Тренировочный тест для подготовки к ОГЭ – 2017 по химии в 9 классе
Тренировочный тест для подготовки к ОГЭ – 2017 по химии в 9 классе
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из 2 частей, включающих 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развернутым ответом.
Ответы к заданиям 1-15 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответы к заданиям 16-19 записываются в виде последовательности цифр.
К заданиям 20-22 следует дать полный развёрнутый ответ, включающий в себя необходимые уравнения реакций и решение задачи.
При выполнении работы можно пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
Часть 1
При выполнении заданий 1-15 из четырех предложенных вам вариантов ответов выберите один верный. Обведите номер правильного ответа кружочком.
1. В атоме элемента два энергетических уровня заполнены электронами, а на третьем находятся 4 электрона. Какой это элемент?
1) кремний
2) углерод
3) кислород
4) сера
Ответ:
2. Неметаллические свойства простых веществ усиливаются в ряду
1) фосфор кремний алюминий
2) фтор хлор бром
3) селен сера кислород
4) азот фосфор мышьяк
Ответ:
3. Веществами с ионной и ковалентной неполярной связью являются соответственно
1) хлорид натрия и хлор
2) водород и хлор
3) хлорид меди(II) и хлороводород
4) вода и магний
Ответ:
4. В ряду веществ: NaCl, Cl2O, CCl4, HCl2O3 количество веществ, в которых степень окисления атомов хлора
·1, равно
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ:
5. Формулам NO2 и Cu(OH)2 соответствуют названия
1) оксид азота(I) и гидроксид меди(I)
2) оксид азота(II) и гидроксид меди(I)
3) оксид азота(II) и гидроксид меди(II)
4) оксид aзотa(IV) и гидроксид меди(II)
Ответ:
6. Признаком протекания химической реакции между растворами нитрата меди(II) и гидроксида натрия является
1) появление запаха
2) растворение осадка
3) выделение газа
4) образование осадка
Ответ:
7. Правая часть уравнения электролитической диссоциации нитрата железа(II):
1) 2Fe2+ + 3NO3-
2) 2Fe2+ + 2NO2-
3) Fe2+ + 2NO3-
4) Fe3+ + 2NO3-
Ответ:
8. Сокращенному ионному уравнению
Zn+2 + 2OH- = Zn(OH)2
соответствует левая часть схемы уравнения химической реакции
1) ZnSO4 + KOH
2) Zn(NO3)2 + Cu(OH)2
3) ZnO + KOH
4) ZnS + Ca(OH)2
Ответ:
9. Водород не реагирует с
1) оксидом меди(II)
2) хлором
3) гидроксидом натрия
4) кислородом
Ответ:
10. Химическая реакция возможна между
1) оксидом серы(IV) и соляной кислотой
2) оксидом алюминия и гидроксидом натрия
3) оксидом берилия и кислородом
4) оксидом железа(II) и оксидом калия
Ответ:
11. Какие вещества из приведённых ниже образуются при взаимодействии нитрата серебра с соляной кислотой?
A) Cl2
Б) Cu(NO3)2
B) AgCl
Г) Ag
Д) HNO3
Выберите ответ с набором букв, которые соответствуют образующимся веществам.
1) ВД
2) БВ
3) ГД
4) АГ
Ответ:
12. С раствором карбоната калия реагирует
1) HCl
2) KOH
3) Na2SO4
4) O2
Ответ:
13. Верны ли суждения об экологической безопасности химических производств?
А. Выбросы сернистого газа, образующегося в процессе получения серной кислоты, положительно влияют на здоровье человека, растительный и животный мир.
Б. Отходы переработки свинцовых руд не представляют угрозы для окружающей среды и здоровья человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
14. В реакции, схема которой
NO2 + H2O HNO2 + HNO3
восстановителем является
1) N+3
2) N+4
3) O-2
4) H+
Ответ:
15. Массовая доля кислорода в сульфате меди(II) равна
1) 10,0%
2) 32,0%
3) 16,0%
4) 40,0%
Ответ:
Часть 2
При выполнении заданий 16, 17 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и обведите их номера. Цифры выбранных ответов запишите в указанном месте в порядке возрастания без дополнительных символов.
16. При выполнении задания из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны.
В ряду химических элементов Li Be B
1) увеличивается заряд ядер атомов
2) возрастают кислотные свойства образуемых гидроксидов
3) увеличивается число электронных уровней
4) уменьшается электроотрицательность
5) возрастает атомный радиус
Ответ:
17. При выполнении задания из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны.
Жиры
1) при обычных условиях твердые вещества
2) входят в состав растительных и животных организмов
3) растворяются в воде
4) обладают моющими свойствами
5) являются одним из источников энергии для живых организмов
При выполнении заданий 18,19 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Выбранные цифры запишите в таблицу под соответствующими буквами.
