Рабочая программа по литературному чтению 3 класс СКК IV вида УМК Школа России


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24 города КовроваРассмотрено на заседании ШМО
учителей начальных классов
Протокол № от « » _________ 2015г.
Руководитель ШМО __________ ____ Е.Е. ЩёткинаРекомендовано к утверждению
Протокол заседания научно-методического совета
№ ___ от « ___» ________________2015 г.
Заместитель директора по УВР,
руководитель НМС _________________ Е.В. СтруговаУтверждаю
Директор МБОУ СОШ № 24
__________Л.В. Воробьёва
« » _______ 2015г.
Рабочая программа
по литературному чтению (4 часа в неделю)
3-в класс


Учитель: Кирьянова Я.А.

2015-2016 учебный год
Статус документа
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса на 2014 – 2015 учебный год разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; с Положением о рабочей программе, учебным планом НОО МБОУ СОШ № 24, на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение» Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: статус документа, раскрывающий общую сущность рабочей программы как документа, пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, представляющие собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов, учебно–тематический план, содержащий наименование темы и общее количество часов, основное содержание тем учебного курса с примерным распределением учебных часов по разделам курса и толкованием каждой темы список литературы, включающий перечень использованной автором литературы и календарно –тематический план, представляющий таблицу, содержащую тему, тип урока виды контроля и измерители, домашнее задание и дату проведения урока.
Пояснительная записка.
Рабочая программа предмета «Литература» для   3   класса на 2014 – 2015 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы   начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Бойкиной и др.  
Цели изучения курса:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, то есть в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Решение этой задачи способствует развитию у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; умения работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного/
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Выполнение этой задачи связано с пониманием художественного произведения как особого Вида искусства, с формированием умения воссоздавать художественные образы литературного произведения, развитием творческого и ассоциативного воображения учащихся; развиваются умения определять художественную ценность произведения и производить анализ (на доступном уровне) средств выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств; накапливается эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, развивается поэтический слух детей; обогащается чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-эстетические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни, создает условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
В авторскую программу изменения не внесены.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. / М. : Просвещение, 2013, 224 с
Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина. Рабочая тетрадь по литературному чтению. 3 класс М.: «Просвещение»2012
С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс. М.: «ВАКО»2012
Место курса в учебном плане
На изучение программного материала в 3-м классе отводится 136 часов. (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Основные содержательные линии «Литературного чтения» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе 13 разделами: «Самое великое чудо на свете», «Устное народное творчество», «Поэтическая тетрадь 1», «Великие русские писатели», «Поэтическая тетрадь 2», «Литературные сказки», «Были и небылицы», «Люби живое», «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», «По страницам детских журналов», «Литература зарубежных стран», а также часами внеклассного чтения.
Главными содержательными линиями являются круг чтения и опыт читательской деятельности, формирование и совершенствование техники чтения, знакомство с литературоведческими терминами понятиями, развитие речевой и читательской деятельности обучающегося 2 класса.
Виды речевой и читательской деятельности:
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение:
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного - и их сравнение. Определение целей и задач создание этих видов текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способен организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текст; на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстра-тивный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения.При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста, нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события, анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа, сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.
Отличительной особенностью данной работы является формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятий «Родина», «защитник Отечества» и т. п.
Итогом является освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей), вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными и научно-популярными текстами. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения).Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учетом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Умение выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению или ответу одноклассника. Использование норм речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.
Круг детского чтения. Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности». В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества, классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, современные отечественные произведения (с учетом многонационального характера России), доступные для восприятия младших школьников.
Все произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).Основные темы детского чтения отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); определение художественных особенностей произведений: лексика, построение (композиция).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений).Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам.-- Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.Развитие у детей способности предвидеть ход развития сюжета произведения, прогнозировать тему и содержание книги по ее заглавию и началу.
Развитие образных представлений с помощью произведений изобразительного искусства и музыки.
Виды и формы контроля.
