Программа факультативного курса по русскому языку Тайны слова (3 класс)
МБОУ Парабельская гимназия
Программа
факультативного курса
«Тайны слова»
(развитие детского речевого творчества)
III класс
16 часов
Деева Елена Николаевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Статус документа.
Авторская программа факультативного курса по русскому языку разработана педагогом МОУ Парабельская гимназия Е.Н. Деевой в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом рекомендаций Примерной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Занятия по развитию речевого творчества позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Общая характеристика факультативного курса.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важной ступенью в овладении речью является период младшего школьного возраста. Для младшего школьника хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Данный учебный предмет имеет четыре основных направления:
Во-первых, обогащение и расширение словарного запаса, т.е. усвоение новых слов и новых значений слов.
Во-вторых, уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений.
В-третьих, активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого ученика, введения слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте.
В-четвёртых, устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
Факультативный курс «Тайны слов» позволит расширить базовый уровень знаний обучающихся по русскому языку, развивать коммуникативные и познавательные способности младших школьников. Деятельностный характер предмета «Тайны слова» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные межпредметные связи.
Основное назначение данного курса состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и социокультурное общение.
Цели и задачи.
Цели курса –
Формирование правильности, образности и выразительности речи младших школьников;
Повышение интереса к родному языку, пробуждение у ребят потребности к самостоятельной творческой работе над познанием тайн родного слова;
Совершенствование языкового мышления и речевой культуры обучающихся.
Задачи курса – 1) познавательные – вооружить младших школьников основами знаний о лексике и фразеологии русского языка, познакомить с одной из основных единиц – словом, а также фразеологизмом;
2) практические – обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи обучающихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, обеспечить усвоение обучающимися достаточного лексического запаса, активизировать употребление слов, создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Основные содержательные линии.
Материал курса «Тайны слова» представлен в данной программе следующими содержательными линиями:
Лексика и фразеология
Культура речевого общения
Коммуникация
Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о таких разделах русского языка, как лексика и фразеология с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению норм русского литературного языка. Культура речевого общения понимается как участие в диалоге, создание монолога (отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка для создания собственного устного высказывания), воплощения своих жизненных впечатлений в словесном образе, выстраивание композиции собственного высказывания или текста. Развитие письменной и устной речи обучающихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень обучающихся как будущих членов общества. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений.
Структура курса.
Данный факультативный курс рассчитан на 16 учебных недель (по 1 занятию в неделю)
Специфика курса «Тайны слова» заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением.
Каждое занятие курса начинается с эмоциональной разминки, в ходе которой учитель знакомит детей с интересными высказываниями, рассказами писателей, других деятелей культуры о жизни родного языка. Высказывание записывается на доске или печатается и раздаётся на парты. Ребята учатся понимать смысл мудрых изречений, выражать свои чувства. Формируется навык работы с цитатным материалом.
Тематика заданий ориентирована, прежде всего, на обогащение социально-нравственного и духовного опыта младших школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения.
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, на каждом занятии проводятся коммуникативно-лингвистические игры, предлагаются языковые задачи, решение которых расширит словарный запас, научит мыслить.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Важную роль при изучении курса «Тайны слова» играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.
При изучении курса «Тайны слова» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю.
В ходе изучения данного курса формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, составлять и записывать тексты на заданную тему, эффективно работать с художественной и учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы занятий:традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, презентации, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.) наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение и др.) практический (выполнение работ по заданному плану, схемам и др.)Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихсяМетоды, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях: фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися; индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой – организация работы в группах, парах; индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;
Ожидаемые результаты формирования универсальных учебных действий к концу изучения курса «Тайны слова»:
В области познавательных УУД (общеучебных):
Обучающиеся овладеют навыком связной речи и свободного творческого сочинительства
Приобретут навыки работы по составлению рассказа на заданную и свободную темы.
