РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Мой дом» для 8 –го класса


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Тресвятская средняя общеобразовательная школа
имени В. М. Пескова»
396330 п. Воля, ул. Садовая 61а.
Тлф. Факс 8(47341)3-51-96. E-mail: tresvyatskaya@yandex.ru«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
На заседании ШМОЗам. директора школы Директор школы
учителей спортивно- по УВР
технологического профиля
« 30» августа 2016г «____» __________ 2016г « ___» 2016г
Протокол № 1
Руководитель ШМО ______________ _______________
Волков Г.И.__________ Гончаров А.Т. Безгина Т.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативному курсу
«Мой дом»
для 8 –го класса
Составил учитель технологии
Павлова Вера Васильевна_________
Первая квалификационная категория
2016 - 2017 учебный год.
2.Пояснительная записка
СТАТУС ДОКУМЕНТА
Рабочая программа по факультативному курсу «Мой дом» для 8-го класса, составлена с использованием нормативно – правовой базы:
Закон РФ «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Воронежской области, приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760.
4. Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189.
5. Основная образовательная программа общего образования МКОУ «Тресвятская СОШ имени В.М. Пескова».
6. Примерные программы.
7. Устав МКОУ «Тресвятская СОШ имени В.М. Пескова»..8. Школьное положение о рабочей программе педагога.
Современный и научно-технический прогресс быстро, кардинально и постоянно изменяет условия труда и содержание деятельности человека на протяжении всей его жизни. В этих обстоятельствах особое значение приобретает формирование готовности учащихся к практической преобразовательной деятельности. Для этого нужны специальные знания, умения и средства технологического характера. Одним из эффективных средств развивающего обучения являются различные виды предметно-практической деятельности, в том числе занятия ручными ремёслами.
Реальный опыт практической работы учащихся привлекает возможностью разнообразной творческой деятельности, стимулирует развитие практических интересов, задает новый смысл их учебе и самообразованию. Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности сделать свой профессиональный выбор.
Программа рассчитана на 16 часов.
Цели курса:
- подготовка учащихся к преобразовательной деятельности в общественном производстве, формирование у них преобразующего мышления и творческих способностей;
- создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности.
Задачи курса:
- формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности в новых социально-экономических условиях;
- формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
- ознакомление с историей декоративно-прикладного творчества и профессиями, связанными с художественной обработкой материалов;
- раскрытие роли и значения декоративно-прикладных видов ремесел в жизни общества;
- привитие любви к традиционным народным видам искусства;
- развитие художественных и творческих способностей у учащихся.
Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.
Учащиеся должны знать:
- основные виды декоративно-прикладного искусства;
- основные правила построения декоративных элементов вышивки;
- основные правила подбора цветового решения в изделиях;
- виды и простейшие приемы вышивки и лоскутной пластики;
- материалы, инструменты и приспособления, используемые в художественной обработке материалов;
- правила организации рабочего места и требования безопасности труда.
Учащиеся должны уметь:
- определять вид переплетения ткани, её качество и фактуру;
- определять свойства материалов, подбирать и применять инструмент по назначению;
- выполнять простейшие швы художественной вышивки;
- обеспечивать качество выполняемых работ, создавать простейшие образцы в лоскутной технике.
В процессе обучения используются такие формы проведения занятий, как рассказ, объяснение, беседа с элементами визуализации, зачетные уроки.
На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность продуктивного, творческого характера. В процессе обучения используются технологические и инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы изделий.
Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, периодический, итоговый контроль.
Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточек-заданий.
Целью настоящей программы - является формирование творческих способностей обучающихся путем создания условий для самореализации личности.
Декоративно-прикладное искусство - удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующую особенность – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия. Таким образом многие пытаются отойти от того стандарта, который окружает нас на протяжении жизни.
Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далеком прошлом. Поэтому и отношение к народному искусству должно быть особенным. Когда-то А. С. Пушкин по этому поводу сказал так: «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому».
Предлагаемый факультативный курс «Мой дом», предназначен для обучения детей 13 - 14 лет и рассчитан на 9 учебных часов,
при углубленном изучении ее можно распределить на полный учебный год.
Задачи:
Обучающие:
обучить конкретным трудовым навыкам при работе с соленым тестом, тканью, нитками;
углубить и расширить знания о некоторых видах женского рукоделия;
формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Воспитательные:
привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
воспитывать нравственные качества детей;
г- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Развивающие:
развивать образное мышление, творческие способности;
формировать эстетический и художественный вкус;
содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Обучение проводится в двух направлениях:
-усвоение теоретических знаний;
-формирование практических навыков.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий
В предлагаемых конспектах занятий необходимо отметить межпредметные связи. Здесь пригодятся знания по ИЗО, математике, истории.
Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.
3.Учебно-тематический план
№ п/пНаименование раздела Кол-во часов
Лекции Практика Всего
I Цветоведение. Охрана труда. 0,5 0,5 1
1.1 Гармоничное сочетание цветов. Природа цвета 0,5 0,5 1
II Основы лоскутного шитья. 0,5 3,5 4
2.1 Материаловедение 0,5 0,5 1
2.2 Проектирование узоров лоскутной пластики 1 1
2.3 Раскрой узоров по шаблонам 1 1
2.4 Методы шитья. Технология лоскутной пластики 1 1
III Основы художественной вышивки 0,5 3,5 4
3.1 Традиционные виды вышивки 0,5 0,5 1
3.2 Виды вышивки. Инструменты, подготовка к вышивке 1 1
3.3 Разметка размера рисунка и перевод на ткань 1 1
3.4 Подготовка нитей и их закрепление на ткани 1 1
Итого: 8 8 9
Содержание программы:
I Охрана труда
Виды инструктажей и инструкции по ТБ.
