Развернутое тематическое планирование. Изобразительное искусство, 5 класс (программа Б.М.Неменского)
Тема четверти (I): «Древние корни народного искусства»
Цель четверти: «Осознание специфики образно-символического языка, пришедшего к нам от далеких предков, корней народного искусства»
№ п/п Тема урока Вид урока Триединство целей Содержание Формы организационной деятельности Планируемые результаты Поисковое домашнее задание
дата Тип урока Учитель Ученик 1. Древние образы в народном искусстве. Урок открытия нового знания.
Урок постановки учебной задачи. - Понимать условно-символический характер народного декоративно-прикладного искусства.
- Уметь сравнивать и анализировать знаки традиционного крестьянского декоративно-прикладного искусства.
- Воспитать умение работать в группах;
интерес к народному творчеству. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Основные знаки традиционного народного искусства. 1. Видеоряд русской природы.
2. Видеоряд основных знаков традиционного народного искусства.
3. Раздаточный материал:
-карточки с изображениями пейзажей;
- карточки с названиями основных знаков;
- карточки с основными знаками традиционного народного искусства.
4. Постановка задачи для выполнения Задания №1:
-- расставить номера пейзажей в соответствии с названиями.
Задания №2:
- разложить карточки со знаками (как в лото) в соответствии с пейзажами и их названиями.
Задания №3:
- определить соответствие нескольких знаков пейзажу и расположить их в соответствующем их значению месте поля пейзажа.
5. Организация работы обучающихся в парах.
6. Организация рефлексии. 1.Самостоятельные ответы.
2. Просмотр основных знаков традиционного народного искусства.
3. Работа с раздаточным материалом:
- выполнение Задания №1; №2; №3:
- работа с карточками при выполнении заданий.
4.Выполнение заданий:
Задания №1:
- простановка номеров пейзажей в соответствии с названиями.
Задания №2:
- раскладывание карточек со знаками (как в лото) в соответствии с пейзажами и их названиями.
Задания №3:
- определение соответствия нескольких знаков пейзажу и расположение их в соответствующем их значению месте поля пейзажа.
5. Работа в паре.
6.Анализ и самоанализ выполненных заданий. Понимание глубинных смыслов основных знаков народного (крестьянского) декоративно-прикладного искусства.
Подобрать иллюстративный материал декоративного убранства русских изб в разных регионах России.
2. Убранство русской избы Урок открытия нового знания.
Урок постановки учебной задачи. - Понимать целостность образного строя традиционного крестьянского жилища.
- Знать названия элементов крестьянской избы.
- Уметь объяснить отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).
- Развить умение анализировать декор отдельных элементов крестьянской избы.
- Развить умение сравнивать творческие работы.
- Воспитать умение коллективной работы.
- Воспитать любовь к традициям родной земли. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Декоративное убранство (наряд) крестьянской избы: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб. 1.Видеоряд декора русской избы.
2. Раздаточный материал:
- вопросы о рисунке декора на элементах русской избы.
3. Постановка творческой задачи:
- художественно-графическое изображение декора на элементах (один на выбор)
крестьянской избы.
4. Организация работы обучающихся в группах.
5. Организация выставки групповой творческой работы. 1. Анализ видеоряда, представление найденного иллюстративного материала об убранстве изб разных регионов России.
2. Работа с раздаточным материалом:
- ответы на вопросы.
3. Выполнение творческого задания:
- художественно-графическое изображение декора на элементах крестьянской избы.
4. Работа в группе.
5. Сравнение и оценка групповых творческих работ. Понимание и объяснение целостности образного строя традиционного крестьянского жилища. Анализ декора традиционной крестьянской избы. Художественно-графическое изображение декора на элементах крестьянской избы.
Подобрать материал для группового проекта:
1 группе - о декоре избы родного края; найти мастера деревянной резьбы и организовать его выступление на уроке;
2 группе - подобрать пословицы и поговорки о предметах быта и убранства русской избы.
3. Внутренний мир русской избы Урок открытия нового знания.
Урок постановки учебной задачи. - Понимать мудрость устройства традиционной крестьянской избы.
- Знать названия и расположение отдельных предметов устройства жилой среды крестьянского дома.
- Уметь расположить предметы убранства крестьянской избы в местах традиционного их расположения.
- Уметь объяснить пословицы и поговорки о предметах убранства русской избы.
- Развить умение сравнивать и оценивать творческие работы.
- Воспитать умение коллективной работы.
- Воспитать любовь к традициям родной земли. Устроение внутреннего убранства крестьянской избы, ее символика (потолок – небо, пол – земля, подпол –подземный мир, окна – свет и т. д.) Жизненно важные центры в крестьянской избе.
1.Видеоряд внутреннего убранства крестьянской избы.
2. Раздаточный материал:
- карточки с названиями предметов внутреннего убранства крестьянской избы;
- для коллажа.
