Лабораторная работа на тему: РАССМАТРИВАНИЕ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ГРИБОВ И ЖИВОТНЫХ ПОД МИКРОСКОПОМ.
9 класс
Оценка: Ф.И.__________________________
Дата__________________________
Лабораторная работа № 1.
РАССМАТРИВАНИЕ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ, ГРИБОВ
И ЖИВОТНЫХ ПОД МИКРОСКОПОМ.
Цель работы: освоить новые приемы работы с микроскопом; применить свои знания о строении эукариотических клеток при изучении микропрепаратов; научиться определять основные части клеток, видимые в световой микроскоп.
Материалы и оборудование: микроскоп; набор микропрепаратов; информационный лист 1 «Микрофотографии клеток»; информационный лист 2 «Устройство микроскопа и правила работы с ним»; ЦОР: интерактивный тест «Строение клетки» (БИО 9 Л.р. № 1)
Инструктивная карточка.
1. Рассмотрите микрофотографии клеток разных типов. Найдите органоиды растительных и животных клеток, вспомните функции этих органоидов.
2. Выполните задание интерактивного теста «Строение клетки».
3. Прочитайте информационный лист «Устройство микроскопа и правила работы с ним».
4. Настройте правильно микроскоп.
5. Познакомьтесь с методом микроскопии «Оптический срез»:
- метод используется только на большом увеличении;
- объект наблюдения должен быть в хорошей резкости;
- глядя в объектив, очень медленно вращайте винт в одну и другую стороны, наблюдая, как меняется вид объекта;
- этот метод позволяет рассмотреть детали объекта на разном уровне, делая тончайшие «оптические срезы».
6. Вычислите значение большого увеличения микроскопа.
7. Рассмотрите на большом увеличении, используя «оптические срезы», микропрепараты клеток растений, грибов и животных.
8. Сопоставьте свои наблюдения с микрофотографиями и рисунками клеток. Отметьте, все ли органоиды вы смогли увидеть на данном увеличении.
9. Результаты наблюдений занесите в таблицу.
Подведение итогов работы.
1. Большое увеличение микроскопа равно ____________________________.
2. В таблице поставьте «+» в соответствующей графе, если вы видите данный органоид на большом увеличении.
В таблице поставьте «-» в соответствующей графе, если вы НЕ видите данный органоид на большом увеличении.
Орга-
ноиды
клетки
Цитомембрана Клеточная стенка ЭПС Аппарат Гольджи Лизосомы Вакуоли Митохондрии Пластиды Ядро Ядрышко Центриоли Рибосомы
Видны
3. При увеличении __________ видны следующие органоиды:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Ответьте на следующие вопросы (устно).
* Что можно сказать об общем плане строения эукариотических клеток?
* Какое положение клеточной теории это подтверждает?
* Предположите, чем объясняются различия в строении клеток растений, грибов и животных.
3. Сформулируйте вывод по результатам работы, включив в него ответы п.2.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информационный лист 1.
Микрофотографии клеток.
Клетки гриба: Saccharomyces cerevisiae
Клетки растения: Elodea sp.
Клетка животного: Paramecium caudatum Ehrenberg, 1838
Информационный лист 2.
Устройство микроскопа и правила работы с ним
Микроскоп - это оптический прибор, позволяющий получить обратное изображение изучаемого объекта и рассмотреть мелкие детали его строения, размеры которых лежат за пределами разрешающей способности глаза.
Разрешающая способность микроскопа дает раздельное изображение двух близких друг другу линий. Невооруженный человеческий глаз имеет разрешающую способность около 1/10 мм или 100 мкм. Лучший световой микроскоп примерно в 500 раз улучшает возможность человеческого глаза, т. е. его разрешающая способность составляет около 0,2 мкм или 200 нм.
Разрешающая способность и увеличение - не одно и тоже. Можно получить большое увеличение, но не улучшить его разрешение.
Различают полезное и неполезное увеличения. Под полезным понимают такое увеличение наблюдаемого объекта, при котором можно выявить новые детали его строения. Неполезное - это увеличение, при котором, увеличивая объект в сотни и более раз, нельзя обнаружить новых деталей строения.
В учебных лабораториях обычно используют световые микроскопы, на которых микропрепараты рассматриваются с использованием естественного или искусственного света. Они дают увеличение в пределах от 56 до 1350 раз.
В микроскопе выделяют две системы: оптическую и механическую.
К оптической системе относят объективы, окуляры и осветительную систему
Объектив - определяет полезное увеличение объекта. Объектив состоит из нескольких линз. Увеличение объектива обозначено на нем цифрами. В учебных целях используют обычно объективы х8 и х40.
Окуляр состоит из 2-3 линз. Увеличение окуляров обозначено на них цифрами: х20. Окуляры не выявляют новых деталей строения и в этом отношении их увеличение бесполезно.
Для определения общего увеличения микроскопа следует умножить увеличение объектива на увеличение окуляра.
Осветительное устройство состоит из зеркала или электроосветителя и конденсора, расположенного под предметным столиком. Они предназначены для освещения объекта пучком света.
ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ.
1. Работать с микроскопом следует сидя.
2. Микроскоп осмотреть, вытереть при необходимости от мягкой салфеткой.
3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3см от края стола.
4. Проверить правильное положение конденсора.
5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения.
6. Опустить объектив 8 х в рабочее положение, т. е. на расстояние 1см от предметного стекла;
7. Включить электроосветитель и, глядя одним глазом в окуляр, убедиться в равномерном освещении поля зрения.
8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом, зафиксировать его прижимными лапками.
9. Глядя сбоку, поднимать предметный столик при помощи винта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5мм ;
10. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать вин, плавно опуская столик до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта
Нельзя смотреть в окуляр и поднимать столик. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;
11. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;
12. Если изображение не появилось, то повторите все операции пунктов 6, 7, 8, 10.
13. Для изучения объекта при большом увеличении сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив на 40 х, поворачивая револьвер, так чтобы он занял рабочее положение. При помощи плавного поворачивания винта добиться хорошего изображения объекта.
13. Глядя одним глазом в окуляр, меняйте вращением положение конденсора под предметным столиком. Добейтесь хорошего освещения объекта.
14. По окончании работы:
установить малое увеличение
снять с рабочего столика препарат
убрать препарат в коробку, или
временный препарат размонтировать, стекла протереть и убрать
поднять предметный столик до упора, или
опустить тубус до упора (зависит от конструкции микроскопа)
протереть чистой салфеткой при необходимости части микроскопа
накрыть его чехлом
поставить в микроскопный шкаф