Творческий проект «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Зиновская средняя общеобразовательная школа»
пер. Школьный, д.2, с. Зиново, Ялуторовский район, Тюменская область, Россия, 627031
тел. 8(34535)99117, тел/факс: 8(34535)99183, e-mail: zinovo@mail.ru
Структурное подразделение детский сад «Колосок»
младшая группа «Одуванчики»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Паничева Светлана Валерьевна, воспитатель
Коптяева Татьяна Анатольевна,
помощник воспитателя
2014 год
Введение.
Глава 1. Какие птицы зимуют в нашем селе.
Глава 2. Сбор информационного материала о зимующих птицах.
Глава 3. Почему зимой о птицах надо заботиться.
Глава 4. Кормушки для птиц.
Глава 5. Корм для птиц.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
О чём поют воробышки
В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
- Мы живы! Живы мы!
В. Берестов
На одном занятии об окружающем мире познакомили детей с этим стихотворением В. Берестова. И у нас возникли вопросы:
Какие птицы зимуют в наших краях?
Почему зима трудное время года для птиц?
Почему о птицах нужно заботиться?
Как можно проявить о них заботу зимой?
Что можно использовать в качестве корма для птиц?
Как устроить для птиц кормушку?
Мы решили найти ответы на интересующие нас вопросы с помощью родителей. Нам захотелось помочь птицам, привлекая детей младшей группы, выжить в зимнее время года.
Нашей целью стало - оказание помощи зимующим птицам.
Для реализации данного творческого проекта определили следующие задачи:
собрать информационный материал о зимующих птицах с.Зиново; оформить его для использования в работе при проведении занятий в качестве дидактического материала;
заготовить корм для птиц;
сделать кормушки;
наполнять кормушки разнообразным кормом для разных птиц.
Срок реализации: январь – март 2014 года.
Ожидаемые результаты:
численность птиц в с. Зиново увеличится,
они станут приносить больше пользы, чаще будут радовать нас своей красотой и великолепным пением.
Участники проекта: дети младшей группы «Одуванчики», родители, воспитатели.
Первый этап нашей работы заключался в том, чтобы узнать, какие птицы остались зимовать в нашем селе. В ближайшие выходные мы, вместе с родителями и воспитанниками, отправились на разведку. Результатом нашей прогулки оказались следующие наблюдения: в нашем селе Зиново зимуют воробей, свиристель, синица, голубь, сорока, снегирь (Приложение 1).
Вывод:
в нашем селе достаточно много различных птиц остаётся с нами зимовать.
На втором этапе нашей работы вместе с родителями собирали информационный материал про зимующих птиц (воробья, сороку, синицу, свиристеля, голубя, снегиря): нашли картинки и фотографии с их изображением, материал красочно оформили для более подробного изучения на занятиях; оформили альбом «Зимующие птицы» из рисунков родителей (Приложение 2).
Вывод:
чтобы дети могли подробнее познакомиться с названиями птиц, их внешним видом и чем они питаются.
В ходе проведения творческого проекта использовались несколько методов, в ходе которых искали ответы и на такие вопросы:
Почему зима – трудное время года для птиц?
Почему о птицах надо заботиться?
Метод наблюдения использовался с целью обучения детей замечать изменения детей в природе, жизни птиц и их поведении, анализировать факты и явления, обобщать их. Объектом наблюдения в данном случае явились зимующие птицы (Приложение 3).
Работа с книгой, дидактическим материалом и альбомом «Зимующие птицы» использовались как метод получения новых знаний, а также как метод закрепления и повторения систематизации и обобщения знаний (Приложение 4).
Использовались познавательные игры занимательные ситуации и др.
Дети вместе с родителями рисовали птиц, учили загадки. (Приложение 5).
При подведении итогов, пришли к выводу, что
тяжело птицам зимой,
трудно жить не только потому, что холодно, а потому, что нечем питаться,
особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы; в такую погоду много птиц погибает от голода,
не найти птицам под снегом корма, голодная птица сильно страдает от холода,
зимний день короткий, а чтобы выжить, не замёрзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
Значит надо поддержать, помочь им в трудное время.