3. Постановка творческой задачи:
- создание коллажа «В русской избе».
4. Организация работы обучающихся в группах.
5. Организация выставки групповой творческой работы.
6. Видеоряд «В русской избе» 1.Поисковые группы озвучивают свои пословицы и поговорки о внутреннем убранстве русской избы.
2.Работа с раздаточным материалом:
- поиск названий запомнившихся предметов внутреннего убранства крестьянской избы;
- создание коллажа.
3. Творческое задание:
- коллаж «В русской избе».
4. Работа в группе.
5. Сравнение и оценка групповых творческих работ.
6. Оценивание верности расположения предметов внутреннего убранства крестьянской избы при выполнении творческого задания. Понятие мудрости устроения крестьянского жилища.
Создание коллажа внутреннего убранства русской избы. Подобрать материал для группового проекта:
2 группе – подобрать пословицы и поговорки о предметах внутреннего убранства русской избы;
3 группе - организовать выступление гостя на уроке об убранстве и укладе жизни в крестьянской избе.
4. Конструкция
и декор предметов народного быта и труда. Урок общеметодической направленности.
Урок моделирования и преобразования модели - Иметь представление о декоративно-тематической композиции в украшении предметов крестьянского быта и труда.
- Развить творческую активность, трудолюбие, умение использовать полученные знания.
- Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда – 0бласть конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. 1.Видеоряд предметов крестьянского быта и труда (ковш, ендова, солоницы и хлебницы, вальки, рубель, прялка)
2.Раздаточный материал:
-вопросы к уроку,
-карточки с изображениями прялок,
-карточки с изображениями знаков;
-трафарет лопасти прялки.
3. Постановка творческой задачи:
- выполнение эскиза декора прялки на готовом трафарете.
4. Организация индивидуальной работы.
5. Организация выставки творческих работ. 1. Анализ видеоряда.
2. Работа с раздаточным материалом:
-рассматривание изображений прялок,
-анализ декора.
3.Выполнение эскиза декора прялки на готовом трафарете.
4.Индивидуальная работа.
5. Сравнение и оценка творческих индивидуальных работ. Представление о декоративно-тематической композиции в украшении предметов крестьянского быта и труда. Художественно-графическое изображение декора на лопасти прялки. Подобрать материал для группового проекта:
3 группе – найти предметы народного быта и труда;
2 группе – подобрать пословицы и поговорки о предметах народного быта и труда.
5. Русская народная вышивка. Урок «открытия» нового знания.
Урок моделирования и преобразования модели. - Иметь представление о крестьянской вышивке как хранительнице древнейших образов и мотивов.
-Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки.
- Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. Крестьянская вышивка-хранительница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента и его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой. Символика цвета в крестьянской вышивке. 1.Видеоряд предметов, украшенных народной вышивкой, элементов народной вышивки.
2. Раздаточный материал:
-вопросы к уроку,
-карточки с изображениями народных вышивок на полотенцах;
-карточки с изображениями знаков.
3. Постановка творческой задачи:
- выполнение эскиза вышивки на полотенце.
4. Организация работы в парах.
5. Организация выставки творческих работ. 1. Анализ видеоряда.
2. Работа с раздаточным материалом:
-рассматривание изображений народных вышивок на полотенцах,
-анализ элементов вышивки.
3.Выполнение эскиза вышивки на полотенце.
4.Работа в парах.
5. Сравнение и оценка творческих индивидуальных работ. Понимать и анализировать особенности образного языка народной вышивки, самостоятельно создавать варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию, используя для вышивки традиционное сочетание цветов. Подобрать материал для группового проекта:
2 группе – подобрать пословицы и поговорки о рушнике;
4 группе – найти рушники; организовать выступление мастера народной вышивки.
.
6. Народный праздничный костюм. Урок «открытия» нового знания.
Урок моделирования и преобразования модели. - Иметь представление о целостном художественном образе народного праздничного костюма, о разнообразии его форм и украшений.
-Анализировать разнообразие форм и украшений русского народного праздничного костюма, объясняя общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.
-Воспитывать осознание значения традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Рубаха – основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма.
Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма. Защитная функция декоративных элементов. 1.Видеоряд предметов русского праздничного народного костюма.
2. Раздаточный материал:
-вопросы к уроку,
-карточки с изображениями народных вышивок;
-карточки с изображениями знаков;
-развёртки женской рубахи.
3. Постановка творческой задачи:
- выполнение эскиза вышивки на развертке женской рубахи.
4. Организация работы обучающихся в группах.
5. Организация выставки творческих работ. 1. Анализ видеоряда.
2. Работа с раздаточным материалом:
-рассматривание изображений народных вышивок на полотенцах,
-анализ элементов вышивки.
3.Выполнение эскиза вышивки на развертке женской рубахи.
4. Работа в группе.
