Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО на основе модели нравственного воспитания на традициях народной педагогики
Организация внеурочной деятельности
в условиях реализации ФГОС НОО на основе модели нравственного воспитания на традициях народной педагогики
Хабибрахманов Д.Ф., Файрушина З.Т., Хайбунасова М.И., Арсланова Л.Ф.,
МБОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ
Образовательная система нашей страны перешла на новый уровень – ФГОС нового поколения, инновационным моментом которого стала внеурочная деятельность, где воспитание личности является приоритетным направлением.
С переходом на новые образовательные стандарты перед гимназией встала задача эффективной организации внеурочной деятельности на базе имеющихся ресурсов, с учетом наработанной системы воспитательной работы.
Известно, организация (введение) любой инновации начинается с управленческой деятельности. Изучив материалы по введению ФГОС, Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования” мы выявили, что в гимназии имеются условия для организации внеурочной деятельности по всем направлениям Базовой организационной модели (рис. 1) и типам моделей внеурочной деятельности (рис. 2).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис. 2. Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности.
Организация образовательной деятельности по ФГОС, регулярное изучение запросов родителей к организации направлений внеурочной деятельности вызвало необходимость разработки, апробации и введения (при необходимости - корректировки) комплексной модели деятельности гимназии как центра нравственного воспитания, которая реализуется через зоны сетевого взаимодействия (рис. 3). За основу мы взяли авторскую модель нравственного воспитания на традициях народной педагогики, разработанной Булатовой З.А., к.п.н., доцентом кафедры теории и практики управления образованием Института развития образования Республики Башкортостан.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рис. 3. Организационная модель внеурочной деятельности МБОУ «Татарская гимназия» РБ
Цель: формирование нравственности школьников на традициях педагогики своего народа.
Задачи: сформировать нравственность школьников на традициях народной педагогики, определить теоретико-методологические подходы, содержание, формы и методы нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики, выявить народные традиции по нравственному воспитанию школьников.
Принципы: гуманизма, культуросообразности, природосообразности, народности, преемственности.
Традиции народной педагогики: трудовые, семейные, празднично-календарные.
Содержание работы: приобщение школьников к изучению истории, культуры своего народа, родного языка, использование теоретико-методологических подходов, вовлечение школьников в социально значимую (проектную, исследовательскую, художественно-творческую, общественно-полезную) деятельность, владение школьниками поликультурными, информационными, коммуникативными, социальными компетенциями.
Формы: коллективные (национальные, обрядовые праздники, экскурсии, походы, выставки), групповые (посиделки, инсценировки), индивидуальные (диалог, исполнение песен, танцев, кубаиров), классные часы, уроки, внеклассные, внешкольные мероприятия, работа с родителями.
Методы: формирование сознания (рассказ, беседа, диспут, диалог и т.д.), методы народной педагогики по Г.Н. Волкову (пример старших, приучение, убеждение, почитание родителей и т.д.), методы организации деятельности (упражнение, воспитывающие ситуации и др.), методы стимулирования (соревнование, поощрение), проектный метод.
Средства: народное устно-поэтическое и музыкальное творчество, декоративно-прикладное искусство, народные традиции, обычаи, игры, средства массовой информации, сетевое взаимодействие с музеями, социокультурными учреждениями, федеральный, национально-региональный, школьный компоненты стандартов образования.
Результат: сформированность нравственности школьников; овладение ими нравственными качествами, востребованными обществом.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, в то же время все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность в гимназии включает в себя духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное направления развития личности (таблица 1). По запросу родителей данные занятия посещают 100% обучающихся 1-4 классов.
Внеурочная
деятельность
Количество часов в неделю
Осуществляется через:
I класс
II класс
III класс
IV класс
Театр
1
2
2
2
ДПиШ
ИЗО
1
1
2
2
Отделение искусств гимназии
Хореография
1
1
1
1
Растим патриотов
1
1
1
1
Классное руководство
I- IV классов
€хлак (уроки нравственности)
1
1
1
Дополнительное образование гимназии
Краеведение
1
Фольклор
1
Лепка
1
1
1
1
«В мире знаний»
1
1
1
1
Всего
8
9
9
8
Таблица 1. План организации внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов в МБОУ «Татарская гимназия г. Белебея» РБ
Кроме того, гимназия предоставляет обучающимся возможность выбора различных занятий, направленных на развитие индивидуальных способностей через деятельность отделения искусств гимназии:
вокальной студией «Веселые нотки», где дети занимаются в 4 вокальных группах;
хореографическими студиями «Асылъяр», «Умырзая», «Ихлас»;
изостудией «Юный художник», где ведется проектно-исследовательская работа «Современная интерпретация татарского народного орнамента в изделиях декоративно-прикладного искусства»
театральной студией «Пилигримм» (МАОУ ДОД Дом пионеров и школьников).
Для получения учащимися начального музыкального, хореографического и художественно-эстетического образования в отделении искусств работа ведется по следующим направлениям: «Элементарная теория музыки», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Вокал. Вокальный ансамбль», «Хор», «Индивидуальное обучение по классу фортепиано, баяна, татарского курая”, “Хореография”, “Изобразительное искусство”, в том числе “Лепка”. Обучение бесплатное.
