Конспект урока окружающего мира Солнце — источник тепла и света, 2 класс

источник света и тепла».
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание представлений о Солнце, как ближайшей к Земле звезде, о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца; показать значение Солнца для всего живого на Земле; о древнем светиле – божестве и его образе в народном творчестве.
Воспитывать уважение к истории и традициям предков, формировать правильную самооценку, взаимодействие и солидарность в коллективе.
Развивать связную речь при защите проекта.
1. Организационно-подготовительный этап.
Что мы будем делать с вами, чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать,
Все загадки разгадать – научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать качество – внимательность.
А поможет все узнать наша любознательность.
Только вместе, только дружно изучать природу нужно.
2. Постановка учебных целей.
-Что такое природа?
- Какая бывает природа?
Какие объекты относятся к неживой природе?
А какие объекты мы относим к живой природе?
Хотели бы вы отправиться в путешествие? Куда хотели бы отправиться в путешествие?
Отгадайте загадку: Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все(солнце)
Можно совершить путешествие к Солнцу?
Я предлагаю выяснить к каким объектам природы относится Солнце? (Неживая природа. Оно находится на небе и видно только днём.). Докажите.
Слайд
Подводится вывод: Солнце – объект неживой природы.
- Какое оно веселое и доброе! Солнышко желает нам хорошего дня и отличной работы!! Кто готов познакомиться с ним поближе?
-А что такое солнце?
-Солнце - монетка,- скупой проворчал.
-Нет, сковородка ! - обжора вскричал.
-Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.
-Компас, - сказал убеждённо матрос.
-Солнце-звезда, астроном объяснил.
-Доброе сердце,- мечтатель решил.
-Итак, каждый отвечает по-своему. Мы тоже ответим на этот вопрос.
Как вы думаете, на какие вопросы вы должны найти ответы, чтобы узнать о Солнце побольше.
Что это?
Какая форма?
Какой размер?
Как далеко?
Какой вес?.
Зачем нужно?
Давайте обратимся к нашим экспертам.
Кто нашёл в словаре значение «Солнце»?
ЛЕРА «СОЛНЦЕ» - центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар. Химический состав: водород – около 90 %, гелий – 10%, остальные элементы – менее 1%. Источник солнечной энергии – ядерные превращения водорода в гелий в центральной области солнца. Температура 15 млн.0С.»
Всё ли вам понятно в этом тексте? (нет)
В каком стиле написан текст? (В научном. Чтобы его понять, надо знать научные термины.)
Но можно выделить главное и понятное. (на слайде выделяется понятная для детей информация).
Форма солнца
Как выглядит Солнце?
На доске и на ваших карточках изображены рисунки предметов, форма которых сходна с Солнцем. Раскрасьте их.
Проверим. Какие предметы вы раскрасили? Какую же форму имеет солнце? (форму шара)
Работа по учебнику
Ещё можно найти информацию и в странице учебника стр. 101 (чтение текста и ответы на вопросы по содержанию)
Давайте сделаем вывод по прочитанному. Почему Солнце имеет важное значение для Земли?
Слово эксперту
СЕРЕЖА Солнце согревает и освещает Землю уже миллиарды лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь.
ЖЕНЯ Для людей и всего живого на Земле Солнце – источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда почитали Солнце и это можно увидеть в устном народном творчестве.
Слайд 6 (дети делают физминутку)
Солнце в небе ярко светит, погулять выходят дети.
Очутились мы в лесу и присели на траву.
На полянке в лесу поднялись цветочки.

·К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки повернут цветочки.
Развернут бутоны, в солнышке утонут.

А ещё много поэтов посвящали свои стихи Солнцу.
Работа по учебнику: Давайте прочитаем стихотворение Якова Акима «Свет наш, солнышко!» (стр. 98).
- Как вы думаете, долго ли нам лететь до солнца?
- Как выдумаете, Солнце вредно или полезно?
4. Формирование навыков научной организации труда.
Мы должны научно обосновать значение Солнца для жизни на Земле. Для этого нам кроме теоретических знаний, нужны и практические.
АРТУР РИСУНОК Я провёл наблюдение за появлением Солнца на Земле. Оно всходит с Востока и несёт свет и тепло, а когда заходит на Запад, становится темно и прохладно, наступает смена дня и ночи. А в зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времён года.
КАТЯ РИСУНОК Я провела такой опыт. Посадила два отростка. Первый поставила в хорошо освещённом помещении, а второй поставила в тёмной комнате. Вывод был таким: только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают. Значит, всё живое на Земле зависит от Солнца.
СЛАВА ЗЕРКАЛО Я взял для своего опыта зеркало и навёл его на солнечный луч. На потолке я увидел яркое пятно «солнечный зайчик». Это говорит о том, что солнечный свет отражается в предметах.
Издревле люди украшали посуду, одежду, сочиняли загадки, пословицы о солнце. В его честь устраивали праздники.
НАСТЯ Б. Древние славяне почитали Солнце за божество. ЯРИЛО (Яр). Первый раз Ярилов день праздновали в апреле – как праздник возрождения к жизни. Второй раз ближе к середине лета. Молодёжь собиралась за селом, выбирали девушку, это была невеста Ярилы, одевали её во всё белое, голову украшали венком. Ставили её около берёзы, водили вокруг неё хоровод, пели песни, чествовали Ярилу и Ярилиху. С наступлением темноты зажигали многочисленные свечи – это знак возвращения Солнца.
Давайте вернемся к вопросу, который задали в начале урока.
- Можем отправиться в путешествие на солнце?
6. Рефлексия.
Ребята, вот и подошёл к концу наш урок. Понравился он вам? Дорисуйте настроение солнышкам.
Солнце радует людей и согревает землю своим теплом. Оно дарит свои тёплые лучи каждому из нас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее, внимательнее. Солнце живёт в каждом из нас!
Дети! Будьте как Солнце! Наше сердце очень любит слова «Я люблю тебя!» – оно научится говорить эти слова и камушку, и сверкающей песчинке, и траве, и цветку и всему миру.
У доброго человека лучистая, солнечная улыбка. Давайте ещё раз подарим свои улыбки друг другу.
7. Итог урока:
Подведём итог:
узнал
вспомнил
Я повторил
удивился
Оценивание детей учителем.
8. Домашнее задание:
Страница _____ задание ____
Сегодня вы были художниками мысли, слова, образа, чувств и создали чудесную словесную картину. Дома вы - художники кисти. Нарисуйте свою картину, дайте ей название, придумайте рассказ.










Как выдумаете, Солнце вредно или полезно?
1. Солнце – это...
o Спутник
o Планета
o Звезда
2. Звезда состоит из
o Газа
o Пыли
o Камней
3. Солнце относится к
o Живой природе
o Неживой природе
o Рукотворным предметам
4. Солнце имеет форму
o Круга
o Овала
o Шара
5. Солнце приносит
o Пользу
o Вред
o Вред и пользу
6. Ученые, изучающие звезды, называются
o Астрономы
o Физики
o Биологи