Ответ:
18. Установите соответствие между веществами и признаком протекающей между ними реакции. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
РЕАГИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА
ПРИЗНАК РЕАКЦИИ
А) FeCl3 и AgNO3
Б) FeCl3 и NaOH
В) Na2SiO3 и HCl(р-р)
1) образование белого творожистого осадка
2) образование бурого осадка
3) выделение газа
4) образование бесцветного студенистого осадка
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
19. Установите соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых оно может взаимодействовать.
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА
РЕАГЕНТЫ
A) Р (красн)
1) HCl , HNO3
Б) Fe2O3
2) O2, Ca
B) NH4Cl
3) BaCl2, CO
4) KOH, AgNO3
Ответ:
А
Б
В
Часть 2
Для ответов на задания 20-22 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (20,21, или 22), а затем развернутый ответ к нему.
20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой
HNO3 +Zn = Zn(NO3)2 + NO + H2O
Определите окислитель и восстановитель.
21. При растворении в избытке разбавленной серной кислоты цинка, содержащего 4,5% нерастворимых примесей, выделилось 2,24 л (н. у.) водорода. Определить массу исходного образца металла, содержащего примеси.
22. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме:
CuO CuCl2 Cu(OH)2 CuSO4Cu
Для предпоследней реакции напишите сокращённое ионное уравнение.
Система оценивания тестовой работы по химии
Верное выполнение каждого из заданий части 1 базового уровня сложности (1–15) оценивается 1 баллом.
Верное выполненное каждого из заданий части 1 повышенного уровня сложности (16–19) максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются верно выполненными, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются в 0 баллов.
Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются в 0 баллов.
Часть 1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
3
1
2
4
4
3
1
3
2
11
12
13
14
15
16
17
18
19
1
1
4
2
4
12
25
124
214
Часть 2
20. Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой:
HNO3 +Zn = Zn(NO3)2 + NO + H2O
Укажите окислитель и восстановитель.
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
1)Составлен электронный баланс.
Zn0 - 2
· = Zn+2
· 2
·3
6
N+5 + 3
· = N+2
· 3
·2
2) Указано, что цинк в степени окисления Zn0 (Zn) является восстановителем, а азот в степени окисления N+5 (HNO3) окислителем.
3) Составлено уравнение реакции:
8HNO3 +3Zn = 3Zn(NO3)2 + 2NO + 4H2O
Критерии оценивания
Баллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы
3
В ответе допущена ошибка только в одном из элементов
2
В ответе допущены ошибки в двух элементах
1
Все элементы ответа записаны неверно
0
Максимальный балл
3
21. При растворении в избытке разбавленной серной кислоты цинка, содержащего 4,5% нерастворимых примесей, выделилось 2,24 л (н. у.) водорода. Определить массу исходного образца металла, содержащего примеси.
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
1) Составлено уравнение реакции:
Zn + H2SO4 = Zn SO4 + H2
2) Рассчитанo количество вещества водорода и цинка:
n(H2) = V(H2) : Vm = 2,24 : 22.4 = 0,1 моль
n(Zn) = n (H2) = 0,1 моль
3) Определена масса чистого цинка:
m (Zn) = n(Zn) M(Zn) = 0,1 65,4 = 6,54 г.
m(смеси) = m (Zn) + 0,045 m (Zn) = 6,8 г.
Ответ: 6,8 г
Критерии оценивания
Баллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы
3
Правильно записаны 2 элемента из названных выше
2
Правильно записан 1 элемент из названных выше (1-ый или 2-ой)
1
Все элементы ответа записаны неверно
0
Максимальный балл
3
22. Напишите уравнения реакций, соответствующие схеме:
CuO CuCl2 Cu(OH)2 CuSO4Cu
Для предпоследней реакции напишите сокращённое ионное уравнение
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Напишем 4 уравнения реакций:
CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O
CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaCl
Cu(OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O
CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4
(подходит также электролиз раствора: 2CuSO4 + 2H2O = 2Cu+2+ H2SO4 + O2)
Составим сокращенное ионное уравнение для предпоследней реакции:
Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O
Критерии оценивания
Баллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы
5
Правильно записаны четыре элемента ответа
4
Правильно записаны три элемента ответа
3
Правильно записаны два элемента ответа
2
Правильно записан один элемент ответа
1
Все элементы ответа записаны неверно
0
Максимальный балл
5
2017 год.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.
Таблица 4Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)
08 баллов отметка «2»
917 баллов отметка «3»
1826 баллов отметка «4»
2734 баллов отметка «5»
Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15