Рабочая программа по внеурочной деятельности Раскрываем тайны русского языка, 7 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лаишевская средняя школа»
РАССМОТРЕНОСОГЛАСОВАНОУТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМОЗаместитель директора по УВРДиректор МБОУ «Лаишевская СШ»
«Человек-культура-общество »
Протокол № 1________________Буянкина М.С.___________________Зацепина Е.С.
от «30» августа 2016 г.«01» сентября 2016 г.«01 » сентября 2016 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
по теме «Раскрываем тайны русского языка»
Класс_________7____________________________________________________________________________
Уровень общего образования____Основной общий___________________________________________________________________________
Учитель_____Мамыкина Лариса Николаевна ______________________________________________________________________________
Срок реализации программы, учебный год_____2016-2017 уч.год________________________________________________________________
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год; в неделю 1 час
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Раскрываем тайны русского языка» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и предназначена для обучающихся среднего звена (7-8 класс) . Рассчитана на 70 часов (1 час в неделю).
Программа предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». В программу курса включен как региональный, так и местный лингвокультурный компонент. Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме, работать над проектами как по предлагаемым преподавателем темам, так и выбранным самостоятельно. Таким образом, программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности.
Программа внеурочной деятельности основана на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, связи теории с практикой, доступности, наглядности, принцип занимательности.
Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Актуальность обусловлена и тем, что в программах, соответствующих ФГОС, не предусмотрены часы на изучение регионального компонента. В этой ситуации предлагаемая программа внеурочной деятельности
позволит обеспечить реализацию принципа синхронности курса
русского языка и лингвистического краеведения. Это воспитывает не только любовь к языку, но и формирует навыки бережного отношения к языку и культуре родного края.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий ( целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). С этой целью в программе предусмотрены активные формы работы, направленные на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими лингвистического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Вид программы – авторская.
Связь с уже существующими программами. Программа «Раскрываем тайны русского языка» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , Рабочих программ по русскому языку (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранов и др.) в 5-9 классах (М:Просвещение, 2011 г.), методических рекомендаций «Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области: сборник нормативных документов» /под.ред. Н.В. Жульковой, В.Н. Янушевского. – Ульяновск: Центр ОСИ, 2015
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит реализация культурологического подхода к изучению языкового наследия родного края не только через знакомство с региональными языковыми особенностями, но также языковыми особенностями нашей местности (Лаишевка, Каменка, Протопоповка), материалами, собранными в ходе фольклорых и лингвистических экспедиций учащимися школы («Справочник местных диалектов (по материалам исследования языковых особенностей сел Лаишевки, Под.Каменки и деревни Протопоповки)»,«Сборник частушек (Лаишевка, Каменка, Протопоповка)»,
«Сборник лирических песен «О чем пели наши бабушки» (по материалам фольклорной экспедиции в селах Каменке, Лаишевке, протопоповке)»
«Из истории названий села Лаишевки» - исследовательская работа учащихся 7класса, «Словарик топонимов нашей местности».
. Системно-деятельностный подход осуществляется посредством использования таких форм организации познавательной деятельности как экспедиция, практикум, заочное путешествие, игра-соревнование.
Цель: Способствовать саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, формированию целенаправленной познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению его прошлого и настоящего, региональных особенностей, осознанию российской и региональной языковой идентичности .Исходя из основной цели, выявляются частные задачи:
- формирование коммуникативной культуры школьников;
- расширение и углубление знаний, умений учащихся и формирование языковой компетенции;
- выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Система контроля:
Курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.
На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся 7-8 классов познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического .Формы проведения занятий
•лекции;
•практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
•анализ и просмотр текстов;
•самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) с разными видами словарей;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Основные методы и технологии
•технология разноуровневого обучения;
•развивающее обучение;
•технология обучения в сотрудничестве;
•коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
-любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской и региональной идентичности: патриотизма, уважения к родному краю, его прошлому и настоящему;
-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-интерес к изучению языка;
-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы
Предметные результаты
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, Ульяновской области, о языке как основе национального самосознания;
- представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова- формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Раскрываем тайны русского языка»
ТЕМА 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности») - 6 часов
Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы. новгородские берестяные грамоты
Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки Кирилица и глаголица.
Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года
Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.
Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии.
