Программа элективного курса по русскому языку Тайны текста

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сатинская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена на заседании Утверждена приказом
Педагогического совета №
Протокол № Директор школы: /Т.Н.Демина/






Рабочая программа
по учебному предмету
элективный курс «Тайны текста»
9 класс










2015 – 2016 уч. год
Пояснительная записка.
Одной из главных задач языкового образования является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, т.е. умения создавать тексты, соответствующие намерению, сфере и ситуации общения, и лингвистически адекватно воспринимать и интерпретировать тексты разных стилей и жанров. Поэтому именно текст, являющийся высшей единицей коммуникации, рассматривается как основной объект коммуникативно – ориентированного обучения языку и речевой деятельности.
Центральное место текста в системе гуманитарного образования определяется свойствами и коммуникативными функциями. Основным свойством текста является его способность содержать информацию разных видов – предметную, оценочную, эстетическую, эмоциональную и т.д. Основная коммуникативная функция текста – передавать эту информацию. Только в тексте могут быть наиболее полно реализованы речевые интенции говорящих (пишущих), и только в тексте могут найти наиболее полную реализацию коммуникативные функции языка. Естественно поэтому завершить языковое образование учащихся основного звена изучением типологии, структуры и функций текста и развитием практических навыков его адекватной интерпретации, извлечения информации различных видов, способам его информационной переработки, функционально – дифференцированной оценки, словом, развить навыки адекватного восприятия, оценки и создания текста.
Умение анализировать структуру, содержание и функции текста, правильно его интерпретировать, осуществлять над ним информационные операции, владеть навыками создания отобранных видов и разновидностей текста необходимо не только школьнику, но и студенту, и специалисту гуманитарного профиля. Такое умение, строго говоря, вообще является необходимым условием современной научно – производственной и общественной деятельности.
Системная функция предлагаемого курса – поддержать изучение русского языка на заданном уровне; курс предназначен для старшеклассников школ, завершающих свое образование на основной общей ступени.
Для анализа оценки, переработки и создания текстов по образцу используются тексты разных жанров научного, учебно – научного, научно – популярного, публицистического и официально – делового стилей речи.
Цель курса – развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно – мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.
Задачи курса:
систематизировать и обобщить имеющиеся знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста и теории коммуникации;
познакомить учащихся с различными критериями оценки текстов и научить применять их на практике;
научить анализировать смысловую и логико – композиционную структуру текста;
научить извлекать из текста – источника необходимую информацию и создавать на его базе вторичные (информационные) тексты – конспекты, аннотации, рефераты и т.д.;
научить самостоятельно создавать новые тексты заданного предметно – тематического типа, адекватные ситуации общения и стилевым нормам, характерным для данного жанра;
развить на базе работы с текстом такие качества речи, как уместность, логичность, последовательность, точность;
развить когнитивные умения и навыки, необходимые для овладения различными видами чтения – изучающим, ознакомительным, поисковым, просмотровым;
Курс базируется на современных подходах к обучению, языку – коммуникативном и текстоцентрическом. Особое внимание уделяется культуре речи, оцениваемой на уровне целого текста.
Теоретическую основу курса составляют следующие группы понятий:
коммуникация, коммуникативный акт, адресат коммуникации, коммуникативное намерение, коммуникативная функция, коммуникативный эффект, ситуация общения, коммуникативные роли, коммуникативная единица;
текст, его признаки: цельность, смысловая законченность, лингвистическая организованность, связность, членимость; структура текста;
типология текстов, типологизирующие признаки, понятие «тип текста» и основные типы текстов;
операции над текстом: смысловой анализ текста – источника, восстановление информации по ключевым словам и плану, извлечение нужной информации из разных текстов – источников, комментирование и оценка информации текста – источника, описание содержания текста и анализ его структуры.
Основные формы организации занятий – лекции – беседы, практические занятия, самостоятельная работа учащихся.
Курс рассчитан на 17 часов, из них 8 часов – лекции,9 - практические занятия.


























Содержание программы курса.
Тематика лекций.
Тема 1.Текст в структуре коммуникативного акта. Понятие текста, его характеристика. Первичные и вторичные функции в процессе общения. Структурные характеристики текста. Смысловая законченность, целостность, связность, членимость как признаки теста. Зависимость структурных характеристик от сферы и ситуации общения.
Тема 2.Основные типы текстов. Тексты, различающиеся по форме речевой презентации, коммуникативным функциям, функционально – стилевым, жанрово – стилистическим характеристикам, доминирующим типам речи, смысловой структуре, предметно – тематическому содержанию и некоторым другим типологизирующим признакам.
Тема 3.Функциональные стили. Понятие о сферах общения и функциональных стилях речи. Функционально – стилевая характеристика основных жанров научной, публицистической и деловой речи.
Тема 4.Типы речи.
Понятие о типе речи как способе изложения. Повествование, рассуждение, описание. Понятие о типе речи как доминирующей логической структуре: утверждение, отрицание, доказательство, опровержение и т.д.
Тема 5.Восприятие текста. Особенности восприятия устного и письменного текста. Понятия трудности/доступности. Условия, определяющие трудность/доступность текста. Специфика восприятия письменного текста, установки на восприятие текста при изучающем, ознакомительном, поисковом и просмотровом чтении.
Тема 6.Информационная переработка текста. Цели информационной переработки текста. Виды переработки: план, тезисы, аннотация, реферат, аналитический обзор. Библиографическое описание.
Тема 7.Создание текстов по структурным моделям. Характеристика текстов делового стиля, имеющих жесткую логико – смысловую структуру и типовое языковое оформление: автобиография, заявление, доверенность, резюме, протокол. Характеристика текстов научного стиля, имеющих более свободную логико – смысловую структуру и типовое языковое оформление: рецензия, статья энциклопедического типа.