5. Сравнение и оценка творческих индивидуальных работ. Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку, соотносить особенности декора праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков, создавая эскиз рубахи народного праздничного костюма, его отдельных элементов. Подобрать материал для группового проекта:
2 группе – подобрать пословицы и поговорки о праздничном народном костюме; песни, потешки для народных праздников;
4 группе – о традиционном праздничном костюме родного края;
5 группе-подготовить и оформить интерьер кабинета к «посиделкам»; подготовить оформление кабинета к завершающему уроку о народных праздниках.
6 группе– о народных праздничных обрядах; осенних праздниках.
7.
Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Урок развивающего контроля.
Урок контроля и оценки. -Умение добывать информацию из разных источников,
отбирать её и систематизировать-Развить потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия народов родного края.
-Воспитать понимание русских народных традиций как бесценного достояния культуры родного края.
Осмысление представленного материала, собранного детьми, отдельных изделий и выступлений приглашённых мастеров народного творчества и гостей. Обобщение учителем информации, собранной детьми. Представление групповых;
индивидуальных проектов:
-преставление материала устного народного творчества перед каждым выступающим на озвучиваемую тему,
-компьютерная презентация о декоре избы родного края, рассказ мастера деревянной резьбы,
-показ найденных предметов народного быта и труда, рассказ гостя об убранстве и укладе жизни в крестьянской избе;
-компьютерная презентация о народном костюме родного края, показ предметов одежды народного костюма,
-показ рушников, выступление мастера народной вышивки. Реализация универсальных учебных действий:
-умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства,
-уметь передавать единство пользы и декора.
-создавать художественно-декоративные объекты предметной среды. Групповой проект:
5 группе - оформление интерьера кабинета к завершающему уроку о народных праздниках.
8.
Народные праздничные обряды (обобщение темы) Урок развивающего контроля.
Урок контроля и оценки. -Умение добывать информацию из разных источников, отбирать её и систематизировать.-Развить потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия народов родного края.
-Воспитать понимание русских народных традиций как бесценного достояния культуры родного края. Осмысление представленного материала по календарным народным праздникам, по культорологическому поиску народной музыки, устно-поэтического творчества. Обобщение учителем информации, собранной детьми. Представление групповых;
индивидуальных проектов:
-компьютерная презентация о народных праздниках как важном событии, синтезе всех видов творчества,
-выступления детей музыкального, устно-поэтического творчества. Реализация универсальных учебных действий:
-умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства,
-уметь передавать единство пользы и декора.
-создавать художественно-декоративные объекты предметной среды. Тема четверти (II): «Связь времен в народном искусстве».
Цель четверти: научить понимать общую природу всех традиционных художественных промыслов и различия между ними.
№ п/п Тема урока Вид урока Триединство целей Содержание Формы организационной деятельности Планируемые результаты Поисковое домашнее задание
дата Тип урока Учитель Ученик 9. Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора.
Знакомство с народными промыслами
Традиционный урок.
Урок "открытия" нового знания. Основная цель:
Направить усилия учащихся на восприятие художественного образа игрушки.
Задачи:
- познакомить обучающихся с народными глиняными игрушками;
- развивать умение анализировать и сравнивать;
- воспитывать уважительное отношение к корням народного искусства. Роль глиняной игрушки в глубокой древности.
Живучесть в игрушках древнейших образов: коня, птицы, женщины.
Пластическое своеобразие форм игрушек.
Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписей, композиционное расположение узора на поверхности игрушки. 1.Презентация с видеорядом.
2.Подбор, подготовка раздаточного материала для
Задания №1:
-- карточки с опорными словами, названиями промыслов;
- изображения игрушки 3-х промыслов: филимоновской, дымковской, каргопольской;
- таблица для выполнения заданий;
Задания №2:
- Видеоряд игрушки 3-х промыслов:
филимоновской, дымковской, каргопольской;
- цвета, соответствующие промыслам;
- знаки.
Задания №3:
- изображения знаков солнца, земли, воды, растений, соответствующие росписи на игрушках 3-х промыслов:
филимоновской, дымковской, каргопольской.
3. Постановка задачи для выполнения
Задания №1:
-- определить принадлежность игрушек к одному из трёх народных промыслов,
объединить игрушки в группы, учитывая особенности их формы, учитывая опорные слова;
- вклеить изображения в таблицу;
Задания №2:
- Определить цветовую палитру, характерную для каждого промысла;
Задания №3:
- найти на карточках знаки солнца, земли, воды, растений, изображённые на игрушках, и вклеить их в соответствующие ячейки таблицы.
4. Организация работы обучающихся в группах.
5. Организация рефлексии. 1.Просмотр видеоряда.
2.Работа с раздаточным материалом
3.Выполнение заданий:
Задания №1:
- сравнительный анализ разнообразных по форме игрушек с использованием опорных слов;
- вклеивание изображений игрушки в соответствующие ячейки таблицы.
Задания №2:
- определяют цветовую палитру промысла.