Практическое значение алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.Создатели славянской азбуки
2. История одной буквы
3. Алфавит будущего
ТЕМА 2. Фонетика. («Секреты устной речи») – 5 часов
Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики
Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме
Знакомство с личностью В.Ф,Барашкова, с его трудами : «А как у вас говорят?» «Ульяновское Повольжье. Языки, говоры, ономастика
Русские говоры. Московские и петербургские говоры.
Особенности говоров Ульяновской области. Знакомство с работами Барашкова Ф.Б. Особенности говоров наших сел. «Справочник диалектов наших сел». Записи говоров каменских и лаишевских старожилов
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
В.Ф.Барашков – знаменитый ульяновский краевед
Так говорят наши бабушки.
3.Кто у нас окает? (об особенностях говоров старожилов Каменки и Лаишевки)
ТЕМА 3. Лексика («Тайны русского слова») - 15 часов
Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари синонимов и омонимов.
Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии односельчан. Причины появления этих фамилий.
Топонимы. Гидронимы. Топонимика Ульяновской области. Топонимы наших сел. Из истории названий наших сел.
Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных областей России
Знакомство с работами В.Ф.Барашкова «Ульяновское Поволжье:языки, говоры, ономастика. Языки коренных народов Ульяновской области. Особенности говоров нашей местности.
Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших старожилов.
Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов.
Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе
Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.
Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.Тайна моего имени
2. История одной уличной фамилии.
3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.
4. Прозвища моих сверстников. История их появления.
5. Метафора как художественное средство в стихотворениях Н.Благова.
6. Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи.
7. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?
8. Исчезнувшие в толщах времени…
9.История названия моего села (деревни)
10. Как у наших улиц появились названия?
11. Диалектные слова в речи моих односельчан.
ТЕМА 4. Словообразование («Строим слова») – 7 часов
Состав слова. Морфема
Грамматическое значение слова.
Морфемы иноязычного происхождения.
Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова
Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели (на примере образования слов старожилами наших сел)
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.
Загадки словообразования в «Сборнике частушек» (по материалам, собранным от старожилов сел Лаишевки, Каменки, Протопоповки)
О чем расскажут части слова…
Слово о слове…
ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ - 2 часа
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 7 КЛАССЕ
Дата Тема учебного занятия Всего часов Содержание занятий Содержание деятельности Воспитательные задачи Примерные темы для проектной деятельности по теме
Теоретическая часть занятия Практическая часть занятия ДОРОГА К ПИСЬМЕННОСТИ – 6 часов 1 Из истории письменности 1 Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы. новгородские берестяные грамоты Лекция учителя, работа с презентацией.
Творческая мастерская Самостоятельная работают с информационными карточками Составляют карточки с рисуночным письмом. Готовят сообщения для одноклассников. Воспитание интереса к изучению русского языка 1.Создатели славянской азбуки
2. История одной буквы
3. Алфавит будущего
2 Особенности славянского алфавита 1 Причина, история создания славянского алфавита. Кирилица и глаголица. Лекция учителя, работа с презентацией Работают с литературой по языкознанию. Представление о языке как о явлении национальной культуры с собственной историей 3 Реформа русской азбуки 1 Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года Лекция учителя, работа с презентацией Делают сравнительный анализ славянской азбуки и русского алфавита 4. Из истории буквы… 1 Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др. Рассказ учителя Работают с информационными карточками Воспитание интереса к изучению русского языка 5. Зачем нам столько букв? (стенография) 1 Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии. Рассказ учителя о причинах появления стенографии. Знакомство с отдельными элементами Практикуются в расшифровке и зашифровке слов 6. Обойдемся ли мы без алфавита? 1 Практическое значение алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.) Беседа о практическом значении алфавита Игра-соревнование
«поиск слов в словарях», справочниках Представление о практической необходимости алфавита СЕКРЕТЫ УСТНОЙ РЕЧИ – 5 7 Слышу и пишу. Почему не всегда одинаково. 1 Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики Беседа с учащимися. Обобщение знаний по теме «Фонетика» Выполняют проблемные задания с опознавательной функцией, задания с элементами занимательности. Формирование представления о единстве и взаимосвязи фонетики и орфографии как самостоятельных языковых областей Презентация «В.Ф.Барашков – знаменитый ульяновский краевед»
Так говорят наши бабушки.
Кто у нас окает? (об особенностях говоров старожилов Каменки и Лаишевки)
8. Ты знаешь…
Ты знаешь?