Овладеют умением раскрывать тему и основную мысль высказывания
Научатся выражать свои мысли правильно, точно, ясно, ярко.
Овладеют умением пользоваться разного рода словарями, справочной литературой.
В области регулятивных УУД:
Обучающиеся научатся осуществлять самоконтроль и контроль некоторых этапов выполнения работы и полученного результата.
В области коммуникативных УУД:
Обучающиеся научатся работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе – распределять работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле.
Понимать разницу между двумя точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них, а также высказывать собственную точку зрения.
Формы подведения итогов реализации программы факультативного курса.
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ обучающихся: – в классе – в школе
Создание коллективного журнала детского творчества «Тайны слова»
Тематическое планирование и содержание курса.
Тема занятия
Содержание
Слова – «одежда» нашей мысли.
Что изучают Лексика и Лексикология? О словарном богатстве родного языка. Лексическое значение слова. Игра «Угадай предмет по описанию»
2) Двойники, но не братья.
3) Омонимы.
Понятие о словах-омонимах. Правило об омонимах в стихах и жестах. Учимся определять значение омонимов с помощью словаря. Занимательные лексические игры-задачи.
4) Слово одно, а значений много.
О многозначности русской лексики. Выполнение лексико-грамматических заданий и упражнений. Работа с толковым словарём.
5) Слова – друзья.
О роли синонимов в нашей речи. О путях возникновения синонимов. Синонимический ряд. Упражнения по подбору синонимов, нахождению их в художественных текстах. Занимательные упражнения – загадки и шутки.
6) Слова – противники.
Особенности использования антонимов в разговорной и художественной речи. Антонимы в пословицах и поговорках. Занимательные лексические игры и упражнения.
7) Откуда пришли к нам слова?
Кое-что о происхождении современной русской лексики. Приметы и особенности исконно русских слов, «слов-иностранцев».
В гостях у слова.
Этимология или происхождение слов.
Использование этимологической справки для объяснения правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
Слова активные и пассивные.
Устаревшие слова как отражение прошлого нашего народа. Архаизмы и историзмы. Работа с толковыми словарями.
Загадки русской фразеологии.
Урок-презентация. Учимся определять значение устойчивого выражения, употреблять его в речи.
11) «Крылатые слова».
Нахождение в литературных текстах «крылатых слов», объяснение их скрытого смысла. Составление небольших текстов.
По страницам русской истории.
Знакомство с фразеологизмами, пришедшими в русский язык из истории русского народа.
Лаборатория творчества.
Командные игры «Картина», «Небылица за 10 минут»
Прямое и переносное значение слов.
Наблюдение за употреблением слов с прямым и переносным значением в художественных текстах.
Культура речи в пословицах и поговорках.
Учимся понимать смысл русских пословиц и поговорок, употреблять их в речи. Сочинение сказок, рассказов на предложенные темы.
От игры к знаниям.
Подведение итогов. Защита творческих работ.
Список используемой литературы для учителя:
Волина В. В. Учимся играя. – М.; Новая школа, 1994 г.
Иванов С.В. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М., 1994.
Леденёва В.В. Лексика. Тематическая тетрадь. – М.; «Дрофа», 2003 г.
Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников.М.,1985
Синицин В. А. Путь к слову. М., 1997.
Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.; «Просвещение», 1978 г.
Чуракова Р.Г. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.:Академкнига/Учебник,2011.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку. М., 1989.
Журнал «Начальная школа» №9; №12 2001 г., №6 2002г., №1, №2 2003 г.р
Список используемой литературы для обучающихся:
Словари:
Гуров И., Ладанникова Е., Лобова Н. Школьный словарик антонимов и синонимов русского языка С.-П. 2001 г.
Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М. 1980 г.
Ожегов С.И. Словарь русского языка М. 1990.
Репкин В.В. Толковый словарь.
Рогожникова Р. П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. – М.; Просвещение, 1996 г.
Ткаченко Н.Г. и др. Словарь устаревших слов. – М.; Рольф, 1997 г.
15