Задания №3:
- находят на карточках изображения знаков солнца, земли, воды, растений, изображённые на игрушках, и вклеивают их в соответствующие ячейки таблицы.
4. Работают в группах.
5.Анализ и самоанализ выполненных заданий. Умение распознавать игрушки данных народных промыслов (филимоновская, дымковская, каргопольская) по форме, цвету и виду росписи.
Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки (всем),
Задание для проекта: Подобрать материал о промысле глиняной игрушки, с которым не знакомимся в этой четверти, соответственно предложенному алгоритму вопросов.
10 Древние образы в современных народных игрушках. Каргопольская игрушка.
Традиционный урок.
Урок решения учебной задачи.
Основная цель:
- научить украшать игрушку декоративными элементами в соответствии с традицией каргопольской росписи.
Задачи:
- познакомить обучающихся с историей возникновения промысла;
- развивать умение строить расписной узор на поверхности игрушки, соблюдая традиции промысла;
- воспитывать уважительное отношение к труду народного мастера
История развития промысла;
красота души мастера, которая продолжает жить в его творениях;
единство формы и декора в игрушке, цветовой строй, основные элементы росписи. 1.Презентация с видеорядом.
2.Подбор, подготовка раздаточного материала для
художественно-графической деятельности обучающихся:
- видеоряд каргопольской игрушки;
- изображения знаков солнца, земли, воды, растений, соответствующие росписи на игрушках;
- шаблоны каргопольской игрушки для художественно-графической деятельности обучающихся.
3. Постановка задачи для художественно-графической деятельности:
- выполнить роспись шаблона игрушки по мотивам каргопольской росписи.
4. Организация индивидуальной работы.
5. Организация рефлексии 1.Просмотр видеоряда.
2.Работа с раздаточным материалом
.
3. Выполняют практическое задание по росписи шаблона игрушки по мотивам каргопольской росписи.
4.Индивидуальная работа.
5.Анализ и самоанализ выполненных заданий. Умение выполнять роспись шаблона игрушки декоративными элементами в соответствии с традицией каргопольской росписи.
Подобрать изображения деревянных изделий.
11. Искусство Мезенской росписи. Знакомство с основными элементами росписи. Традиционный урок.
Урок "открытия" нового знания. Цель:
- научить различать и называть характерные особенности росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения промысла;
- формировать умение выполнять элементы мезенской росписи;
- воспитывать уважение к основам культурного наследия народов Русского Севера. История возникновения промысла. Географическое положение.
Особенности технологии; Символика;
Показ работ, выполненных в технике мезенской росписи;
Новые термины. Тренировочные упражнения. 1. Презентация, подбор и подготовка раздаточного материала.
2.История возникновения промысла.
Задание по группам.
3.Показ цветовой палитры,
символика мезенской росписи.
Элементы росписи: бёрдо, прямая и косая полоса, кони, птицы
4.Упражнения: показ приёмов росписи
5.Подведение итога урока. Рефлексия. 1.Просмотр видеоряда.
2.Определение цветовой палитры росписи, знакомых символов, образов.
3.Задания:
- подбирают цветовую палитру,
- выполняют элементы мезенской росписи (бёрдо, узор в прямой/косой полосе, конь, уточки) Узнавать предметы, расписанные в технике мезенской росписи.
Умение выполнять элементы мезенской росписи. Подобрать иллюстрации, картинки, открытки с изображением глиняной утвари.
12. Искусство Оятской керамики. Роспись горшка. Традиционный урок.
Урок "открытия" нового знания. Основная цель:
- научить украшать предмет посуды (горшок), используя мотивы оятской росписи.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения промысла и его особенностями;
- развивать навык работы с гуашью;
- воспитывать уважение к культуре родного края. Краткие сведения из истории развития оятской керамики;
природные мотивы в изделиях оятских мастеров;
разнообразие и простота посудных форм, единство формы и декора. 1.Презентация, подбор и подготовка раздаточного материала.
2.Презентация. История оятского промысла, вопросы.
Задание, вопросы
(работа в паре).
Обобщение с помощью слайда презентации.
3.Показ изображения цветовой палитры,
элементов оятской росписи.
Показ расположения элементов в росписи посуды – составление орнамента.
4.Задание для практической деятельности.
5.Подведение итога урока, рефлексия. 1.Фронтальная работа с классом.
2.Работа в парах:
-определяют цветовую палитру промысла.
- отбирают и определяют самые простейшие элементы промысла, что они обозначают.
Работа с классом
задания:
1. рисуют цветовую палитру.
2. упражняются в изображении элементов.
3.рассматривают, где элементы располагаются в росписи посуды.
4.Выполняют практическую работу –создают орнамент на горшке.
5.Выставляют горшки на полочки. Умение отличать оятскую посуду, знать особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента. Подобрать
изображения
цветочной композиции городецкой росписи.
13. Искусство Городца.
Истоки и современное развитие промысла.