Вывод:
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
А как мы можем помочь птицам пережить трудное голодное время? Их надо подкармливать, а для этого следует сделать для наших пернатых кормушки и домики, в которые насыпать корм.
Поэтому, на четвёртом этапе работы была объявлена акция «Каждой пичужке – кормушка!».
Родители постарались на славу, кормушки были сделаны из разного материала: из пустых пакетов сока, пластиковых бутылок, из фанеры, некоторые были выполнены в виде столика с бортиками и крышей
И в один из теплых дней января взрослые вместе с детьми развешали своё творчество на территории нашего детского сада «Колосок». Одну кормушку мы повесили так, чтобы её было видно из окна нашей группы, для наблюдений за птицами в любую погоду
Также родителям было предложено сделать кормушки и развесить их возле своих домов для наблюдений за птицами вместе с детьми в вечернее время и в выходные дни.
Это важно для осознания малышами пользы своих трудовых усилий гуманного отношения к пернатым.
Вывод:
для подкормки птиц в холодное время года необходимо сделать кормушки.
Птичьи столовые готовы, надо приготовить корм птицам. Но прежде, чем положить корм в кормушки, прочитали вместе с детьми рассказ Н. Сладкова «Жалобы на сугробе» (Приложение 6).
Корм для птиц, упакованный в пакетики заботливыми родителями, дети приносили из дома. Это были хлебные крошки, крошки сухариков и печенья, крошки вафель, семена подсолнечника, различную крупу.
Теперь ребятишки систематически подкармливают птиц во время прогулки. Если еда закончилась, то синички нам напоминают: стучат клювом в окошко – нам есть пора! Особенно удобно во время птичьего «обеда» наблюдать за повадками птиц, сравнивать их по размеру и окраске, замечать какой корм предпочитает та или иная птичка (Приложение 7).
Обязательно отмечаем с детьми каждую птицу: клюв, цвет головки, грудки, перьев и хвостика. А так же отмечаем в нашем календаре наблюдений как часто прилетают к нам в гости каждый вид пернатых друзей. Веселые птички благодарят за угощение, показывают разные фокусы: скачут, качаются и кувыркаются на ветках.
Во время наблюдений дети сами учатся находить ответы на вопросы: «Что любят птицы? Чем клюют? Какие птички прилетели? Кто первый и самый храбрый?».
Вывод:
На наши кормушки прилетают разные птицы и корм должен быть в них постоянно разнообразным.
Застывшие реки, мороз, снег, следы птиц, пустые шишки под елями и соснами, снегири с ярко – красными грудками на ветках рябины, нахохлившиеся синички и воробьи, с нетерпением ждущие корма, - всё это прекрасный мир зимней природы!
Подкармливать зимой птиц – работа несложная, а польза большая!
Поэтому для подкормки птиц в следующем году будем готовить кормушки и корм заранее!
Петрова Е.А. Социально – экологический проект как средство интеграции детей с разными образовательными возможностями. Начальная школа, 2007. №7. с. 60-64.
Рогачёва Э.В. Птицы Средней Сибири. М.: Наука, 1988, с.309.
Сладков Н. Рассказы. М.: Изд-во «Мир книги», 2002.
Флинт В.Е. Птицы России. М.: Изд-во «Мысль», 1968.
Приложение 1.
В нашем селе зимуют:
Воробей Синица
Свиристель Снегирь
Голуби Сорока
Приложение 2
Информационный материал «Зимующие птицы»
(созданный совместно с родителями для более подробного изучения с детьми на занятиях)
Приложение 3
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Зиновская средняя общеобразовательная школа»
Структурное подразделение детский сад «Колосок»
КОНСПЕКТ
· ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ
Паничева Светлана Валерьевна, воспитатель
Коптяева Татьяна Анатольевна,
помощник воспитателя
2014 г.
ЭКОЛОГО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ
«ПОКОРМИМ ПТИЧЕК»
(младшая группа)
Цель:
развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о птицах, зимующих в наших краях;
воспитывать доброе, чуткое отношение к природе, учить заботиться о «братьях наших меньших»;
учить проводить «исследовательскую» работу, обобщать полученные знания;
обогащать словарный запас;
совершенствовать знания здорового образа жизни, укреплять потребность выполнять их в повседневной жизни.
