Реферат на общечеловеческую ценность Праведное поведение.


Лебедева Елена Владимировна , учитель самопознания и биологии
КГУ «Гимназия № 46» г. АлматыРеферат на общечеловеческую ценность Праведное поведение.
«Будьте внимательны к своим мыслям –
они начало поступков».
Лао Цзы Основа духовно-нравственного образования - это способность раскрытия общечеловеческих ценностей, которые есть у каждого человека. И наша цель сделать их основой жизни. Автор проекта С.А.Назарбаева в своей книге «Этика жизни» пишет: « Надо возродить этику жизни взамен тех условностей « цивилизованного этикета», которыми так долго обходились мы, беспамятные дети XX века. Ведь народ испокон веков владел и пользовался этими ценностями…, черпал воду из хрустального родника духовности. Но в бурном ритме последних десятилетий путь к свои истокам наши современники попросту забыли. И я убеждена, что поиск этой дороги к роднику с хрустальным источником Духовности – задача из задач для каждого… или если хотите, назовите ее дорогой к Храму знаний о человеке. Познать себя – должен каждый».1 Духовность – это, значит, вобрать в себя столько света, любви, доброты, чтобы излучать, чтобы люди, соприкасаясь с тобой, черпали из тебя как из родника c чистой водой, чтобы испытывали облегчение и успокоение, в соприкосновении c тобой очищали свою душу. И я убеждена, что эта великая сила и любовь должна исходить из души, из сердца.
Духовность - это и есть абсолютная любовь к себе и твоему окружению. Но учитель, который не учится, который считает, что все знает, на мой взгляд, это не настоящий учитель. Нужно всегда совершенствоваться, что-то исправлять в себе, самопознаваться, вот тогда и откроется «ключик » к духовности и, имея свою духовность, мы сможем помочь детям, раскрыть абсолютную любовь, абсолютную чистоту, научим их жить без зла, греха и зависти. Направлять их на совершение добрых поступков и дел.
Наша жизнь развивается по спирали. На протяжении многих столетий мудрецы говорили о духовности, о ее значимости для человека и это самое высшее к чему должен стремиться человек. Хотела привести цитату из базового руководства для учителей самопознания: « духовное не порождается ни в одной из форм непосредственной жизнедеятельности человека, оно присутствует в человеке до всякого человеческого действия; …духовное не выводимо из мира, но мирское бытие играет какую-то духовную роль; знание и мудрость следует за духовностью. … Философии, как любви мудрости, следует не констатировать факт разрыва материальной и духовной составляющей человека, а совершить дело воссоединения духа и материи, бытия и смысла, сущего и должного; все человеческое бытие пронизано духом, и вся жизнедеятельность человека одухотворена…»2
Если яйцо разбивается силой извне, жизнь прекращается. Если яйцо разбивается силой изнутри, жизнь начинается. Все великое всегда начинается изнутри.
Духовность – это внутреннее значение тех действий, которые не причинят вреда другим; знания, которые доходят до автоматизма, то есть человек, не задумываясь, всегда любую ситуацию поворачивает на добро, на не причинение другим зла.
И мы сейчас коснулись общечеловеческих ценностей – это истина, любовь, праведное поведение, покой и ненасилие. До этих курсов ценности были только словами, до конца неосмысленными. И сейчас, пропуская, их через свое сердце начинаю меняться. Проведенные уроки и душевные беседы с детьми, при которых некоторые дети начинают плакать, это говорит о том, что беседа не пошла пустым звуком, а ребенок пропустил ее через себя. Отношения с родителями, сказать им, что их ребенок самый любимый, и они поймут и изменят свое отношение к нему. Пусть не все, но если даже один меня услышит, это маленькая победа.
На первом этапе наших курсов, мы говорили о Дереве ценностей. Корни - это Истина (основополагающий принцип, духовное начало, неизменное во времени). Истина поливается Любовью (чистой, бескорыстной энергией) и вырастает Дерево с высоким прочным стволом, который крепиться на поступках, долге, обязательствах, согласно внутреннему голосу Совести - это Праведное поведение. И плодами на дереве являются Внутренний покой (умиротворение ума) и Ненасилие (не причинение вреда никому, ни словом, ни мыслью, ни делом). Каждая ценность между собой взаимосвязана, неразделима и они создают для духовности человека одну основу.
Хочу пронести ценность Праведное поведение через все ценности и кратко остановиться на каждой.
Вопрос: Кто я? Какова цель моей жизни? Как познать внутреннее Я? ». Я задаю себе эти вопросы, на которые сразу трудно ответить, копаешься глубоко в душе, начинаешь переосмысливать всю свою жизнь, сравнивать свою жизнь с жизнью других людей. Мои родители воспитали меня, дали образование, любили и любят меня, думаю, мной всегда гордились и гордятся. У меня есть семья и там я – мама, жена, а насколько хорошая и чуткая, я не могу говорить и судить, а только могу предполагать. Стараюсь изо всех сил стать лучше, думаю, не всегда получается, но я стараюсь. Что же касается моего выбора профессии, задумываюсь, каждый раз о своих учениках, чтобы они выросли настоящими людьми, чтобы мы жили в мире. Все это мне дали родители , наставники- учителя, вернее не дали , а помогли развить духовное начало, которое сопровождает меня в течение жизни. И истина, будь она относительная или абсолютная, не изменяется во времени, ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем.