Знакомство с основными элементами росписи. Традиционный урок.
Урок "открытия" нового знания. Основная цель:
- научить основным приемам городецкой росписи.
Задачи:
- познакомить с историей развития городецкой росписи и ее традиционными элементами и мотивами;
- формировать основные приемы кистевой росписи Городца;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям городецкого промысла. Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, ромашки,
купавки, розаны- традиционные элементы городецкой росписи.
Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных композициях.
Основные приемы городецкой росписи. 1.Презентация, подбор раздаточного материала. 2.Презентация история промысла, вопросы.
3.Упражнения.
Показ приемов кистевой росписи
4.Показ этапов
(замалевок, прорисовка, оживка) изображения ромашки, розана, купавки, бутона, листочков.
5.Подведение итога урока, рефлексия. (красный круг -отлично, синий – хорошо). 1.Фронтальная Работа с классом
2.Отвечают на вопросы.
Работа в парах:
Определяют цветовую палитру промысла; элементы росписи.
3.Выполняют упражнения:
1).изображают цветовую палитру;
2)изображают элементы росписи (скобки, точки, штрихи, капельки, спирали)
4.Изображают ромашку, розан, купавку, бутон, листочки. 14. Искусство Городца.
Истоки и современное развитие промысла.
Роспись коня-качалки по шаблону. Традиционный урок.
Урок решения учебной задачи.
Основная цель: - выполнение формы коня – качалки и украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Задачи:
- познакомить с особенностями построения композиции на игрушке
- развивать умение видеть взаимосвязь конструктивных, изобразительных и декоративных элементов;
- воспитывать чувство гордости за национальное достояние отечественной культуры. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи;
Изящество изображения. 1.Презентация, подбор раздаточного материала,
расположение цветочной композиции на игрушке.
2.Задание для практической работы
Проверка по слайду.
Подведение итога урока, рефлексия.
1.Фронтальная работа с классом.
Отвечают на вопросы.
2.Работа в парах: создают цветочную композицию на игрушке из кружков.
3.Практическое задание: роспись шаблона. Умение выстраивать декоративные, орнаментальные
композиции в традициях Городца на основе ритмического повтора изобразительных элементов. Принести подобранный материал о народных промыслах.
15. Изготовление знака
Мастера. Повторительно – обобщающий урок.
Основная цель:
- создать знак Мастера в традициях одного из изученных промыслов.
Задачи:
- обобщить знания о языке декоративно-прикладного искусства,
- развивать умение применять художественные материалы,
- воспитывать
уважительное отношение к труду мастера Разнообразие форм и вариантов построения композиций (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Презентация
Проверка по слайду. Работа в группах: соотносят знаки промыслов с их названием.
Фронтальная работа: схемы расположения орнамента в фигурах разной формы. Умение применять художественные материалы и язык ДПИ (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе Подготовить выступление.
16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Урок – проект. Основная цель:
Осознание общих, связующих начал в крестьянском искусстве и народных художественных промыслах.
Задачи:
- показать связь между прошлым и настоящим традиционных народных промыслов;
- развивать интерес к изделиям народных художественных промыслов;
- воспитывать уважительное отношение к труду мастера - носителя традиций. Защита проекта. Карта России, на которой в ходе урока отмечаются центры народных промыслов
Обобщение.
Рефлексия. Умение преподносить отобранный материал в соответствии с предложенным алгоритмом. Тема III четверти : «Декор – человек, общество, время»
Цель четверти: «Понимание роли декоративных искусств в жизни общества, особенностей декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века»
№ п/п Тема урока Вид урока Триединство целей Содержание Формы организационной деятельности Планируемые результаты Поисковое домашнее задание
дата Тип урока Учитель Ученик 17. Зачем людям украшения.
. Нетрадиционный.
Урок — диалог.
Проблемный. Работа по группам.
1. Умение анализировать, делать выводы - вести диалог. Понимать: зачем людям украшения? (рассказать, заявить о себе).
2. Формировать понятие украшения как знака, определяющего роль хозяина вещи.
3. Воспитывать интерес и уважение к культурам разных народов. Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украшения наполняют вещь общественно значимым смыслом, определяют социальную роль ее хозяина.
Презентация. Организация формы диалога-дискуссии о роли украшений
Раздаточный материал
Анализ (сравнение, вопросы-ответы).
Дать понятие украшению как социальному знаку, определять роль хозяина вещи. Участие в диалоге. Участие в диалоге — Зачем людям украшения. Понятие декора не только как украшения, но и как социального знака.
Подобрать зрительный ряд по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта, Китая, Западной Европы, России (украшения, мебель, одежда)
18. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ Нетрадиционный урок. Урок изучения нового. Работа в паре, фронтально, практическая часть - индивидуально.
1. Учить воспринимать и различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.
. Развивать интерес к культуре Древнего мира.