Предварительная работа:
наблюдения за состоянием погоды, поведением птиц на участке;
целевые прогулки (подкармливание птиц);
подвижные игры;
чтение художественных произведений о птицах;
изготовление кормушек совместно с родителями.
Материал:
кормушки,
корм для птиц,
«белочкины гостинцы».
Ход экскурсии:
Педагог: Сегодня мы поговорим о птицах, которые живут в наших лесах. Давайте вспомним: какие птицы зимуют у нас?
Дети: Синицы, снегири, воробьи, голуби.
Педагог: Какие трудности испытывают они в холодный период года?
Дети: Нет еды, кругом снег, холодно.
Педагог: какую помощь мы можем оказать птичкам?
Дети: Накормить птиц.
Педагог (читает стихотворение В. Степанова и проводит беседу в виде диалога):
Больше всего беспокойство за них:
За наших воробышек, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Дети: Поможем.
Педагог: Их надо кормить,
И тогда им будет легко холода пережить!
Вы хорошо подготовились к экскурсии, смастерили вместе с родителями кормушки, принесли корм для птичек (предлагает детям и взрослым развешать кормушки, подсыпать корма, сопровождая их действия чтением стихотворения):
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей,
Ты приладь ему кормушку –
Кликнет он свою подружку.
И пойдет веселый стук –
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Молодцы!
Сюрпризный момент:
Педагог подводит детей к кусту, заранее увешанному сушками, гостинцами «белочки».
Педагог: Ребятки, эти гостинцы приготовила белочка. Она благо-дарит вас за то, что вы помогаете птицам пережить холод и голод. Приходя с родителями в детский сад, не забывайте покормить птиц, подсыпать корма. А сейчас мы возвращаемся в детский сад.
Приложение 4
Изучаем птиц
Приложение 5
Учимся с родителями
Приложение 5
Игровые моменты
ФОТО
Познавательные игры, занимательные ситуации
Приложение 5
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Зиновская средняя общеобразовательная школа»
Структурное подразделение детский сад «Колосок»
СКАЗОЧНАЯ ИСТОРИЯ
Паничева Светлана Валерьевна, воспитатель
Коптяева Татьяна Анатольевна,
помощник воспитателя
2014 г.
СКАЗОЧНАЯ ИСТОРИЯ «СНЕГИРЬ»
(мероприятие по изобразительной деятельности
совместно с родителями)
Каждый, кто работает с малышами, знает, что лучше всего учить их чему – либо или в форме игры, или в форме сказки. Было решено научить их рисовать снегиря, с помощью родителей, рассказывая им сказку.
Однажды на лесной полянке встретились снегирь, сорока и синица. Разговорились, расшумелись. И тут снегирь всех удивил. «Знаете, - сказал он, - я птица необычная. Все вы вылупились из яйца, а я родился на бумаге». «Как это Как это?» - спрашивают птицы. Тогда снегирь привел своих друзей к детскому саду. Птицы заглянули в окно и увидели чудо
Красная грудка. Темная спинка.
Это еще не живая картинка.
Хвостик, головку
Рисуем мы ловко.
Глаз небольшой
Черной точкой такой
Кончиком кисти
Поставим мы смело.
Вот наша птичка
На нас посмотрела.Крылья расправила –
Хочет летать.
Просит ей ножки нарисовать.
Серая краска, кисточки – ножки
Бегут по заснеженной белой дорожке.
Птичка прощается, птичка взлетает.
Птичка от нас навсегда улетает.
Мы оживили рисунок обычный
Волшебною палочкой –
Кистью привычной,
Водою живою, водою простой
И акварелью чудесной, цветной.
Все нарисованные снегири ожили и улетели. А однажды утром они вновь прилетели.
В окно я утром посмотрела
Поверить в это не хотела.
Зима. Мороз. Снега кругом.
Снежок покрыл деревья, дом.
А на деревьях – вот так, так!
Врать не умею я никак.
Все ветки в яблоках больших.
Все ветки в яблоках живых.