Ты знаешь! 1 Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме Лекция учителя Выразительно читают художественные тексты, практикуются в чтении предложений с различной интонацией, составляют интонационные схемы предложений Формирование умения использовать интонационное богатство русской речи 9. Венедикт Федорович Барашков – знаменитый ульяновский краевед Знакомство с личностью учебного, с его трудами : «А как у вас говорят?» «Ульяновское Поволжье. Языки, говоры, ономастика Лекция учителя. Знакомятся с работами ученого, игра «угадай словечко» Расширение и систематизации знаний учащихся о знаменитых людях региона, внесших значительный вклад в науку и культуру области 10,
11 Учимся слушать. «Окаем или акаем»? 2 Русские говоры. Московские и петербургские говоры.
Особенности говоров Ульяновской области. Знакомство с работами Барашкова Ф.Б. Особенности говоров наших сел. «Справочник диалектов наших сел». Записи говоров каменских и лаишевских старожилов. Лекция. Прослушивание записей. Анализ. Работа со статьями В.Ф.БарашковаСамостоятельная работа с информационными картами-заданиями. Анализ частушек, записанных от наших старожилов, связанных с особенностями говора Формирование умения прислушиваться к речи окружающих, воспитание речевой культуры, интереса к языковому наследию ТАЙНЫ РУССКОГО СЛОВА – 15 часов
12 Где живут слова? 1 Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические словари. Словари писателей. Словари синонимов и омонимов. Сообщения учащихся. Лекция учителя. Практическая работа со словарями. Составление кроссвордов по определенным темам для последующей работы на уроках.
Грамматические игры. Шарады. Расширение и систематизация знаний учащихся об ученых лингвистах. Формирование у учащихся навыков обращения к словарям и справочникам 1.Тайна моего имени
2. История одной уличной фамилии.
3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.
4. Прозвища. Как они появляются.
13 Что в имени тебе моем? 1 Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование «говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии односельчан. Причины появления этих фамилий. Лекция учителя. Знакомство с типами словарей. Практическая работа по изучению собственного имени, фамилии – значение имени, его происхождение. Анализ художественных текстов с точки зрения появления в них «говорящих» имен и фамилий. Воспитание у учащихся стремления больше знать об истории своего рода 14 О чем рассказали названия… 1 Топонимы. Гидронимы. Топонимика Ульяновской области. Топонимы наших сел. Из истории названий наших сел. Лекция, беседа. Практическая работа со Словарем топонимов Ульяновской Ф.В.Барашкова. Этимология названий окружающих нас сел.
Работа со «Словариком топонимов сел Лаишевки, Каменки, Протопоповки». Работа над пополнением словарика. Воспитание уважения к историческому прошлому родного края, выраженного в топонимике 1.История названия моего села (деревни)
2. Как у наших улиц появились названия?
3. Диалектные слова в речи моих односельчан.
15 Путешествие по России. Диалектные слова 1 Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных областей России. Лекция учителя. Работа с презентацией Урок-путешествие. Анализ литературных произведений. Работают со словарем «Живого великорусского языка» В.И.ДаляРасширение и систематизация научных знаний о языке 16,
17 Учимся слушать. Диалектные слова Ульяновской области. Диалектные слова наши сел 2 Знакомство с работами В.Ф.Барашкова «Ульяновское Поволжье:языки, говоры, ономастика. Языки коренных народов Ульяновской области. Особенности говоров нашей местности. Лекция учителя Работают со «Сборником диалектных слов сел Лаишевки, Каменки, Протопоповки». Игры. «Лингвистическое лото» Формирование ответственности за языковую культуру родного края как общечеловеческую ценность 18,
19 Удивительный мир русской фразеологии 2 Фразеологические сочетания, фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов Лекция преподавателя. Сообщения учащихся об истории отдельных фразеологизмов. Аналитическая работа по выявлению значения фразеологизмов, работа с фразеологическим словарем. Исследование «жизни» фразеологического оборота в художественном тексте, в разговорной речи. Овладение стилистическими ресурсами лексики и фразеологии; приобретение опыта использования их в речевой практики, стремление к речевому самосовершенствованию 1.Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи.
2. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?
Исчезнувшие в толщах времени…
20,
21 Сколько в русском языке русских слов? Как «поймать» чужака? 2 Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом «Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов. Лекционный материал. Работа презентацией. Практическая работа по определению языка-«прародителя» заимствованных слов.
Лингвистические игры. Овладение основными ресурсами лексики.
