
1.Модульное обучение (МО) базируется на деятельном подходе к учению, которое рассматривается как целенаправленная, мотивированная, самоуправляемая опережающая, преобразующая деятельность.
2.МО опирается на теорию развивающего обучения.
3.Из программированного обучения МО использует чёткие действия учеников по определённой логике, его активность, индивидуальный темп.
4.Используется из теории поэтапного формирования умственных действий её суть – ориентировочная основа деятельности.
5.Из проблемного обучения берётся идея развития ученика через поиск, постановку и решение учебных проблем.
6.Из кибернетики – идею гибкого управления, переходящую в самоуправление.
7.Высокая интенсивность опирается на теорию оптимизации, которая требует организовывать учение при наименьшей затрате сил, времени, средств.

Имена учёных – разработчиков, внёсших свой вклад в данную технологию обучения:
Выготский Л.С. (об умственном развитии детей в процессе обучения),
Скаткин М.Н. (о проблемах современной дидактики),
Бабанский Ю.К. (о проблемах повышения эффективности педагогических исследований),
Талызина Н.Ф. (об управлении процессом усвоения знаний),
Юцявичене П.А. (о теории и практике модульного обучения) и др.



















-5-

Заключение.

Данная технология обучения соответствует основным направлениям модернизации образования, является инновационной, достаточно нова, эффективна.
Модульная технология достаточно продуктивна, потому что происходят существенные изменения в качестве знаний (как правило выше 60%), учащиеся активно овладевают практическими и теоретическими навыками и умениями, значительно повышается уровень мотивации в овладении знаниями, повышается интерес к изучаемому предмету,
формируются коммуникативные навыки, повышается культура общения, формируется новый этап отношений учитель – ученик в рамках партнёрства.
































-6-


Список литературы.

1.П.И.Третьяков, И.Б.Сеновский «Технология модульного обучения в школе», М., «Новая школа», 1997;
2.Научный редактор Шамова Т.И. «Модульное обучение: опыт, перспективы», М., Московский педагогический государственный университет им. В.И.Ленина, 1996;
3.Научно – практический журнал «Завуч», № 5, 2005.



































-7-















15