Учебно-тематическое планирование дистанционного курса «Информатика. Подготовка к ЕГЭ».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 84»
Учебно-тематическое планирование дистанционного курса
«Информатика. Подготовка к ЕГЭ».
1 час в неделю, 35 ч. в год
Составила:
Кудряшова Вероника Николаевна
учитель информатики и ИКТ
Северск 2013-2015уч.год
Пояснительная записка.
Данный курс посвящен подготовке к итоговой аттестации по школьному курсу «Информатика и ИКТ».
В курсе рассматриваются все темы, которые утверждены Министерством образования России и входят в спецификацию экзаменационной работы.
Целью данного курса является:
подготовка школьников по информатике и ИКТ к сдаче ЕГЭ;
подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;
углубленное изучение темы, раздела из школьной программы и вне школьного курса;
ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников.
Главные задачи данного курса в систематизации знаний, заполнении пробелов и обсуждении наиболее сложных и неочевидных тем. Курс, несомненно, будет также полезен в качестве тренажёра для подготовки к прохождению проверки знаний в формате ЕГЭ.
Дистанционная форма позволяет школьникам в удобное время из дома или из школы изучать материалы курса, работать в своем темпе (более тщательно разбирать непонятные темы или быстро просматривать знакомый материал).
В то же время главное достоинство курса это - его интерактивность, активное общение между учителем и учениками. Выставляемые оценки, комментарии к заданиям и тестам, совместный разбор наиболее сложных задач, общение в Skype, на форуме и в чате – все это способствует эффективному обучению. Предусмотрены также очные занятия-консультации для желающих. По электронной почте учащимся будут рассылаться учебные материалы и задания.
При подготовке курса были тщательно проработаны и разобраны многие нормативные документы по организации проведения ЕГЭ, а также примеры прошлых лет.
Требования к начальному уровню знаний
Курс ориентирован на школьников старших классов, знакомых со школьным курсом информатики, владеющих на пользовательском уровне прикладными программами (текстовый редактор, табличный редактор, система управления базами данных), имеющих базовые знания по алгоритмизации и программированию. Необходимы практические навыки работы с Интернет, web-сайтами, архиватором.
Знания и умения, полученные в результате обучения
После окончания данного курса учащиеся:
систематизируют знания по всем блокам тем, которые входят в ЕГЭ по информатике;
освоят необходимую правильную терминологию;
пройдут интенсивный тренинг по таким темам как: информация и ее кодирование, основы логики, моделирование и компьютерный эксперимент, системы счисления, технологии обработки данных в электронных таблицах и текстовых редакторах, работа с графическими объектами в графическим редактор; технологии хранения, поиска и сортировки информации в базах данных, телекоммуникационные технологии;систематизируют знания по алгоритмизации и программированию;
будут решать и обсудят множество типовых алгоритмических задач с использованием языка Pascal ABC (также в качестве форм записи алгоритма рассматриваются блок-схема и псевдокод, допускается выполнение заданий на Паскале);
опробуют свои силы в многочисленных тестах, составленных на базе материалов прошлых лет и требований к ЕГЭ-2013.
Необходимым фактором для дистанционного обучения является наличие ПК и доступ к Интернету.
В курсе предусмотрены разделы:
теория,
задачи,
контрольные работы,
практические работы,
тесты,
вопросы – ответы,
презентации,
видео.
В курс включены:
около 15 уроков (лекций);
около 10тестов, имитирующих тестирование формата ЕГЭ;
около 10 самостоятельных заданий, подобных заданиям части С;
общение по Skype с преподавателем курса;
полезные ссылки на официальные материалы по ЕГЭ;
предусмотрены очные занятия-консультации.
Для успешного обучения на курсе у учащегося на компьютере должны быть установлены:
доступ в Internet ;MS Word;
наличие MS Excel;
архиватор для ZIP- файлов (например, WinZip);
программа для чтения PDF -файлов (например, Acrobat Reader).