Тема 8.Комплексный анализ текста. Общая система критериев, определяющих оценку текста. Адекватность текста коммуникативной ситуации: соответствие цели общения, условиям коммуникации, коммуникативным возможностям адресата. Жанрово – стилистическая адекватность текста: обоснованность выбора формы речи и жанра; соответствие текста стилевым и стилистическим нормам, характеризующим данный жанр. Оценка коммуникативной эффективности. Рецензия и отзыв как оценочные жанры.



















Содержание практических занятий.
Занятие1.Текст как основная единица общения.
Ответьте на вопросы по содержанию соответствующей
лекции.
2.Проанализируйте образцы текстов:
- определите тему текста, основную мысль, микротемы;
- докажите тематическую целостность текста;
- докажите соотнесенность содержания с названием текста;
- докажите структурную целостность текста (взаимосвязь
его частей и компонентов);
- докажите коммуникативную целостность текста (единство автора, коммуникативного намерения, адресата);
Занятие 2.Основные признаки текста.
Назовите основные признаки текста.
Перечислите средства и способы связи структурных компонентов текста.
Проанализируйте предложенные образцы текстов с точки зрения средств и способов связи.
Занятие 3.Основные типы текстов.
Ответьте на вопросы по содержанию лекции.
Определите типы предложенных текстов.
Докажите принадлежность данного текста к определенному типу.
Занятие 4.Функциональные стили.
Ответьте на вопросы по содержанию лекции.
Охарактеризуйте научный, деловой, публицистический, разговорный стили по плану: сфера общения, коммуникативная функция, языковые принадлежности.
Докажите принадлежность данного текста к научному (деловому, публицистическому, разговорному) стилю речи.
Занятие 5.Типы речи.
Ответьте на вопросы по содержанию лекции.
Определите тип текста по заданной характеристике.
Выберите из группы текст, соответствующий заданной характеристике.
Проанализируйте предложенные тексты по схеме: тема, объект речи, намерение говорящего, адресат, коммуникативная функция, микротемы, особенности структуры.
Подберите тексты – описания, повествования и рассуждения.
Опровергните предложенное суждение. Аргументируйте свое несогласие.
Составьте тексты предложенных типов.
Игра: проведите воображаемую экскурсию по художественной галерее.
Занятие 6.Информационная переработка текста.
1.Выделите в соответствии с установкой фрагменты текста
источника, опишите их смысл.
2.Выберите информацию по определенной проблеме из разных
источников, оформите ее в виде тезисов.
Занятие 7 - 8.Восстановление информационного содержания текста
1.Проанализируйте логико – информационную структуру
предложенного текста.
2.Выявите основную и второстепенную информацию.
3.Выявите смысловые опоры и ключевые слова.
4.Составьте план текста.
5.Восстановите информацию текста по ключевым словам.
6.Составьте описание предложенного текста с анализом его
структуры.
Занятие 9.Работа над сочинением – рассуждением на литературную
тему.
1.Выявите круг проблем по предложенной теме сочинения.
2.Сформулируйте тезисно основную мысль.
3.Аргументируйте ваше суждение.
4.Сделайте обобщение и выводы по теме сочинения.

Формы текущего контроля.
1.Оценка аналитической работы учащихся.
2.Оценка составленных текстов.
3.Оценка результатов аналитической переработки текстов (конспекта, реферата и др.).
4.Оценка рецензии.
5.Оценка подготовленного доклада.
6.Итоговый контроль – зачет.



Задания к зачету.
Анализ текста по плану:
- Тема, идея, проблема текста.
- Соответствие названия текста его содержанию.
- Логико – композиционная структура текста.
- Стиль, жанр, тип текста.
- Коммуникативное намерение.
- Коммуникативный эффект.
- Соответствие нормам литературного языка.
- Оценка текста с точки зрения коммуникативных качеств: точности, логичности, аргументированности, ясности, выразительности, правильности и т.д.
- Оценка коммуникативной адекватности текста.
2. Вопросы по теории текста и теории коммуникации (собеседование).




Образовательные результаты.
К концу курса учащиеся должны:
- иметь представление об основных понятиях теории коммуникации и теории текста;
- знать характеристики текстов разных функциональных стилей и жанров;
- обладать необходимыми умениями поискового и просмотрового чтения;
- обладать когнитивными(интеллектуальными) умениями и навыками(сравнивать, сопоставлять информацию, обобщать содержащиеся в тексте факты, делать выводы);
- отбирать языковые средства при создании текстов изученных типов;
- создавать самостоятельные тексты заданного стиля и жанра;
- оценивать тексты с точки зрения их соответствия функции и ситуации общения.

15