3. Овладевать графическим изображением декоративных элементов. (стилизация природных форм – лотос, пальма, папирус). Знакомство детей с декоративно — прикладным искусством Древнего Египта,
символика элементов декора в произведениях Древнего Египта их связь с мировоззрением египтян.
Символика цвета в украшениях.
1. Презентация.
2. Вопросы. Карта Древнего Египта. Плакат со знаками и символами славянскими и Древнего Египта.
3. Постановка творческого задания.
1 Раздаточный материал - вопросы к презентации -
2 Восприятие материала, анализ, поиск ответа.
3 Выполнение творческого задания.
Упражнения на линейное изображение элементов египетского орнамента — лотос, пальметта, папирус
1.Подобрать материал знаков и символов Древнего Египта
в накопительную папку.
2. Подобрать материал - декоративно-прикладное искусство Древнего Египта
19. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Древний Египет.
Нетрадиционный
Урок закрепления новых знаний (рефлексия) 1. Закрепить умения, знания, компетенции с целью применения в новых образовательных условиях при помощи практикума
2. Развивать представления о многообразии форм декора в произведениях декоративно прикладного искусства Древнего Египта
3. Воспитание уважения и интереса к декоративно-прикладному искусству Египта. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, Жука скарабея) 1 Презентация
2 Постановка практической задачи
1 Раздаточный наглядный материал (вопросы) — анализ
2 Наглядный материал (фото). Закрепление изображения знаков и символов через рисунок (лотос Скарабей пальметта) Подобрать материалы по декоративно-прикладному искусству Египта
20. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Древний Египет. Цвет. Нетрадиционный урок.
Урок изучения нового. 1 Продолжить изучение декоративно-прикладного искусства и его места в жизни.
Познакомить учащихся с символикой цвета.
2. Обучить приемам построения орнамента.
3. Формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству древних египтян. Символика элементов декора и цвета в произведениях Древнего Египта, связь с мировоззрением египтян (изображение орнамента используя изученные элементы ) 1.Презентация – знакомство с символикой цвета, организация диалога.
2.Организация работы по карточкам – восприятие, анализ
3. Таблицы последовательности разработки орнамента 1. Раздаточный материал - вопросы к презентации -
2. Восприятие материала, анализ, поиск ответа.
3. Выполнение творческого задания.
Упражнения на линейное и цветовое изображение элементов в египетском орнаменте — лотос, пальметта, папирус, скарабей. Поиск материала по декоративно-прикладному искусству Древнего Китая
21. Одежда говорит о человеке.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Не традиционный.
Проблемный. Фронтальный и работа в парах. 1. Учить передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство орнамента.
2. Знакомить учащихся с культурой и декоративным искусством Древнего Китая. 3.Формировать представление о декоре как способе выявления роли людей, их отношения в обществе, их классовые, сословные и профессиональные признаки. 4.Воспитывать чувства уважения и интереса к культурам различных стран. Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы императора, знаки отличия в одежде высших чиновников, одежды знатных китаянок и их украшения.
Одежда – знак положения человека в обществе. Традиционная одежда Китая (одежда разных сословий).
1 Презентация.
Вопросы.
2 Развивающие упражнения.
3 Творческое задание. 1 Раздаточный материал: вопросы (анализ, поиск ответа)
видеоряд: одежда китайского народа.
2 Выполнение упражнение на отработку штриха (формат 1,2 модуля)
3 Изобразительно-творческая деятельность. Выполнение эскиза элемента вышивки для костюма воина, чиновника, императора.
Подбор зрительного ряда по теме декоративное искусство Древнего Китая.
22. Одежда говорит о человеке. Декор в женском костюме Китая Нетрадиционный урок.
Урок изучения нового. 1.Продолжить знакомить учащихся с культурой и декоративно-прикладным искусством Китая.
2. Формировать художественно-графические знания и умения.
3. Вызвать у учащихся чувства радости познания, интерес к духовным ценностям древних китайцев, пробудить в них уважение к другой культуре. Национальная одежда Китая очень разнообразная. Она не похожа, на какую любую другую моду. Китайцы создали свой стиль в костюмах, свой шарм, свою красоту! Женская одежда отличалась от мужской яркостью красок и богатством вышивки. Вышивка шелком по шелку - жемчужина восточных искусств. 1.Презентация, знакомство с культурой Древнего Китая, с декоративно-прикладным искусством; организация диалога.
2.Организация работы в группах по карточкам – восприятие, анализ
3. Пособия – образец выполнения вышивки 1. Раздаточный материал - вопросы к презентации -
2. Восприятие материала, анализ, поиск ответа.
3. Выполнение творческого задания.
Выполнение эскиза элемента вышивки для костюма знатной дамы Древнего Китая.
Поиск материала по декоративно-прикладному искусству Франции 17 века
23.
Одежда «говорит» о человеке.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы. 17 века. Нетрадиционный.
Урок изучения нового материала.