Текущий. Беседа по вопросам. Составление плана. Озаглавливание частей рассказа. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Рассказ по ключевым словам. Рассказ от лица героя. Чтение наизусть. Пересказ текста по частям. Составление характеристики героя.
Тематический. Чтение наизусть стихотворений Проверка уровня начитанности Выполнение творческих заданий ( Например: составить рассказ-рассуждение на тему: «Чему учит сказка?» или сочинить свою сказку; инсценирование произведения, конкурс на самого лучшего в мире рассказчика и т.п.) Итоговый. Комплексная проверочная работа Проверка техники чтения Проверка уровня начитанности и умения работать с книгами. Итоговый контроль осуществляется по рабочей тетради по литературному чтению После изучения каждого раздела предусмотрена проверочная работа, состоящая из тестовых заданий, вопросов по содержанию раздела и заданий творческого характера.
Особенности учащихся
Данная категория учащихся обучается в специальном коррекционном 3 классе (СКК IV вида). Учащиеся имеют различную патологию зрения, что существенно влияет на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся. Они испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов. Кроме того, недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).
Формы контроля и учета достижений
Обязательные формы и методы контроля Иные формы учета достижений
Текущая аттестация Итоговая аттестация Урочная деятельность Внеурочная деятельность
- устный опрос
- самостоятельная работа
- практическая работа диагностическая работа
-презентация работ
-анализ динамики текущей успеваемости
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование -участие в творческих конкурсах и выставках
-активность в проектах и программах внеурочной деятельности
Текущий контроль деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока по итогам выполнения самостоятельной или практической работы. Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
Требования к уровню подготовки учеников.
Раздел программы Планируемые результаты освоения материала
Метапредметные результаты (формируемые УУД) Предметные результаты
1. Самое великое чудо на свете Личностные УУД
Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Познавательные УУД
1. Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
2. Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя.
Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования.
Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку).
Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла.
Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
3. Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А.Крылова как часть русской национальной культуры.
4. Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
5. Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
6. Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или планов.
Коммуникативные УУД
1. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
2. Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
3. Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
4. Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
5. Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
6. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
7. Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет.
Регулятивные УУД
1. Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
2. Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы.
Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
3. Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
4. Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи. Знать: различные произведения.Уметь: приводить пример произведений.
2. Устное народное творчество Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему; выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план.
3. Поэтическая тетрадь 1 Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь: выразительно читать стихотворение; осознанно читать текст; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение осени в стихах; находить рифму в произведении; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть; определять тему и главную мысль произведения.
4. Великие русские писатели Уметь: выразительно читать стихотворение и тексты художественного произведения; анализировать поэтическое изображение в стихах; определять тему и главную мысль произведения; сравнивать авторские и народные сказки, оценивать события, героев произведения; давать характеристику главным героям. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию
5. Поэтическая тетрадь 2 Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь: выразительно читать стихотворение; осознанно читать текст; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение осени в стихах; находить рифму в произведении; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть; определять тему и главную мысль произведения; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные.
6. Литературные сказки Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов.
Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему; выполнять словесное рисование картин природы; различать элементы книги; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские; составлять простой план.
7. Были и небылицы Знать: названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов. Уметь: читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; делить текст на смысловые части; создавать небольшой устный текст на заданную тему; различать жанры; приводить примеры произведений фольклора; различать сказки народные и авторские
8. Поэтическая тетрадь 1 Уметь: анализировать стихотворения; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию
9. Люби живое Знать: основное содержание текста.
Уметь: подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию.
10. Поэтическая тетрадь 2 Знать: произведения русских поэтов о природе; произведения о весне; понятие «рифма», «звукопись».
Уметь: выразительно читать стихотворение; использовать интонацию; анализировать поэтическое изображение зимы в стихах; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения. Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию
11. Собирай по ягодке – наберешь кузовок
Знать: основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: читать орфоэпически; читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям.
12. По страницам детских журналов Учащиеся должны уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию.
13. Литература зарубежных стран Знать: творчество и произведения писателей заруб-х стран.