Каждое занятие в конце имеет задания на освоение изложенного в занятии материала, которые учащийся должен выполнить и прислать результат по электронной почте (info84@mail.ru) преподавателю.
Обучаемые могут:
говорить друг с другом;
видеть друг друга;
писать друг другу;
предоставлять доступ к своим материалам;
работать с программными продуктами, установленными на рабочем месте другого пользователя;
и т.д.
Одно из главных преимуществ курса - постоянный контроль знаний, результаты которого доступны ученику.
Технические вопросы дистанционного обучения
При Дистанционном обучении не требуется постоянное подключение к Интернету. Большинство материалов учащиеся могут прочитывать порциями, сохраняя на свой компьютер и отключаться от сети. В то же время для прохождения on-line тестов необходимо подключение к Интернету на время выполнения теста. Нет необходимости работать с компьютером в одно и то же определённое время каждый день. Учащиеся выполняют все домашние задания самостоятельно и подключаются к сети только для того чтобы переслать или наоборот, получить нужные материалы.
Весь материал, который дается на дистанционном курсе, полностью соответствует спецификации ЕГЭ. Занятия ориентированы на проверку знаний по информатике именно в формате тестирования, что позволит выпускнику чувствовать себя на экзамене более уверенно. Одним из плюсов дистанционного обучения информатике является то, что ученик осваивает предмет дома, сидя за собственным компьютером, который он знает гораздо лучше – внутреннее ощущение уверенности поможет быстрее запомнить вещи, которые помогут при сдаче экзамена.
Данный курс состоит из 10 тем (блоков) и итогового зачёта.
Программа курса
№ Название раздела Номера заданий,
уровень сложности
Б-базовыйП-повышенныйИнформация и её кодирование 9(Б), 11(П), В1(Б),
В4(Б), В10(П)
1 Кодирование информации. 2 Кодирование текста. 3 Неравномерное кодирование. 4 Приём и передача информации. Моделирование и компьютерный эксперимент 2(Б), В9(П)
5 Определение длины кратчайшего пути между пунктами A и F. Системы счисления 1(Б), В8(П)
6 Двоичная система счисления. Представление числовой информации. Основы логики 3(Б), А0(П), В15(В)
7 Таблицы истинности.
Законы алгебры логики. 8 Приоритеты логических операций. 9 Истинность логического выражения, содержащего импликацию. 10 Системы логических уравнений. Элементы теории алгоритмов 5(Б), 12(П), 13(П), В2(Б), В7(п), В13(П), С2(В), С3(В)
11 Исполнение алгоритмов. 12 Исполнители: Кузнечик, Утроитель, Калькулятор. 13 Исполнитель РОБОТ. 14 Задачи на определение выигрыша при правильной игре игроков. Архитектура компьютеров и компьютерных сетей. 4(Б), В11(П)
15 Файловые системы. 16 Адресация в сети интернет. 17 Определение адреса сети по заданному IP и маске. 18 Определение номера компьютера в сети. Технология обработки графической и звуковой информации. 8(Б)
19 Обработка графической информации. 20 Цифровое кодирование звука. Обработка числовой информации в табличном процессоре. 7(Б), В5(Б)
21 Работа с формулами, абсолютные и относительные ссылки. 22 Диаграммы и графики. Технология поиска и хранения информации. 6(Б), В12(П)
23 Базы данных. 24 Определение по таблице БД. Программирование. В3(Б), В6(Б), В14(П), С1(П), С4(В)
25 Определение значений переменной после выполнения фрагмента программы. 26 Одномерный целочисленный массив.
Нахождение элементов массива. 27 Сортировка массива. 28 Операции А div B. 29 Операции A mod B. 30 Нахождение наибольшего, наименьшего чисел. 31 Вспомогательный алгоритм. 32 Задания по программированию с развёрнутым ответом. Итоговый зачёт. 33-35 Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ 2012-2013г.г. Итого: 35 часов. Содержание учебного курса
Информация и её кодирование
Единицы измерения и методы измерения количества информации.
