Логопедические особенности аутичных детей


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ
Павлова И.А.
МБОУ «СШ № 21 им. Н.И.Рыленкова»
В последнее время увеличилось число детей с ранним детским аутизмом и детей с аутичными компонентами. Детский аутизм проявляется в различных формах, при различных уровнях интеллектуального развития.
Аутизм- расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.
Изменения речи у детей с РДА разнообразны и включают в себя нарушения различного генеза и разного патогенетического уровня:
- нарушения речи как следствие задержанного развития (косноязычие, физиологическая эхолалия, бедность словарного запаса и т.д.);
- речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания Я в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;
- речевые нарушения кататонической природы (эхолалии, внутренняя речь затухающая, мутизм, скандирование, растянутое или ускоренное звукопроизношение, нарушения тональности, темпа, тембра речи в виде незавершённых, непоследовательных ассоциаций и др.);
- психического регресса (появление речи довербального фонематического уровня);
- расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса (нарушение смысловой стороны речи в виде незавершённых, непоследовательных ассоциаций и др.)
Выделяются следующие основные особенности развития речи и речевых расстройств аутичных детей:
некоммуникативность;
искажённость;
частое наличие своеобразной вербальной одарённости;
мутизм или распад речи.
Особенности логопедической работы:
психолого-педагогическое сопровождение осуществляется междисциплинарной командой специалистов (детским психиатром, психологом, специальным педагогом, логопедом), в которой логопед оценивает особенности коммуникации и речевого развития, ведет коррекционную работу в этих направлениях;
- она должна строиться с опорой на диагностическое обследование, определяющее картину целостного развития ребенка;
- логопедическое обследование включает детальное обследование понимания речи и состояния коммуникативных навыков.
Основные задачи по развитию речи у детей с РДА:
Установление эмоционального контакта с ребёнком.
Активизация речевой деятельности.
Формирование и развитие спонтанной речи в быту и игре.
Развитие речи в обучающей ситуации.
Основные этапы работы:
Iэтап:
- первичный контакт;
- адаптационный период;
-формирование взаимодействия логопеда с ребёнком;
- определение средств, способных привлечь внимание ребёнка (вестибулярные, тактильные, сенсорные).
II этап:
- формирование первичных учебных умений.
III этап:
- работа над указательными жестами и жестами «да» и «нет».
IV этап:
- обучению чтению.
Я бы хотела более подробно остановиться на обучении «особых» детей навыкам чтения. Для обучения аутичных детей чтению и письму можно использовать модифицированную методику "глобального чтения". Работа делится на несколько этапов:
Первый этап. Взрослый вместе с ребёнком рассматривает фотографии из семейного альбома, называет людей, изображённых на фотографиях: "Это наш папа (дедушка, бабушка и т. д.). Заранее подготавливаются таблички со словами - надписями к фотографиям. Табличка с подписью кладётся справа от фотографии. На первом занятии можно предложить ребёнку от 2 до 5 слов. На следующем занятии проводится закрепление слов первого занятия и, возможно, добавление ещё 1 -3 слов.
Второй этап. Все изученные слова, вместе с их фотографическим или рисованным изображениями помещаются в альбом. Далее в этом же и других альбомах можно размещать предметные картинки по лексическим темам, сочетая картинки с их надписями. Важно помнить, что изучаемые слова, должны быть просты в написании и написание этих слов должно совпадать с их произнесением: дом, стол, пол, стул и т. д.
Третий этап. Одновременно со словами ребёнка можно начать обучать буквам. Вначале ребёнку предлагаются для изучения гласные: А, О, У, И, затем их сочетания: уа, ау, иа. Затем к данным гласным можно постепенно добавлять согласные: М, П, Т, К и т. д.
При изучении каждой буквы подбираем картинки, названия которых начинаются на заданный звук, заучиваем буквы с помощью шершавых трафаретов, используя тактильный метод; работаем с разрезными буквами (собираем, обращая внимание на правильное положение элементов буквы) ; находим заданную букву в ряду других; прописываем буквы пальцем на песке, на крупе, при помощи, кисточки и воды, кисточки и клея ПВА (затем по клеевой основе можно посыпать манной крупой, получается хороший макет буквы).
Четвёртый этап. Учим ребёнка соединять буквы в слоги, обращаем внимание ребёнка, что вначале, что потом: в начале "П", потом "А", вместе: па. Выкладываем из букв разрезной азбуки слоги, печатаем получившиеся слоги или использую уже готовые напечатанные карточки со слогами.
В некоторых случаях возможно использование карточек со слогами, для обозначения первых букв слов, например: барабан - "Ба", кошка -"Ко" и т. д.
Пятый этап.
Работа по составлению фразы и отработанными словами. Каждое слово обозначаем отдельной полоской -фишкой. Начинаем с простого нераспространённого двусоставного предложения: Дом стоит. Мама читает. Папа спит. И т. п.
Затем вместо (поверх) полосок, обозначающих слова, выкладываем карточки с напечатанными на них словами, находим среди картинного или фотоматериала подходящие к данной фразе картинки.
Если всё получается, то далее можно продолжить работу над расширением фразы аутичного ребёнка (Мама читает книгу) и дальнейшему обучению чтению и письму.
На всех этапах работы для логопеда часто более важно сформировать у ребёнка с аутизмом желание общаться, чем добиться усвоения учебного материала.
Список использованной литературы:
Башина В.М. Аутизм в детстве. М.:Медицина,2009.
Нуриева Л.Г. Развитие речи аутичных детей. М., 2013.
Янушко Е.А. Игры с атичным ребёнком. Установление контакта, способа взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.,2014.