Взлетают яблоки, летают,
Потом на ветках отдыхают.
Краснеют яблочки живые.
Кто видел яблочки такие?
Приложение 6
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Зиновская средняя общеобразовательная школа»
Структурное подразделение детский сад «Колосок»
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
И АППЛИКАЦИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Паничева Светлана Валерьевна, воспитатель
Коптяева Татьяна Анатольевна,
помощник воспитателя
2014 г.
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
нетрадиционные техники рисования и аппликация в младшей группе
«ПОКОРМИМ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Нетрадиционные техники: рисование пальчиками.
Цель:
знакомить с техникой рисования пальчиками;
развивать инициативу;
закрепить знание цветов;
учить составлять композицию;
обучить приемам наклеивания готовых форм и силуэтов на лист бумаги.
Материал: листы бумаги с изображением кормушек, цветная пальчиковая гуашь (коричневая, красная, оранжевая и бордовая) в мисочках, силуэты птичек разных цветов, клей, кисточка для клея.
Предварительная работа:
наблюдение за птицами на прогулке;
рассматривание иллюстраций;
игры;
чтение стихотворений и рассказов.
Ход занятия:
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнем,
Булем в небе голубом!
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы покормите!
Дети, кто мы? Назовите!
(птички)
Воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе с наступлением холодов («Птицы улетают от нас в теплые края, а о тех, кто остался, надо заботиться, кормить, потому что птицам трудно найти себе пропитание»).
Раздает листы с изображением кормушки, предлагает подобрать силуэты птичек (два-три). Дети рассматривают птичек – какая головка, какой хвостик.
Проводится физминутка:
Птички прилетели (скрестить ладошки в виде крыльев и имитировать полет птиц)
Распушили крылья (частые потряхивания кистями рук)
Головой вертят (головой вертят влево-вправо)
Улететь хотят (бегают, изображают полет птиц)
Ух, улетели, улетели! За метелью, за метелью!
Затем наклеивают силуэты птичек, «кормят птичек», т.е. рисуют для них корм: зернышки, ягодки, пальчиками гуашью.
В конце занятия воспитатель объединяет все работы в одну общую композицию и отмечает: «Маленькие птички прилетели к нам, им хорошо и весело. Птичек получилось много, мы о них позаботились и накормили их различным кормом».
Приложение 6
Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам прекрасную столовую – большую, бесплатную, с самообслуживанием! – устроили, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобу пишут! Привередничают и капризничают.
Чечётки лапками на снегу наследили: «Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнёшь, пока их раскусишь! У нас от такой пищи мозоли на языке!»
Большая синица носом выстукала: «Сало салу рознь! Могли бы вывешивать и несолёное, у нас от солёного животы болят!»
Пухляк (синичка – гаичка) ноготком нацарапал: «Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли!»
Овсянка запрыгала: «Осталась голодная, обед ветром сдуло! Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!»
Снегирь хвостом начертил: «Где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина? Где арбузные и дынные семена?»
Н. Сладков.
Приложение 7
Что едят птицы
ВОРОБЕЙ
хлебные крошки,
семена
СИНИЦА
семена подсолнуха, ягоды, крошки, крупу, сырое несоленое сало или мясо
СНЕГИРЬ
ягоды рябины,
семена подсолнуха
ГОЛУБЬ
горох,
семена подсолнуха
бЮe^lDЄ‡‰Yo^Z5`ЈbSZZBTG0?YDS^?6Џ§_][Q>EKA4GGX_p|^hTvki]>@.7BiYW]c/ V›pЃfD./G^9H<9(`PgNz…GK?=JXYHE%K lLy‡OP8+(CMHQGZE3@Cmk:<2%3'AGUUEJDf[FG&013&,CLVNE;BXJ7,$C`_AWjsyЃxЂxmjD9DohTqoEm`jihrB%H@xk#\P/Z|Ђzѓsq=%^_xo!L)(Jk—k{M>7:_IERL
·ям°\'&25]?IEЄњnЌ
·э—V2!*5;BE2A4*QQуч‚H,1:CSLLLY?GОІ9(+"69DOKLXWcrk15+6FJJCJRK:*13
я»·