Уметь: читать по ролям; находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения; анализировать юмористические произведения; участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям. Прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и иллюстрациям; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Учащиеся должны проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценирование произведений зарубежной литературы.
Содержание тем учебного курса
Содержание курса 3 класс (102 ч)
Самое великое чудо на свете (2 ч)
Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.Фотографии, рисунки, текст - объекты для получения необходимой информации. Оценка достижений.
Устное народное творчество (8 ч)
Русские народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда… Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки. Характеристика героев сказки. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь № 1 (8 ч)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Русские поэты 19-20 века. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья». А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «зреет рожь над жаркой нивой…». Картины природы. Эпитеты-слова, рисующие картины природы. И.С. Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. И.З. Суриков «Детство», «Зима». Оценка достижений.
Великие русские писатели (17ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о царе Салтане». И.А.Крылов. Басни. М.Ю. Лермонтов. Лирические стихотворения. Л.Н.Толстой. Детство Л.Н. Толстого. Рассказы. Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
Н.А. Некрасов. Стихотворения о природе. Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин. выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений.
Литературные сказки (7 ч)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Оценка достижений.
Были-небылицы ( 7 ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей». А.И. Куприн «Слон». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 1 (4 ч)
Саша Чёрный. Стихи о животных. А.А. Блок. Картины зимних забав. С.А. Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Оценка достижений.
Люби живое (14 ч)
М. Пришвин «Моя родина». И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку». В.В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Жидков «Про обезьянку». В.П. Астафьев «Капалуха». В.Ю. Драгунский «он живой и светится». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
С.Я. Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной…». А.Л. Барто «Разлука». «В театре». С.В. Михалков «Если». Е.А. Благинина «Кукушка». «Котенок». Проект: «Праздник поэзии». Оценка достижений.
Собирай по ягодке-наберёшь кузовок (13 ч)
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама». М.М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники». Н.Н. Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Оценка достижений.
По страницам детских журналов (5 ч)
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. Ю. Ермалаев «Проговорился». «Воспитатели». Г. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи». Оценка достижений.
Зарубежная литература (5 ч)
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок». Оценка достижений.
Список литературы:
1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. И др. Литературное чтение 3 кл. в 2-х частях – М.: Просвещение, 2011.2. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011.3. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Календарно-тематический план
№ урока Тема урока Тип урока Вид контроля, Измерители Домашнее задание Дата проведения Приме-чания Самое великое чудо на свете
1 Рукописные книги Древней Руси. Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный опрос С.6-7, вопросы. 2 Первопечатник Иван Федоров Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный опрос С.10-12. Вопрос 1. Устное народное творчество (8 часов) Текущий 3 Русские народные песни. Небылицы. Докучные сказки. Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный опрос Наизусть с.14-19. 4-5 Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Урок открытия нового знания, рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный опрос Пересказ с.22-26.
С.27 вопрос 9. 6-7 Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк». Урок открытия нового знания, рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный опрос С.28-34. С.35-38, краткий пересказ. 8-9 Русская народная сказка «Сивка-бурка». Урок открытия нового знания, рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный опрос С.40-49.
С.50 вопросы 7,8. 10 Обобщение. Устное народное творчество. Урок развивающего контроля Итоговый Тест Поэтическая тетрадь
11 Творчество Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», «Листья». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Наизусть с. 63. 12 Творчество А. А. Фета «Мама, глянь-ка, из окошка...». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Выразительное чтение с.64. 13 Творчество А. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Наизусть с.65. 14 Творчество И. С. Никитина «Полно, степь моя...». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Выразительное чтение с.66-67. 15 Творчество И. С. Никитина «Встреча зимы». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный С.68-71, вопрос 4. 16 Творчество И. 3. Сурикова «Детство», «Зима». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Наизусть с.76-77. 17 Обобщение. Страницы русской классики. Урок развивающего контроля Итоговый Тест 18 Внеклассное чтение. Любимые стихи. Урок рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный Читать стихи. Великие русские писатели
19 Творчество А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Наизусть с.86. 20 Творчество а. С. Пушкина «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…».
Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Наизусть с.87. 21 Творчество А. С. Пушкина «Зимнее утро». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Выразительное чтение с.88-89. 22 Творчество А. С. Пушкина «Зимний вечер». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Выразительное чтение с.90-91, вопрос 1. 23 - 25 Творчество А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его...». Урок открытия нового знания, рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный С.92-115. С.116-128. С.129 вопросы 9,10 26 Творчество И. А. Крылова «Мартышка и очки». Урок открытия нового знания Текущий Индивидуальный С.134-135, вопрос 6. 27 Творчество И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна». Урок открытия нового знания Текущий Индивидуальный Выразительное чтение с.136. 28 Творчество И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Урок открытия нового знания Текущий Индивидуальный Наизусть с.137-138. 29 Творчество М. Ю. Лермонтова «Горные вершины», «На севере диком…». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Наизусть с.144. 30 Творчество М. Ю. Лермонтова «Утес», «Осень». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Наизусть с.146-147. 31 Творчество А. Н. Толстого «Акула». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Пересказ с.152-155. 32 Творчество А. Н. Толстого «Прыжок». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Пересказ с. 156-159. 33 Творчество Л. Н. Толстого «Лев и собачка» Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Пересказ с.160-161. 34 Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный С.162-1623, вопросы 1,2. 35 Обобщение. Великие русские писатели. Урок развивающего контроля Итоговый Тест Поэтическая тетрадь
36 Творчество А. Н. Некрасова «Славная осень», «Не ветер бушует над бором…». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Выразительное чтение с.168-170. 37 Творчество А. Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Выразительное чтение с.170-172. 38 Творчество К. Д. Бальмонта «Золотое слово». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Наизусть с.173. 39 Творчество И. А. Бунина «Детство». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Выразительное чтение с.174. 40 Творчество И. А. Бунина «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Выразительное чтение с.175-177. 41 Обобщение. Поэтическая тетрадь. Урок систематизации Итоговый Тест Литературные сказки
42 Внеклассное чтение. «Лес не школа, а всему учит». Урок рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный Читать сказки о лесе. 43 Д. И. Мамин - Сибиряк «Аленушкины сказки». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Пересказ с.183-187. 44- 45 Творчество В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Урок открытия нового знания, рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный С.188-195. С. 195 вопрос 7. 46-47 В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный С.196-202. С.203-207, краткий пересказ. 48 Обобщение. Литературные сказки. Урок развивающего контроля ИитоговыйТест Были и небылицы
49 Внеклассное чтение. Рассказы, повести А. Воронковой. Урок рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный Читать произведения А. Воронковой. 50 М. Горький (А. М. Пешков) «Случай с Евсейкой». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Пересказ с.4-11, вопрос 5. 51-52 Творчество К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей». Урок открытия нового знания, рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный С.12 -19. С.20-23, краткий пересказ. 53-55 Творчество А. И. Куприна «Слон». Урок открытия нового знания, рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный С.25-33. С.34-40, вопрос 7. 56 Обобщение. Были-небылицы. Урок систематизации Итоговый Тест Поэтическая тетрадь
57-58 Внеклассное чтение. Книги А. Митяева об армии и ее героях. Урок рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный Читать книги А. Митяева. 59-60 Творчество Саши Черного«Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Наизусть с.46-49. 61 Творчество А. А. Блока «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Выразительное чтение с.50-54. 62 Творчество С. А. Есенина «Черемуха». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Наизусть с.55. Люби живое
63 Внеклассное чтение. «Мама и мы». Урок рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный Читать книги о маме. 64 М. М. Пришвин
«Моя Родина». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный С.58-59, вопрос 6. 65-66 Творчество И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Урок открытия нового знания, рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный С.60-66. С.67 вопрос 10,11. 67-68 Творчество В. И. Белова «Малька провинилась». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Пересказ с.68-69. 69 В. И. Белов «Еще про Мальку». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Пересказ с.70-72. 70-71 Творчество В. В. Бианки «Мышонок Пик». Урок открытия нового знания, рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный Пересказ с.73-78.
