Рабочая программа по факультативному курсу по математике для 6 класса






Рабочая программа
факультативного курса
«Введение в геометрию»
Для 6 классов
основного общего образования
(базовый уровень)















2015-2016


Пояснительная записка

Программа составлена на базе авторской программы И.Ф. Шарыгина и др. в соответствии с Примерной программой основного общего образования по геометрии , с учётом федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»).
Учебник: «Введение в геометрию 5-6», И. Ф. Шарыгина, Л. Н. Ерганжиевой.
Математика является одним из основных системообразующих предметов школьного образования. А геометрия как важнейшая составляющая часть курса математики среди школьных предметов обусловливает ее особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.
В основе курса “Наглядная геометрия” должна лежать максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем не должно быть теорем, строгих рассуждений, но должны присутствовать такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.
Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса неслучайна, т.к. в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Но пониманию необходимости дедуктивного построения геометрии предшествовал долгий путь становления геометрии, начало которого было связано с практикой. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой “Наглядная геометрия”.
Основные цели курса:
развивать пространственное мышление и математическую культуру;
учить ясно и точно излагать свои мысли ;
формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности ,доводить начатое дело до конца;
помочь приобрести опыт исследовательской работы;
обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету;
создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов;
максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
показать роль геометрических знаний в познании мира;
развитие интуиции и геометрического воображения каждого учащегося.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 35 часов

1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
итого

Количество недель
9
7
10
9
35

Количество часов в неделю
1
1
1
1


Количество часов в четверть
9
7
10
9
35


Условные обозначения (сокращения),
используемые в тематическом планировании базисного изучения материала по математике:

В столбце «Тип урока»:
К – комбинированный урок (ознакомление с новым материалом, закрепление изученного материала)
ПЗУ – применение знаний и умений
ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
В столбце «Вид контроля» (индивидуальное, фронтальное, групповое оценивание):
СП – самопроверка
ВП – взаимопроверка
РК – работа по карточкам
ФО – фронтальный опрос
УО – устный опрос
ИО – индивидуальный опрос
В столбце «Средства обучения»:
ЧИИ – чертёжные измерительные инструменты
ДМ – дидактический материал
НП – наглядные пособия
РМ – раздаточный материал
В столбце «Метод обучения»:
ИР – информационно-развивающий
ПП – проблемно-поисковый
ТР – творчески-репродуктивный
Р - репродуктивный Развёрнутое календарно-тематическое планирование базового изучения материала по введению в геометрию - 6 класс
I четверть (9 недель по 1 уроку = 9 уроков)

№ урока четв.
№ урока
Дата
пункт
Содержание учебного материала
Тип урока
Вид контроля
Средства обучения
Метод обучения

1
1

18
Задачи, головоломки, игры
К
ФО
ВП
СП
ЧИИ
НП
ДМ
РМ
ИР
Р

2
2

18
Задачи, головоломки, игры. Решение задач





3
3

19
Фигурки из кубиков и их частей





4
4

19
Фигурки из кубиков и их частей. Решение задач
ПЗУ
РК

ПП, ТР

5
5

20
Параллельность и перпендикулярность
К
ФО

ИР

6
6

20
Параллельность и перпендикулярность. Решение задач
ПЗУ
РК

ПП, ТР

7
7

21
Параллелограммы
К
УО

ИР

8
8

21
Параллелограммы. Решение задач





9
9

22
Координаты, координаты, координаты
ПЗУ
РК

ПП

II четверть (7 недель по 1 уроку = 7 уроков)

1
10

22
Координаты, координаты, координаты Решение задач
К
ИО
ЧИИ
НП
ИР

2
11

23
Оригами

ФО

ИР, Р

3
12

23
Оригами. Решение задач
ПЗУ

ЧИИ, ДМ


4
13

24
Замечательные кривые
К
УО
ВП
ЧИИ
НП
РМ
ИР
ТР

5
14

24
Замечательные кривые. Решение задач





6
15

25
Кривые Дракона





7
16

25
Кривые Дракона. Решение задач
ПЗУ
РК

ПП, ТР


III четверть (10 недель по 1 уроку = 10 уроков)

№ урока четв.
№ урока
Дата
пункт
Содержание учебного материала
Тип урока
Вид контроля
Средства обучения
Метод обучения

1
17

26
Лабиринты
К
ФО
РМ
ИР, ТР

2
18

26
Лабиринты. Решение задач
ПЗУ
РК
ДМ
ПП

3
19

27
Геометрия клетчатой бумаги
К
ИО
РМ
ТР

4
20

27
Геометрия клетчатой бумаги. Решение задач

УО
ЧИИ
ИР
Р

5
21

28
Зеркальное отражение

ФО
ЧИИ, НП


6
22

28
Зеркальное отражение. Решение задач

УО
СП
ЧИИ
НП
РМ
ИР
Р

7
23

29
Симметрия
ПЗУ




8
24

29
Симметрия. Решение задач
К




9
25

30
Бордюры

РК
ЧИИ, НП
ИР, ТР

10
26

30
Бордюры. Решение задач


ЧИИ, РМ


IV четверть (8 недель по 1 уроку = 9уроков)

1
27

31
Орнаменты
К
ФО
ЧИИ
ИР
ТР

2
28

31
Орнаменты. Решение задач





3
29

32
Симметрия помогает решать задачи

УО



4
30

32
Симметрия помогает решать задачи. Решение задач

ИО
ВП
ЧИИ
НП



5
31

33
Одно важное свойство окружности





6
32

33
Одно важное свойство окружности. Решение задач
ПЗУ

РК
Р

7
33

34
Задачи, головоломки, игры
К
ФО
ЧИИ
ИР, Р

8
34

34
Задачи, головоломки, игры. Решение задач
ПЗУ
РК
РМ
ПП

9
35

34
Задачи, головоломки, игры. Решение задач
ПЗУ
РК
РМ
ПП


Учитель: Прошкина Н.А.
Рисунок 1