Урок познания мира по теме Солнце — источник света и тепла (4 класс)


Урок познания мира
Тема: «Солнце - источник света и тепла».
Подготовила и провела
учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа 23»
Города Астаны
Дуэнко Татьяна Васильевна
Тема: Солнце- источник света и тепла.
Цель: учащиеся сформируют представление и понятие о космосе и космических телах, и в частности о солнце как источнике жизни на Земле.
Задачи:
· Сформировать знания о Солнце и его значении как источника света и тепла.
· Совершенствовать умения наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы.
· Развивать умения выполнять арифметический действия
· Развивать навыки работы с текстом.
· Расширить кругозор и умение владеть речью.
· Воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.
Методы и приёмы. Эвристический Индивидуальная, групповая , исследовательская работа. Практические
Ход урока.
I. Организационный этап.
Подготовка учащихся к работе на занятии.
Создание игровой ситуации на фоне спокойной мелодии.
- Мой маленький дом планета Земля,
- Мой большой дом – необъятная Вселенная.
- Значит, я – часть большой Вселенной.
II. Проверка домашнего задания
Выявление уровня и качества овладения знаниями, обеспечение коррекции.
1.Индивидуальная работа.
Задание. Выберите только верные утверждения.
(Детям раздаются карточки трёх цветов)
Я считаю, что
1 Звёзды – это солнца 2 Звёзды – это планеты 3 Звёзды нам кажутся маленькими точками. Потому что они находятся далеко от Земли 4 Планета в переводе с греческого языка означает блуждающая звезда 5 Планеты испускают собственный свет 6 Звёзды гораздо меньше, чем наша планета Земля, поэтому они кажутся нам маленькими 7 Сейчас в космосе постоянно работают совместные орбитальные станции 8 В космосе была обнаружена обитаемая планета 9 Солнечные лучи отражаются от поверхности планет и поэтому на ночном небе они смотрятся как звёзды. Я считаю, что
1 Солнечная система часть необъятной Вселенной 2 Только солнце имеет солнечную систему 3 Каждая звезда имеет свою солнечную систему 4 В состав солнечной системы входят только восемь планет 5 В состав солнечной системы входят 8 планет, 63 спутника, астероиды, малые планеты, метеоры и метеориты, кометы. 6 Расстояние между космическими телами измеряется в километрах 7 За единицу измерения между космическими телами берётся скорость распространения света 8 Американские астронавты Нил Армстронг и Здвин Олндрин 20 июля 1969 года осуществили первую посадку на луну. 9 Научные исследования в космосе помогают вести космические аппараты Я считаю, что
1 Вселенной мы называем весь окружающий Землю мир 2 Галактика это часть солнечной системы 3 Дорога в космос была открыта 4 октября 1957 года 4 Самое ближайшее к Земле небесное тело это солнце 5 Самое ближайшее к земле небесное тело – это Луна 6 В Казахстане находится космодром Байконур, с которого стартуют космические корабли 7 Спутник – это космическое тело, которое движется вокруг планеты. Вокруг звезды 8 Первый летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин 9 Первую посадку на Луну совершил самолёт ТУ – 134 с пассажирами на борту Объединение в группы по цвету карточки
- Посмотрите, как выполнили данную работу Ваши товарищи. Капитан группы зачитывает правильные ответы. За каждый правильный ответ ученик получает в оценочный лист 1 балл.
2. Задание группе.
- Составить модель Солнечной системы. Рассказать об одной из планет

3. Рубрика «Это интересно»
На доске начало предложения, дети должны найти правильный ответ из предоставленного материала
1 группа
Самая большая планета
Самая маленькая планета
Планета Диаметр планеты
Меркурий 4878 км
Венера 12 100 км
Земля 12 756 км
Марс 6 787 км
Юпитер 139 822 км
Сатурн 114 464 км
Уран 50724 км
Нептун 49526 км
2 группа
Самая горячая планета
Самая холодная планета
Планета Температура на поверхности планеты
Меркурий -185°
Венера + 500°СЗемля + 15°СМарс - 63°СЮпитер -153°ССатурн -185°СУран - 214С
Нептун - 225°С3 группа
Самый продолжительный день
самый короткий день
Планета Продолжительность суток планеты
Меркурий 59 суток
Венера 243 сутки
Земля 23 часа 56 минут
Марс 24 часа 37 минут
Юпитер 10 часов
Сатурн 11 часов
Уран 17 часов
Нептун 16 часов
ΙΙΙ. Сообщение темы и цели урока
Обеспечение мотивации, определение и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений
1. Расшифровать телеграмму
( Каждая группа получает индивидуальное задание)
1 группа
Н 940 : 4 Л 864 : 8 Е х : 9 = 90 Ц 230 х 2 О 355 : 5 С 0: а
- Ответы поставьте в порядке возрастания и вы узнаете, какое небесное тело мы будем исследовать.
2 группа
Н 940 : 4 Л 864 : 8 Е х : 9 = 90 Ц 230 х 2 О 355 : 5 С 0: а
- Ответы поставьте в порядке возрастания и вы узнаете, какое небесное тело мы будем исследовать.