В целях развития, демонстрации творческих способностей учащихся издается электронная газета “Илkамлы кал‰м”, которая размещается на сайте гимназии.
Проектная деятельность осуществляется на занятиях внеурочной деятельности по различным направлениям, цель которых - создание условий для успешного освоения основ исследовательской деятельности через игры, наблюдения, исследования. В гимназии уже сложился определённый опыт в данном направлении. Учащиеся начальной школы, начиная со 2 класса, занимаются исследовательской деятельностью в составе научного общества гимназии «Искатель», добиваются результатов в научно-исследовательских конференциях различного уровня.
В структуре управления организацией внеурочной деятельности мы обозначаем зоны сетевого взаимодействия: гимназическая, муниципальная, республиканская, межрегиональная, федеральная/международная.Работа по программе «Одаренные дети» вышла на новый уровень – наши дети активно участвуют в республиканском лагере для одаренных детей «С‰л‰т – Кандрак_л”, Международном форуме «С‰л‰т», Межрегиональном молодежном форуме интеллектуального творчества «Агыйдел».
В гимназии особое внимание уделяется работе инновационных и экспериментальных площадок, как действенного инструмента развития и воспитания личности всех участников образовательного процесса. Программа «Здоровье» апробирована в рамках муниципальной экспериментальной площадки по теме «Формирование культуры и создание условий для психолого-медико-психологической защиты» (2006-2011 гг.), информатизацию образовательного пространства начали с федеральной сетевой ЭП: «Апробация электронно-сетевой версии инновационной технологии управления качеством предметного обучения (на примере авторской технологии РОСТ Б.Х.Юнусбаева в условиях разнотипных образовательных учреждений). В настоящее время на базе гимназии организована работа республиканской инновационной площадки «Управление формированием УУД на основе внедрения ИКТ в образовательный процесс» (на 2013-2016 гг.). Деятельностью республиканской экспериментальной площадки «Формирование языковой личности в образовательной среде татарской гимназии» (БГПУ им. М.Акмуллы, 2014-2017 гг.) охвачены все уровни общего образования, в т.ч. и отделение дошкольного образования гимназии.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности гимназии представлено программой «Здоровье». Ежедневно учебный день начинается с утренней пробежки вокруг здания гимназии. Проводятся получасовые спортивные перемены, где учащиеся начальной школы выходят на свежий воздух и играют в национальные подвижные игры (зимой – это катание с горки). Для старших – это различные занятия по дням недели – национальные пляски, бег, отжимание, пресс, теннис, пионербол, волейбол, вальс. Результат – очень низкий показатель заболеваемости среди детей. В столовой организовано трехразовое горячее питание, которым охвачено 100% обучающихся. Ведутся занятия спортивных секций. Целью данного направления является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, посредством освоения двигательной деятельности. Ведутся уроки нравственности «€хлак», где дети познают основы ислама, учатся милосердию и уважению по отношению к старшим и друг к другу. Ежегодно в гимназии проводятся национальные праздники со спортивной составляющей - Турслет, Сабантуй, праздники Нардуган, Науруз. Заключены Договора с муниципальным автономным учреждением физкультурно-спортивной направленности «Чемпион», спортивно-оздоровительным комплексом г. Белебея, который представляет детям посещение бассейна на льготных условиях. По просьбе родителей в целях сохранения зрения, сохранения мотивации детей к учебному процессу в гимназии издан приказ о запрете использования мобильных телефонов во время учебно-воспитательного процесса.
Нужно отметить, в гимназии созданы все условия для эффективной организации внеучебной деятельности – оснащенные мультимедийным оборудованием учебные кабинеты, имеются компьютеры, соединенные в локальную сеть с выходом в Интернет. Гимназия имеет свой автобус.
Вся наша деятельность, проверенная многолетним опытом, представляет собой единую систему. Эта система очень продуманная и отлаженная. Результаты апробации нашей модели организации внеурочной деятельности полностью себя оправдали: за 20 лет существования нашей гимназии в числе ее воспитанников не оказался ни один ребенок, который бы был привлечен к ответственности перед законом; успеваемость и качество знаний за последние 3 учебных года 100% и 68-74 % соответственно, мониторинг результативности предметных олимпиад, марафонов подтверждает положительную динамику роста, проведенная диагностика нравственной воспитанности и особенностей процесса социализации обучающихся демонстрирует положительный результат всей образовательной деятельности гимназии.
Хочется сказать, мы не останавливаемся на достигнутом: ищем новые формы и методы работы для формирования нравственных идеалов и чувства патриотизма у детей, которые будут противостоять отрицательным веяниям нового времени, духу стяжательства и бездуховности.
Надеемся, что наш опыт работы станет для коллег некоторым направлением в улучшении организации работы по развитию и воспитанию подрастающего поколения.
13PAGE 15
13PAGE 15
Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности
Модель дополнительного образования
Модель
«Школы полного дня»
Оптимизационная модель
Инновационно-образовательная модель
Модель нравственного воспитания на традициях народной педагогики
Модель дополнительного образования
Модель
«Школы полного дня»
Оптимизационная модель
Инновационно-образовательная модель
)ђЗаголовок 315