Кодирование текстовой информации.
Процесс передачи информации. Пропускная способность канала связи
Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный.
Единицы измерения количества информации. Числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость обработки информации.
Процесс передачи информации. Виды и свойства источников и приемников информации. Сигнал, кодирование и декодирование, причины искажения информации при передаче.
Скорость передачи информации и пропускная способность канала связи.
Представление числовой информации. Сложение и умножение в разных системах счисления.
Кодирование текстовой информации. Кодировка ASCII. Основные используемые кодировки кириллицы.
Моделирование и компьютерный эксперимент
Общая структура деятельности по созданию компьютерных моделей.
Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы).
Математические модели (графики, исследование функций).
Построение и использование информационных моделей реальных процессов (физических, химических, биологических, экономических).
Представление и считывание данных в разных типах информационных моделей (схемы, карты, таблицы, графики и формулы).
Системы счисления
Подсчёт информационного объёма сообщения;
Перевод из одной системы счисления в другую;
Арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.
Основы логики
Алгебра логики.
Построение таблиц истинности логических выражений.
Логические выражения и их преобразование. Решение логических задач.
Элементы теории алгоритмов
Алгоритмы, формы их записи.
Исполнение алгоритма с помощью таблицы значений.
Исполнение алгоритмов и правил, описанных на естественном языке.
Архитектура компьютеров и компьютерных сетей.
Программные средства информационных и коммуникационных технологий.
Файлы и файловые системы (файловые менеджеры и архиваторы).
Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Локальные и глобальные сети. Адресация в сети.
Услуги компьютерных сетей: World Wide Web (WWW), электронная почта, файловые архивы, поисковые системы, чат и пр.
Поиск информации в Интернет.
Методы и средства создания и сопровождения сайта (основы HTML).
Технология обработки графической и звуковой информации.
Растровая графика. Графические объекты и операции над ними.
Векторная графика. Графические объекты и операции над ними.
Теория цвета. Цветовые модели.
Компьютерное черчение. Выделение, объединение, перемещение и геометрические преобразования фрагментов и компонентов чертежа.
Компьютерные презентации: типы слайдов, мультимедиа эффекты, организация переходов между слайдами.
Технология обработки звуковой информации.
Обработка числовой информации в табличном процессоре.
Ввод и редактирование данных в электронных таблицах, операции над данными. Экспорт и импорт данных.
Типы и формат данных. Работа с формулами. Абсолютная и относительная ссылки. Использование функций. Статистическая обработка данных.
Визуализация данных с помощью диаграмм и графиков. Построение графиков элементарных функций.
Технология поиска и хранения информации.
Структура базы данных (записи и поля).
Табличное и картотечное представление баз данных.
Сортировка и отбор записей.
Использование различных способов формирования запросов к базам данных.
Программирование.
Языки программирования. Процесс программирования.
Краткая история и классификация языков программирования.
Программирование линейных алгоритмов.
Программирование разветвлённых алгоритмов.
Программирование циклических алгоритмов.
Одномерные и многомерные массивы.
Типичные алгоритмы работы с массивами.
Примеры решения задач в неформализованной постановке.
Итоговый зачёт по курсу
Общие рекомендации. Итоговые тесты.
Вопросы – ответы.
Данная технология обучения пользуется большим спросом, открывая безграничные возможности в получении информации, формировании навыков самообразования, приобщении к общечеловеческим ценностям.
Источники
Лещинер В.Р. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2013. Информатика. Учебное пособие./В.Р.Лещинер, С.С.Крылов, А.П. Якушин.-Москва: Интеллект-Центр, 2013. – 136с.
http://coko.tomsk.ruhttp://www.resolventa.ru/demo/inform/demoegeinform.htmhttp://www.fipi.ru/view/sections/160/docs