Природа цвета.
Вводный инструктаж. Инструктаж на рабочем месте по ТБ.
Учащиеся должны знать/понимать:
- виды инструктажа;
- определение хроматических и ахроматическихцветов;
- определение теплых и холодных тонов, правила цветового круга.
- инструкции по ТБ: работа с ножницами, с иголками и булавками, с электроутюгом и на швейной машинке.
- Теплые и холодные тона. Цветовой круг.
Учащиеся должны уметь:
- владеть безопасными приемами работы с инструментами;
- выполнять ручные, влажно-тепловые работы с соблюдением требований безопасности труда.
- гармонично подбирать цветовые сочетания.
II Основы художественного проектирования изделий
2.1 Виды композиций
Понятие композиции. Характер композиции. Ритм. Орнамент.
2.2 Основные законы и свойства композиции.
Целостность. Композиции. Связанность. Выразительность.
Учащиеся должны знать/понимать:
- понятие композиции , определение её ритма и орнамента, основных законов и правил.
Учащиеся должны уметь:
- продумывать художественное решение будущего изделия.
Календарно-тематическое (поурочное) планирование

п/п Дата проведения Тема занятия кол – вочасов
1 05.09.16 Вводное занятие.
ТБ № (приложение) 1,2,3. 1
2 12.09.16 Материаловедение 1
3 19.09.16 Проектирование узоров лоскутной пластики 1
4 26.09.16 Раскрой узоров по шаблонам 1
5 03.10.16 Методы шитья. Технология лоскутной пластики 1
6 10.10.16 Традиционные виды вышивки 1
7 17.10.16 Виды вышивки. Инструменты, подготовка к вышивке 1
8 24.10.16 Разметка размера рисунка и перевод на ткань 1
9 31.10.16 Подготовка нитей и их закрепление на ткани.
Итоговое занятие 1
Ожидаемые результаты.
Должны знать:
исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки, мукосолек, вышитых изделий;
сведения о материалах и приспособлениях для вышивки изделий;
сведения о знаках и символах русской вышивки;
о цветовом сочетании в изделиях;
русские народные праздники.
Должны уметь:
изготавливать самодельные игрушки из ткани и лыка; муки и соли
использовать вышивку в различных изделиях;
разбираться в схемах и чертежах;
работать по шаблону;
ориентироваться на качество изделий;
правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки.
Формы контроля.
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.
Проводимый в конце учебного года итоговый тест дает возможность педагогу оценить теоретические знания обучающихся в различных областях декоративно-прикладного искусства: русской самодельной игрушке, изделиях из муки и соли, вышивке.
Дидактические и методические материалы.
Для качественного проведения занятий в кабинете необходимо иметь:
Пособие по дополнительному образованию «Занятия по прикладному искусству» для 5 – 7 классов. Автор-составитель Е.А. Гурбина.
образцы практических работ;
журналы, книги, фотографии, буклеты
Литература
Андреева Р.П. Локутное шитье. – СПб.: Изд. Дом «Литера», 2001. – 96 с.
Будур К. Панкеев И. Большая книга Рождества. - М.: Олма-Пресс, 2000. - 858 с.
Воспитание школьников: журн. - 2002. - № 8.
Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат,1993. - 189 с.
Литвинец Э. КУчитесь вышивать // Сделай сам. - М.: Знание, 1991.-143 с.
Народное творчество: журн. - 2003; 2007.
Педсовет: журн. - 2006; 2007.
Сычева Л. В. Вышивка. - Горно-Алтайск: МП «Альтернатива», 1991.-63 с.
Хананова И. Соленое тесто. - М: АСТ-ПРЕСС, 2007. - 104 с.
Приложения
Инструкция № 1
по охране труда при работе на швейной машине
Работая на швейной машине , обращай внимание на положение рук и ног.
Заправляя нитку в машинную иглу, отключи машинку от электричества.
Не подходи близко к обучающимся, работающим на машине, не отвлекай их от работы, не передавай через них никаких предметов.
Прежде чем установить иглу или шпульный колпачок, отключи машинку от электричества.
Не держи пальцы рук вблизи лапки и движущейся иглы, прошивая утолщенные места на пониженных оборотах.
Инструкция № 2
по охране труда при работе ножницами, иголками, булавками.
Ножницы во время работы клади справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
Следи, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
Передавай ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Не клади ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
Шей с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
При шитье не используй ржавую иглу, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
Во время работы не вкалывай иголки и булавки в одежду, стул или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
Не перекусывай нитку зубами, так как можно поранить губы.
Иголки, храни в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.
Сломанную иголку отдай руководителю.
Инструкция № 3
по охране труда при работе электроутюгом.
При включении и выключении утюга берись за вилку, а не за шнур.
Не отвлекайся во время работы с утюгом, не оставляй его включенным в сеть без присмотра.
Диск терморегулятора устанавливай правильно по отношению к виду ткани. Если утюг без терморегулятора, не допускай его перегрева.
Следи за тем, чтобы во время работы подошва утюга не попадала на шнур, чтобы шнур во время работы не перекручивался, - это может привести к излому провода и к короткому замыканию.
Следи за нормальной работой электроутюга. При обнаружении неисправности немедленно отключи его из сети и сообщи преподавателю.
По окончании работы утюг выключи из электросети, дай ему полностью охладиться, затем аккуратно намотай шнур на ручку утюга. Хранить утюг в вертикальном положении в сухом месте.