Любовь! Как много в этом слове! Это слово у всех на слуху, но далеко не каждый человек знает ее истинное значение. Любовь - это не чувство, а энергия, которая нас поддерживает всю жизнь. Очень важно уметь любить окружающих тебя людей, проявляя бескорыстность, человечность, то есть те качества характера, которые очень нам нравятся в людях. Как любому человеку мне хотелось любить и быть любимой, создать семью, в которой царит любовь. Ведь любовь окрыляет, толкаем на безумные поступки, творит чудеса. Наша жизнь состоит из историй о любви. Она разная: взаимная, эгоистичная и далеко не всегда бескорыстная. Я думаю надо проявлять ее, бескорыстно дарить другим, не требуя взамен ничего. Очень важно проявлять ее самые лучшие стороны на нашей работе. Ведь дети, которые нас окружают, распознают даже самую маленькую фальшь. А если мы искренне улыбаемся, помогаем им, не на словах, а на деле являемся «второй мамой», то получаем взамен такую энергию, которая помогает нам «взлетать» вместе с детьми. Нужно любить сердцем, не выделяя никого и никого не отвергая. Я уверена, это не просто долг или обязательства, а поступки согласно внутреннему голосу совести. Безумно приятно, когда ко мне приходят выпускники, которые давно окончили школу, когда приглашают на свадьбу, на крещение ребенка и это придает силы и внутреннюю энергию, а также убеждение, что выбрала правильно профессию, которая приносит плоды. Очень люблю свою профессию, свою семью, своих подруг, друзей, соседей. Училась, смотря на отношения моих родителей ко всем, и беря с них пример. Вот она бескорыстная любовь: Любовь в поступках – Праведное поведение. Любовь в чувствах – Покой. Любовь в мыслях и словах – Истина. Любовь в миропонимании – Ненасилие. Перечислять можно очень долго, но если коротко, то очень люблю мир, в котором я живу. Как у любого человека не все получается, но мне хочется жить в мире свободном от насилия. Люди не думают, что, причиняя страдания другому, мы причиняем их себе, оскорбляя других, мы оскорбляем себя. Мы являемся частички огромного мира, в котором все нуждаются в добродетели, как люди, так и животные. В природе тоже должен сохраняться баланс, соблюдаться определенные законы, нарушение их приводит к катастрофам. Мы люди, к сожалению, об этом не задумываемся, а если задумываемся, то очень редко.
А дальше проявляются, следующие ценности как внутренний покой и ненасилие. Когда человек осознает истину, совершает праведные поступки с любовью, то в его душе расцветают благоухающие цветы внутреннего покоя и притом, не причиняя вреда никому ни мыслью, ни словом, ни делом. Я стараюсь проявлять ненасилие по отношению в первую очередь к себе. Осмысливая слова, пропуская через сердце, старюсь не обижать других людей, детей. Даже в самом плохом видеть хорошее. Стараюсь прощать, но, к моему сожалению, не всегда получается, и поэтому не могу обрести внутренний покой. Девизом ненасилия является: «Думай о хорошем, Смотри на хорошее, Слушай хорошее, Говори хорошее, Делай хорошее – вот путь к счастью». Почему люди совершают ужасные поступки, у них непристойные мысли и слова, и ответ на этот вопрос кроется в их воспитании. Вот вам проявление кризиса в реальности. Там где с детства был недостаток любви, родители или не умели, любить своих детей, или не хотели, что говорить о духовности, о ней там просто не знали. Вот в таких семьях насилие проявляется, как реакция на изменение. А это приводит к насилию над природой. Я искренне верю, если человеку помочь, то он изменит свое представление о духовности и будет воспитывать уже своих детей по другому. Наш мир огромен, надо научить жить в гармонии со всеми окружающими тебя живыми существами. И природа щедро нас одарит своими дарами.
Изначально хотела начать свой реферат с размышления на тему, почему мне досталась эта ценность. Не бывает в мире случайностей, скорее всего это закономерности. Мысли скомканы, путаются, не от того что не знаю о чем писать, не могу выразить словами. Начинаешь переосмысливать свою жизнь с позиции педагога. Раньше особо не задумывалась об этой ценности. Но она у меня ассоциировалась с чем-то религиозным. Я не фанатично верю в Бога, но вера моя давняя и к моей внутренней радости она крепчает и не ослабевает. Не от того, что сейчас очень много говорят о Боге, нет, эта вера внутри. Любая религия несет ненасилие. И теперь особо хочу подчеркнуть, что это не религиозное, а светское развитие, которое идет в ногу с принципом, объединяющим психическую и духовно-нравственную природу человека и общества, меняя меня из нутрии, приводя к правильным поступкам.