3 группа
Н 940 : 4 Л 864 : 8 Е х : 9 = 90 Ц 230 х 2 О 355 : 5 С 0: а
- Ответы поставьте в порядке возрастания и вы узнаете, какое небесное тело мы будем исследовать.
В ходе выполнения задания, на доске записывается слово СОЛНЦЕ leftbottom
- Что вы знаете о солнце?
- Что бы вы хотели узнать о солнце?
ΙV. Работа по теме урока
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.
1. Игра. " Строение солнца."1 группа получает круги разные по диаметру и по цвету с цифрами от 1 до 6 - "части солнца"
2 группа - карточки с названием частей
1. Солнечное, гелевое ядро.
2. Зона излучения.(Водородный сой)
3 Конвекционная зона.
4.Фотосфера.
5. Хромосфера.
6. Корона.
3 группа - карточки с характеристикой каждой части.
1. Гигантская термоядерная печь. Здесь вырабатывается тепло и свет. - фотоны.
толстый слой слегка охлаждённого газа.
3. Конвекционная зона.
4. Яркая поверхность солнца - слой наблюдаемый нами с Земли. Выглядит он как кастрюля с кипящим рисом, поскольку покрыта гранулами. Они выносят энергию солнца на поверхность.
5. Это тот слой атмосферы, в котором происходит весь чудовищный солнечный фейерверк.
6. Ореол из сверхгорячих газов. Он постоянно расширяется и меняет свою форму
Дети по очереди выходят к доске и рассказывают о строении Солнца.
V. ФизминуткаНа луне жил звездочёт —                           («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт:                           (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз,                                           (Описать круг руками)
Венера - два,                                              (Хлопок)
Три — Земля, четыре — Марс,                     (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,         (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун,                (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять — дальше всех — Плутон,             (Прыжок)
Кто не видит — выйди вон!                     ( Развести руки в стороны)
2. Решение арифметических задач
1 группа.
Узнайте диаметр солнца.
12 756 х 109 +2 560
2 группа
Узнайте температуру Солнца на поверхности
Средняя температура на поверхности Земли составляет 15 градусов. А на поверхности Солнца в 400 раз больше.
3 группа
Узнайте температуру Солнца в ядре.
Средняя температура на поверхности Землисоставляет 15 градусов. А в ядре в
1 000 000 раз больше.
3. Афиширование ответов
- Мы узнали, что
4. Практическая работа.
- Узнаем массу Солнца. Возьмите квадрат. На сколько равных частей он разделён (100). Отрежем 1 квадрат. Разделим его на 9 равных частей, отрежем 1 часть. Вот эта часть - масса всей Солнечной системы, а всё остальное - это масса Солнца.
5. Просмотр фильма о солнце
http://www.dokumentals.ru/rutube/bbc-solntse
6. Самостоятельная работа учащихся ( Работа с информацией)
1 группа
- Узнать, какое значение имеет Солнце для жизнедеятельности на Земле. (Учебник. с.70)
2 группа
- Как используется солнечная энергия (Учебник с.70)
3 группа
Это интересно
Многие народы обожествляли Солнце и поклонялись ему. В древнем Египте существовал культ бога Солнца Ра. Его символизировал Голубой жук скарабей. Ра пересекает на лодке царство мёртвых В опасном путешествии его сопровождал бог Луны Тог.
Долгое время люди были уверены, что Солнце обитаемо. Ещё в начале 19 века учёный Гершель открывший планету Уран, доказывал, что за ослепительно пылающей оболочкой как на атмосферой планет, скрываются прохладные области на поверхности Солнца, там живут "гелионы".
На самом деле Солнце - самая обычная рядовая звезда. Солнце заметно отличается от планет, например, оно по своим размерам больше Земли.
В 1822 году учёный Кассини подсчитал, что расстояние от Земли до солнца составляет 86 миллионов миль. Уже в наши дни это расстояние было уточнено, т.е. равно - 150 млн.км. Много это или мало? Самолёту нужно было бы лететь - 20 лет, на автомобиле - 200 лет, человеку - 3 500 лет.
Тепло и свет - или просто энергия - образуются в ядре солнца. При этом происходит выброс огромного количества мельчайших частичек световой энергии - фотонов. Чтобы добраться из глубины до поверхности Солнца фотонам требуется 10 миллионов лет, а чтобы добраться до Земли - всего 8 минут! Поэтому солнечный свет, который мы видим сейчас, фактически образовался в недрах звезды целых 10 миллионов лет назад!
V. Этап проверки знаний
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.
Афиширование
- - Мы узнали, что ...
VΙ. Этап подведение итогов
Дать анализ и оценку успешности достижения цели
Организатор группы подводит итог работы участников группы
VΙΙ. Этап информации о домашнем задании
Обеспечение понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
1 группа. Написать ЭССЕ «Солнце утратило свою силу»
2 группа. Подготовить 4 вопроса по теме: «Солнце- источник света и тепла».
3 группа. Пересказ темы стр. 70 - 71.
Использованная литература.
Познание мира, 4 класс. Издательство «Алматыкытап»,2011г.
http://www.luchiksveta.ru/enziklop_kosmos/solnechnajasistema.html
http://www.dokumentals.ru/rutube/bbc-solntse