Работа в парах. 1. Ознакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Западной Европы 17 века - интерьер, мебель, костюм.
2. Формировать представление о декоре как способе выявления роли людей, их отношения в обществе, их классовые, сословные и профессиональные признаки.
3 Воспитывать чувства уважения и интереса к культурам различных стран. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 века. Отличие от эпохи древнего времени в формах, орнаменте, цветовой гамме. Единая – суть декора - выявление роли людей, их отношений в обществе (классовое различие, костюм по профессиональным признакам).
1. Презентация. Вопросы 17 века. Франция.
2.Освоение приёмов изображения человека красками. Показ рисования фигуры человека акварелью
3. Постановка творческой задачи. 1 Раздаточный материал (вопросы). Изучение раздаточного материала, анализ, поиск ответа, выполнение творческой задачи.
2. Выполнение упражнение на изображение человека кистью.
3. Выполнение творческого задания. Создание эскиза костюма 17 века (мужского или женского). Словарная работа.
Подобрать понятие слова - ГЕРБ
Подобрать изображение различных гербов.
24.
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль геральдики в жизни рыцарского общества.
Нетрадиционный
Урок формирование новых знаний, умений, навыков.
Урок решения учебной задачи 1. Знакомить с историей возникновения герба
2. Формировать представление о гербах, познакомить с основными частями традиционного герба, рассказать об истории гербов и эмблем.
3. Воспитывать
любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны.
История возникновения герба. Изображение гербов на шлемах, флагах, оружии, вратах замков, тронах, гербовое платье. Символика цвета и изображения в геральдике. Форма гербов, использование геральдических и негеральдических фигур. 1Презентация о гербах.
Организация диалога.
2.Раздаточный материал – таблицы о форме гербов, символичном значении цвета.геральдических и негеральдических фигурах.
Вопросы к раздаточному материалу.
3.Таблицы гербов и эмблем 1.Участие в диалоге по истории гербов. Поиск знаний, ответов на вопросы.
2.Работа с раздаточным материалом. Приобретение знаний, представлений в предложенной теме.
3.Создание эскиза корпоративного герба Понимать сущность герба.
Уметь составлять герб, зная традиционные формы и придумывать свои.
Испытывать интерес и уважение к истории своей страны, городу, семье.
Создать эскиз корпоративного герба.
Сбор материалов по гербу родного города, области
25. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.
Роль геральдики в жизни современного общества. Традиционный
Урок формирование новых знаний, умений, навыков.
Урок решения учебной задачи
Знакомить с историей возникновения гербов.
Формировать представление о гербах, знакомить с формой традиционного герба
Воспитывать
любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны История возникновения герба. Родовые и корпоративные гербы.
История герба государства Российского от Византии и до наших дней. Гербы городов и областей. Герб Ленинградской области, Петербурга, родного города (Луги, Всеволожска и т.д.) 1.Презентация по истории Российского герба. Организация диалога.
2.Таблицы гербов Ленинградской области, Петербурга, родного города. Таблицы геральдических и негеральдических фигур, символики цвета.
3.Организация работы по созданию герба родного города. 1.Участие в диалоге по истории Российского герба, размышления, анализ.
2.Размышления, анализ по теме «Герб Петербурга, Ленинградской области».
3.Создание эскиза герба родного города. Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе и эмблеме.
Видетьсвязь конструктивного, декоративного, изобразительного в композиции.
Создавать декоративную композицию герба, эмблемы, добиваясь обобщенности изображения и цветового решения. Подбор зрительного ряда по теме «Современные эмблемы»
26. О чем рассказывают нам эмблемы. Нетрадиционный урок
Урок формирование новых знаний, умений, навыков.
Урок решения учебной задачи
Сформировать представление об эмблеме, отличие эмблемы от герба. Учить создавать композицию эмблемы, добиваться цельности, обобщенности изображения и цветового решения. Воспитывать
любовь к Родине, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны. История возникновения эмблемы. Работа с понятиями «знак», «символ», «эмблема», «герб». Цвет и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе. 1.Презентация. Организация исследовательской работы – сравнить герб и эмблему, что общего, что разного.
Анализ композиции эмблемы - изображения формы, цвета, композиции)
2.Организация работы по созданию эмблемы личного знака.
1.Дети участвуют в диалоге, рассматривают материалы, изучают, самостоятельно находят ответы на вопросы.
2.Творческое выполнение задания. Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе и эмблеме.
Видеть связь конструктивного, декоративного и изобразительного в композиции эмблемы.
Создавать декоративную композицию эмблемы, добиваясь обобщенности изображения и цветового решения. Подбор зрительного ряда по, теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».
27. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Нетрадиционный
Урок формирование новых знаний, умений, навыков.
Урок решения учебной задачи 1. Знакомить с разными возможностями обобщения работы. Знакомить с коллажами.
2. Формировать умение обобщать, систематизировать изученный материал, используя коллаж.