Я не первый год преподаю в школе. Встречались разные коллеги, дети, родители, администрация и каждый раз новый виток общения, с внутренним переоцениванием ситуации. Обиды, разногласия оставляют сильный след в душе и парой так обидно, что не сдержался, нагрубил ближнему тебе человеку. А могло все быть по- другому, без обвинений и обид. Жизнь в таких ситуациях не кажется счастливой, а очень хочется. Вот так ничего не предпринимая быть счастливыми. Многие философы говорили, что бы изменился мир, изменись сам. На работу надо идти, как на праздник, ведь ты работаешь с людьми. Улыбка и доброжелательное отношение многих успокоит, многим даст веру и поддержку в себя. А дети, которые нас окружают, «заражают» нас своей бесконечной энергией. Смотришь иногда на учителей в возрасте и начинаешь задумываться, почему они не стареют, и невольно приходишь к выводу, работая с детьми, чтобы получить такую отдачу от них, в первую очередь ты сам должен верить в то чем занимаешься и выложится на все « 100», и это вдохновляет меня. Бывает так, ребенок сидит, молчит, не активен, но проходит время и он раскрывается с такой силой, что это поражает. В разговоре выясняется, что его давно волновала эта тема и проблема, но ему не хватало поддержки, уверенности, что бы это сказать вслух. На родительских собраниях родители жалуются на то, что у них нет контакта с детьми, что дети их не слушают, не понимают. Но кто в этом виноват, разве дети? Я писала эссе о современном педагоге гуманисте Ш.А.Амонашвили, о его книге «Спешите, дети, будем учиться летать!». Так вот в этом произведении есть очень красивые слова, ребенка к матери: « Полюби меня, чтобы я родился с любовью к тебе». Ребенок рождается с высшими ценностями, с крыльями, но когда рвется невидимая нить духовности, он забывает про свои крылья. Но, к сожалению не каждая мать способна сказать такие слова ребенку. Нужно любить и доверять своим детям. В воспитании своих детей придерживаюсь принципа единства мысли, слов и дела. И этот принцип развивается у них, формируя замечательные качества характера.
Ведь целью праведного поведения пробудить заложенную в каждом человеке способность различать и слышать голос совести. Хотела привести слова Шакарима Кудайбердиева: « В процессе воспитания человека необходимо ввести науку Совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны разработать данное учение как предмет, обязательный для всех». Это было бы правильно, особенно в наше время, когда действия людей оставляют желать лучшего. Я не могу утверждать, что не нарушала эти цели. Наверное, каждый человек, говорящий не правду, если это наверное не обходимо, оправдывает себя тем, что это во благо себя и окружающих. Мы ругаем детей, за их не правильные поступки, а сами поступаем совсем не так, как надо. Ведь, изучая человеческое сознание, мы совсем забываем о существовании сверх сознания. Где, когда мы злимся, наша интуиция? Где, когда мы говорим не правду, наша совесть? Мы перестаем адекватно думать, наше подсознание нами управляет. Нужно наблюдать своими за действиями. Не причинять вреда никому, поступать по совести, помогать, а для этого необходимо знать, уважать и выполнять законы природы, морали и государства.
Пифагор говорил: «Велика наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем». Тое есть секретом счастливой жизни является сонастроенность с настоящим моментом. Я стараюсь видеть во всем плюсы, улыбаться, быть внимательной и дружелюбной. И наверное могу назвать себя счастливым человеком, потому, что с удовольствием иду на работу, и удовольствием иду домой. У любого человека есть привычки, и я не исключение. Уважаю, свои привычки пунктуальность, аккуратность, дисциплинированность, работаю над тем, чтобы быть более спокойной и сдержанной. Но в определенных моментах моей жизни моя активность нравиться людям, моим ученикам во время объяснения нового материала, в общении. Не всегда могу управлять своими желаниями, пока не могу отказаться от вкусной еды, а это насилие над телом и это плохой пример моим детям. А также надо поставить потолок для желаний на деньги, энергию и время. Работая в школе, убеждаюсь, что многим учителям не место в школе. Их мысли, речь, отношения к долгу желают быть лучше. Как можно требовать, не опаздывать на урок детей, если сами опаздывают, или требовать говорить правильно, воспитанно, когда сами кричат на детей, не стесняясь в выражениях. Поэтому учащиеся не могут жить в сотрудничестве друг с другом, а мы должны учить их этому. Когда праведное поведение будет рождаться в сердце, тогда это выразится и словах и действиях. Мы должны сами исполнять то, чему учим детей.
Жизнь – это счастье, а так же стремление к душевному спокойствию. Хочется реализовать уровни праведного поведения: БУДЬ, ДЕЛАЙ, ГОВОРИ, а также хочется стремиться к неношению прошлого. Эпитетом моего реферата были слова Лао Цзы: «Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков». Каждое утро я просыпаюсь, делаю анализ поступкам, улыбаюсь новому дню, настраиваю жизнь на позитивный лад и стараюсь жить каждую минуту с пользой для других.
1 Назарбаева С.А. Этика жизни – Алматы, 2001.
2 Руководство для учителя. Базовый уровень. Национальный научно-практический, образовательный и оздоровительный центр «Бобек» - Алматы,2015.- с.91.