С.82 вопрос 9. 72-73 Творчество Б. С. Житкова «Про обезьянку». Урок открытия нового знания, рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный С.83-90. С.90-96, вопрос 8. 74 Творчество В. П. Астафьева «Капалуха». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный С.98-102, вопрос 9. 75-76 Творчество В. Ю. Драгунского «Он живой и светится». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Пересказ с.102-106. 77 Обобщение. «Люби живое». Урок систематизации Итоговый Тест Поэтическая тетрадь
78-79 Внеклассное чтение. Книги о космонавтах. Урок рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный Читать книги о космонавтах. 80 С. Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Наизусть с.110-111. 81 Творчество А. Л. Барто «Разлука». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Выразительное чтение с.112-113. 82 Творчество А. Л. Барто «В театре». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Выразительное чтение с.113-115, вопрос 4. 83 Творчество С. В. Михалкова «Если». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Выразительное чтение с.116-117. 84-85 Творчество Е. А. Благининой «Кукушка», «Котенок». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Наизусть с.118-119 88 Обобщение. Поэтическая тетрадь. Урок развивающего контроля Итоговый Тест Собирай по ягодке – наберешь кузовок
87-88 Внеклассное чтение. «Наша библиотека». Урок рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный Читать книги из школьной библиотеки. 89-90 Б. В. Шергин «Собирай по ягодке -наберешь кузовок». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный С.124-128, вопрос 5. 91-93 Творчество А. П. Платонова «Цветок на земле». Урок открытия нового знания, рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный Пересказ с.129-135. 94-96 Творчество А. П. Платонова «Еще мама». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный С.137-143, вопрос 8. 97-99 Творчество М. М. Зощенко «Золотые слова». Урок открытия нового знания, рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный С. 144-149. С. 150-153, пересказ. 100-102 М. М. Зощенко «Великие путешественники». Урок открытия нового знания, рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный С.154-163. Пересказ с.154-163. 103-105 Творчество Н. Н. Носова «Федина задача». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Пересказ с.164-169. 106-107 Творчество Н. Н. Носова «Телефон». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Читать по ролям с.170-172. 108-110 Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Пересказ с.175-178 111-112 Обобщение. Собирай по ягодке - наберешь кузовок. Урок систематизации Итоговый Тест По страницам детских журналов
113-115 Внеклассное чтение. «Любимые книги - любимые писатели». Урок рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный Читать книги детских пис-й. 116-117 Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный С. 179-183, вопрос 1. 118-120 Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный С. 183-186, вопрос 3. 119-121 Творчество Р. Сефа «Веселые стихи». Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный Выразительное чтение с.186-188. 122-123 Обобщение. По страницам детских журналов. Урок развивающего контроля Итоговый Тест Литература зарубежных стран
124-126 Внеклассное чтение. «Глаз видит далеко, а ум дальше». Урок рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный Читать книги о торжестве мудрости. 127-129 «Храбрый Персей». Древнегреческий миф. Урок открытия нового знания Текущий Фронтальный, индивидуальный С. 190-199, краткий пересказ. 130-133 Г. X. Андерсен «Гадкий утенок» Урок открытия нового знания, рефлексии Текущий Фронтальный, индивидуальный С. 200-210. С. 211-214, краткий пересказ. 134-136 Обобщение. Зарубежная литература Урок развивающего контроля Итоговый Тест Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках литературного чтения:
Для работы учащимся необходимы:Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению ( в том числе в цифровой форме).
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска с креплениями для таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс.
- Аудиомагнитофон.
- CD/DVD-проигрыватель.
- Телевизор с диагональю не менее 72 см.
- Проектор для демонстрации слайдов.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению.
Мультимедийные (цировые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.
Полки для «Уголка книг».
Для реализации программного содержания используются
следующие учебные пособия
Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч 1, 2 (+CD) / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. – М.: Просвещение, 2012.
Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2013.
Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение: Рабочие программы: 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012.
Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.
Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, Т.В. Белых [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).