3. Воспитывать
любовь, потребность к искусству, ценить искусство своей страны и других стран.
Коллаж – как феномен культуры.
5 проблем
коллажа:
тиражируемость,
-городская культура,
-реакция на технологические проблемы,
-самовыражение,
-мозаичность культуры.
Коллаж –имеет личностный смысл, социальный , исследование.
1.Презентация о коллаже. Организация диалога.
2.Раздаточный материал – таблицы разных вариантов коллажей, детский поисковый материал, таблица правил создания коллажа.
3.Организация работы по созданию композиции коллажа в группах.
4.На 2 уроке - защита коллажа. 1.Участие в диалоге. Поиск знаний, ответов на вопросы.
2.Работа с раздаточным материалом. Приобретение знаний, представлений по предложенной теме.
3.Создание композиции коллажа.
4.Защита коллажа, итог. Создать эмоционально выразительную композицию в технике - коллаж. « Путешествие во времени: Древний Египет, Древний Китай, Европа времен рыцарства, Франция Людовика XIV». «Наследники древних культур», "Современная мода с элементами изученных мотивов".
Нетрадиционный
Урок формирование новых знаний, умений, навыков.
Урок решения учебной задачи
Тема IV четверти: «Декоративное искусство в современном мире» (7 часов)
Цель четверти: «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в восприятии, осмысления художественно-образного языка, реализация новых, неожиданных образно-пластических решений в различных материалах и техниках декоративного искусства (керамика, художественное стекло, металл, гобелен, роспись по ткани и др.)
№ п/п Тема урока Вид урока Триединство целей Содержание Формы организационной деятельности Планируемые результаты Поисковое домашнее задание
дата Тип урока Учитель Ученик 28. Современное выставочное искусство Урок постановки учебной задачи Ориентация в широком разнообразии декоративно-прикладного искусства.
Эмоциональное отношение к уникальности авторской работы.
Выражать свое личное отношение к просмотру авторских работ, с разными художественными материалами формой, цветом, фактурой. Многообразие современных техник в декоративно-прикладном искусстве Фронтальная форма работы. Инструктаж к зрительному ряду. Просмотр слайд-фильма «Современное выставочное искусство». Обозначение проблемы. Систематизация создания визуального ряда
в группах Знакомство с проектом. Сформировать группы для проведения исследований, распределить роли участников групп. Работа со словарем. Поиск материалов к проекту.
29. Истоки и современность. Урок решения учебной задачи Изучение художественно-эстетической ценности произведений народных художественных промыслов, их истоков и современного развития.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости. Готовность наследовать духовные ценности народного искусства.
Развитие интереса к природе. Исследование истории возникновения традиций, особенностей видов народных художественных промыслов России и изучение их в современном развитии ДПИ.
Изменение соотношения пользы и красоты. Вопросы. Работа с группами.
Знакомство с творчеством художников-прикладников – видеоряд, презентация Творческая реализация полученных знаний в декоративном искусстве и художественном слове.
Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и технологии при создании произведений Проявить художественную осведомленность: работа в группах – подобрать изображения художественных изделий современного ДПИ.
Работа со словарем
30. Современное выставочное искусство. Урок-интервью Приобщение к семейным традициям. Развитие интереса к современному декоративно-прикладному искусству Декоративно-прикладная деятельность в семье Создаёт условия встречи с мастером, координирует выбор работы с материалом Зрители Заинтересовать
Проявить интерес к творчеству мастера Найти в словаре «мастер». Определиться с техникой работы. Поиск теоретического материала для собственного проекта (бумага, глина, нитка, тесто)
31.
Ты сам – мастер. Создание декоративной работы в материале Урок моделирования и преобразования модели Создать условия для смелого экспериментирования с разными художественными материалами формой, цветом, фактурой.
Формирование целостного гармоничного восприятия мира
Активизация самостоятельной творческой деятельности
Формирование духовных начал в личности Изготовление декоративной вещи (сувенира)для украшения интерьера или подарок Координация работы с технологическими картами. Инструктаж. Этапы работы над произведением Владеть навыками работы в конкретном материале
творческая работа в материале Подбор материала для создания сувенира
32-33
Ты сам – мастер. Создание декоративной работы в материале Урок решения учебной задачи Развитие художественно-творческих способностей обучающихся. Развитие воображения, фантазии. Воспитание
уважения к культуре и искусству.
Обогащение нравственных качеств, интерес к искусству и эстетических предпочтений Изготовление сувенира Консультация в создании творческой работы Этапы работы над произведением,
воплощение собственного художественного замысла Создание сувенира Пригласить родителей на праздник
34.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Урок-праздник
Урок контроля и оценки Удивить и порадовать близких родственников Выступление на празднике «День семьи» Гость Дарят сувенир родителям, выступают. Создание атмосферы праздника Пригласить родителей на выставку ДПИ Малого Эрмитажа г. Выборга