Стремление к речевому самосовершенствованию 22,
23 Поезд истории 2 Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе Лекция учителя. Воспитание интереса к историческому прошлому языка, представления о языке как о живом, развивающемся явлении 24 В гостях у братьев-месяцев. 1 Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой. Лекция учителя. Работа с презентацией. Анализируют древние названия месяцев, вникают в этимологию слов. Воспитание интереса к историческому прошлому языка 25,
26 Жизнь слова в художественном тексте..2 Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора. Работа с презентацией. Работают с карточками-заданиями, определяют виды тропов. Задания с элементами игры, занимательности. Задания с объяснительной функцией. Приобретение опыта анализа языковых особенностей художественного текста, его красоты и богатства 1.Метафора как художественное средство в стихотворениях Н.Благова.
СТРОИМ СЛОВА – 7 часов
27 Из чего состоит слово. Морфемы-кирпичики. 1 Состав слова. Морфема. Практикум по определению состава слова, значения отдельных морфем. Задания с объяснительной функцией. Проблемные задания с опознавательной функцией. Сочинение лингвистических сказок о морфемах. Овладение представлениями о грамматических, словообразовательных нормах языка 1.Слово о слове.
2.Загадки слов Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.
3.Загадки словообразования в «Сборнике частушек» (по материалам, собранным от старожилов сел Лаишевки, Каменки, Протопоповки)
4.О чем расскажут части слова…
28 История о «глокой куздре» 1 Грамматическое значение слова. Практикум по определению грамматического значения слова о морфемам. Проблемные задания с опознавательной функцией. Представление о целостности языка, о взаимосвязи его уровней 29 Морфемы-иностранки 1 Морфемы иноязычного происхождения. Практическое занятие Игра «Грамматическое лото» Обогащение словарного запаса учащихся 30,
31 Смотри в корень 2 Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова Лекция. Работа с этимологическим словарем. Грамматические игры. Формирование навыков словообразовательного анализа ;
Обогащение словарного запаса учащихся 32 Морфемы-труженики 1 Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов Рассказ учителя о значении отдельных приставок и суффиксов. Практическая работа. Задания с опознавательной функцией. Задачи с объяснительной функцией. 33 Как образуются слова? 1 Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Лекция учителя о способах словообразоваияПрактическая работа. 34 Конкурс знатоков 1 35 Итоговое занятие 1 Методическое обеспечение:
компьютер, телевизор, учебные диски, словари, материалы лингвистических и фольклорных экспедиций учащихся МБОУ «Лаишевская СШ»
ЛИТЕРАТУРА:
Абрамова В.Г. Деловые игры: теория и организация. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999
Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.В. Абрамова. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 2007
Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе: конкурсы, викторины, олимпиады.- Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Воронцов А.В, Современное образование: от знаниевого к компетентностному подходу. – Самара, 2005. – С.39-40
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.:Просвещение, 2010.
Иванова В.А. – Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – М.:Просвещение, 1990.
Крылова Э.П. Топонимы – «язык земли»// Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному учебному плану/ -под общей редакцией Т.Б.Табардановой. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.- 92 с.
Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области.: сборник нормативных документов / под ред.Н.В.Жульковой, В.Н.Янушевского. – Ульяновск: Центр ОСИ, 2015. – 56 с.
Кошелева А.Ф.Использование краеведческого материала на уроках русского языка в 5-9 классах. – Ульяновск: УИПК ПРО,2006.- 44 с.
Лаврова С. Русский язык. Страницы истории. – М.:Просвещение, 2007
Минскин Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1987.
Постникова И.И. , Подгаецкая И.М. Просто и занимательно о русском языке: Пособие для учащихся 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2007
Панов М.В. Занимательная орфография.- М.: Просвещение 2010 г.
Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.-
М.:МИРОС-МАИК, 2000 г.
Постникова И.И. Это непростое простое предложение. Книга для учащихся. – М.:Просвещение, 1985 г.
Скачкова Н.Е. Лингвистическое краеведение в школе. Программа факультативного курса «Диалектология»// Образование в современной школе. – 2007. - №7. – с.21-27
Столбунова С.В. Виды игровой деятельности// Приложение к газете «Первое сентября. Русский язык». – 2005 - № 17
Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – М.:Владов, 2000
Чернова Т.А. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. – М.: Планета, 2013.- 208 с.
. Эл.ресурсы: Образовательный портал Национального корпуса русского языка//www.studiorum.ruscorpora.ruРоссийский образовательный портал //www.school.edu.ru