Консультация для родителей Познавательная активность дошкольников в процессе развития речи.
Познавательная активность дошкольников в процессе развития речи.
Статья посвящена проблеме повышения познавательной активности дошкольников в ходе речевой работы в детском саду. Под познавательной активностью дошкольников понимается желание и способность выполнять познавательную деятельность.
Современные требования ФГОС ДО предполагают особую организацию обучения и воспитания дошкольников. Перед многими педагогами ставится задача так построить образовательный процесс, чтобы у детей повышалась познавательная активность. Эта деятельность осуществляется детьми осознанно – если они могут осознавать границу своего знания и незнания, определять задачу познавательной деятельности, способ ее решения и содержательно оценивать результат выполненной работы.
В статье будут представлены методические средства повышения познавательной активности детей и приведены соответствующие примеры деятельности педагогов ДОО на занятиях по развитию речи. Таким образом, они учатся организовывать и выполнять соответствующие этапы работы самостоятельно. Одним из средств активизации познавательной деятельности выступают проблемные ситуации, которые создает воспитатель. Представляется важным уточнить сущность таких ситуаций на материале развития речи. На наш взгляд, это речевое задание, выполнение которого вызывает у детей определенные затруднения или сомнения в правильности решения вследствие недостатка языковых знаний или умений. Анализ причин возникших затруднений помогает дошкольникам понять, в чем заключается разрыв в их знаниях. «Если ребенок обнаружил незнание, у него возникает желание это узнать». Поэтому дети могут естественно сформулировать задачу дальнейшей речевой работы, что свидетельствует о ее понимании. Пример 1. Воспитателю предстоит тренировать дошкольников в употреблении слов, которые не изменяются в речи (эскимо, пальто, пианино, метро и т.п.). Сначала педагог просит детей проследить, как изменяется слово в речи. Например, в предложениях сравнивают: выпил из чашки, поставил чашку и т.д. Затем педагог предлагает ошибочные формы: сел за пианину, положил эскиму и т.п. Не беспокойтесь, что дети услышат неправильную речь и будут затем допускать ошибки. Не требует доказательства тот факт, что дошкольники, зная верный вариант речевого высказывания, очень хорошо замечают ошибки и критикуют их авторов. Важно здесь другое: воспитатель спрашивает, правильно ли изменили слова. Опыт речевой работы с детьми показывает, что некоторые из них не обнаруживают ошибки, остальные начинают сомневаться, особенно насчет редко употребляемых слов. Роль воспитателя в этот момент заключается в подсказке: «Может быть, мы не все знаем о том, как меняются слова?». Обращаясь к детям, педагог помогает им увидеть границу знания и незнания и сформулировать цель дальнейшей речевой деятельности: узнать, как изменяются слова «пианино», «эскимо», или учиться правильно говорить такие слова в разных предложениях.
Пример 2(перед изучением понятия о звуке). Педагог показывает на цветок и говорит, что он состоит из лепестков. Затем дети отвечают на вопрос, из чего состоит очищенный апельсин (Из долек.); из чего состоит стена кирпичного дома (Из кирпичей.). После этого воспитатель предлагает подумать, состоят ли слова «апельсин», «цветок», «стена» тоже из лепестков, долек и кирпичей. Если дети отвечают отрицательно, то педагог спрашивает, знают ли они, из чего состоят слова, и дошкольники понимают, что не знают ответа на этот вопрос. Если дети отвечают утвердительно, педагог продолжает: «Почему же, когда мы произносим слова, из нашего рта не вылетают лепестки, дольки, кирпичи?». Вместе посмеялись, но вопрос остался, и его легко трансформировать в задачу познавательной работы – узнать, из чего состоят звучащие слова.
Можно заметить, что предлагаемые примеры профессиональной деятельности педагога различаются способом создания проблемы. Очевидно, что создание проблемной ситуации – достаточно трудоемкий процесс.
Необходимо также отметить, что использование игровых моментов в организации познавательной деятельности дошкольников безусловно приветствуется. Однако важно иметь в виду, что не любые игровые приемы создают познавательную проблему. Если воспитатель предлагает поиграть в слова, а потом сообщает, что дети не знают таких слов, он не создает ситуации в разрыве знаний. Когда педагог просит дошкольников пригласить кого‐то (персонаж) в гости и спрашивает, умеют ли они правильно приглашать в гости, то проблема опять не осмысливается. Таким образом, при проектировании проблемной ситуации воспитателю следует исходить из ее сущности и не подменять ее дидактической игрой. У дошкольников повышается познавательная активность, если выполнение речевых упражнений требует не имитации способа работы, а его выбора. К таким упражнениям относятся задания‐«ловушки».
Активизации познавательной деятельности способствует восстановление словесных цепочек. Данное задание инициирует осмысление способа действия, так как требует обнаружения причины появления каждого звена‐слова. Например, воспитатель просит вернуть на место слово, которое потерялось в цепочке: точка – почка – ... – кочка. Если дошкольники затрудняются в обнаружении звена, нужно помочь им установить закономерность изменения слов с помощью вопроса «Какой по счету звук (или буква) меняется в словах?» и далее попросить: «Назовите еще слово, которое похоже по звучанию, но отличается первым звуком (буквой), например звуком [б] (буквой б)».
Рефлексия детьми работы (часто в значении ее оценки) активно вошла в структуру речевой деятельности в детских садах, и очень хорошо, так как-это является важнейшим компонентом активизации познавательной деятельности детей.