Методическая разработка по обществознанию на тему Человек славен добрыми делами
Методическая разработка урока по обществознанию
«Человек славен добрыми делами»
Комарова Татьяна Станиславовна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ» № 16. Г.Сыктывкара.
Цель: создать условия для дальнейшего формирования нравственных качеств учащихся, которые способствовали бы возможности осуществить подрастающим поколением своего морально-нравственного выбора в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
углубить представления детей о такой этической категории как «добро»;
развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения;
способствовать развитию умения создавать интеллектуальные конструкции, необходимые для их дальнейшего применения.
Используемая технология: Технология «Педагогической мастерской ценностных ориентаций» Г.А.Русских.
Позволяет создать условия для восхождения каждого участника к новому знанию, к новому опыту путем самостоятельных и коллективных открытий. Все этапы мастерской созданы для их проживания человеком в качестве действия и взаимодействия с другими членами коллектива.
Целевая аудитория – 6 класс. (УМК Л.Н.Боголюбова)
Урок по теме: «Человек славен добрыми делами»
Структурные компоненты технологии Смысловые характеристики структурных компонентов технологии «Педагогической мастерской ценностных ориентаций»
1.Сонастройка (настрой на тему) На доске прикреплены 5 цветных полосок бумаги с написанными на них словами:
«дарить»
«общество»
«благородство»
«радость»
«общение»
- Ключевое слово сегодняшнего урока зашифровано в этих словах.
Кто догадался? (Добро)
- Человек славен добрыми делами, - так называется наш сегодняшний урок.
2.Индукция (введение в тему») - У английского писателя О.Уайльда есть сказка, которая называется «Счастливый принц». Я прочту вам ее фрагмент.
- На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Был он очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был на рукоятке шпаги.
Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края , и она решила переночевать у ног статуи.
Неожиданно на нее упал капля, потом вторая, третья. Ласточка забеспокоилась и уже собралась улетать, когда поняла, что это слезы Принца.
- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.
- Когда я был жив, ответил Принц, - я не знал, что такое слезы.
Я жил во дворце, куда горю человеческому вход воспрещен. Вокруг и дворца была возведена высокая стена, и я ни разу не догадался спросить, что происходит за нею. Я танцевал и развлекался с друзьями. «Счастливый Принц» - так величали меня приближенные. И действительно, я был счастлив, если только в наслаждении счастье. Так я жил, так и умер. И вот теперь, когда я уже неживой, меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце теперь у меня оловянное, я не могу сдержать слез.
И вдруг попросил:
- Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.
- Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.
- Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.
Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда возвратилась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно.
- Это потому, что ты сделала доброе дело, - объяснил Принц.
- Какие чувства у вас вызвал этот отрывок из сказки о Счастливом Принце? (сопереживание)
- Почему заплакал Принц? (почувствовал угрызения совести)
- Почему решил помочь больному ребенку? ( проявил сострадание)
- Почему ласточке стало тепло, когда на улице было холодно? ( помогла другому и на сердце стало тепло)
- А что такое «добро»? (все хорошее, благо)
- А, как вы думаете, что могут означать слова «добрый» и «доброта»? (отзывчивость, душевность)- А на что похоже ДОБРО? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите это слово? (СОЛНЦЕ)
- Почему ДОБРО похоже на СОЛНЦЕ? ( теплое, светлое, ласковое)
- Шаг к ДОБРОТЕ– добрые слова.
Давайте поиграем в вежливые (добрые) слова.
Игра «Закончи предложение»
Задание получит каждая группа.
1 группа. «Растает даже ледяная глыба от слова теплого….(спасибо)
2 группа. «Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
3 группа. «Мальчик вежливый и развитый, говорит встречаясь…(здравствуйте)
4 группа. «И в России, и во Франции, и в Дании на прощанье говорят…( до свидание)
Игра «Не ошибись»
Выполняйте задание только тогда, когда услышите , что звучит «волшебное(доброе) слово»
- Встаньте, пожалуйста.
- Поднимите руки.
- Будьте добры, похлопайте в ладоши.
- Потопайте.
- Попрыгайте, пожалуйста.
- Будьте добры, садитесь.
3. Самоконструкция- Обсуждать поступки других людей легче, чем свои собственные.
Давайте рассмотрим и проанализируем разные ситуации, в которых оказались ваши сверстники. Попробуем найти ошибки в их поступках, если они есть, и исправить их.
«Как бы я (мы) поступил(и)?- так называется задание, которое я предлагаю вам выполнить.
Ситуация № 1.
- Девочка возмущенно жаловалась маме: «В классе есть плохой мальчик, - все время зовет меня Валькой!»
- А ты как его зовешь?
- Я вообще никак его не зову. Я ему просто кричу «Эй, ты»!
Ситуация № 2
В школьном коридоре разговаривают три учителя. Среди них Света увидела своего классного руководителя и поздоровалась с ней: «Здравствуйте, Ирина Петровна!»
Обсуждение ситуаций в группах. Представление своих позиций.
(Ошибки нашли. Ребята в описанных ситуациях поступили не правильно)- Итак, еще один шаг к ДОБРОТЕ– добрые дела.
- Теперь снова поиграем.
Игра «Чаша весов»
- Перед вами на столах лежат пустые листочки. Запишите, пожалуйста, с обратной стороны, какие добрые дела вы совершили за три последних дня. Затем на других листочках запишите свои неблаговидные (плохие поступки).
- Теперь разложите свои поступки на две стопочки. Видите, что у всех групп одна стопка выше другой? Та стопка, которая выше оказалась с добрыми делами. Значит, о вас можно сказать, что вы добрые ребята. Вам приятно это слышать? (да) И мне приятно это видеть.
- Когда люди совершают добрые поступки, то о таких в народе говорят, что они оставляют добрый… (след) 4. Социоконструкция- Ребята, а с чего начинается ДОБРОТА? (с внимательности, заботы)
- Вспомните «золотое правило нравственности». ( Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой). Как вы понимаете его, приведите примеры из своей жизни, собственного опыта (заслушиваются ответы).
- Сформулируйте три «добрых правила». ( группы выполняют задание)
5. Социализация Ребята представляют свои ответы. Происходит обмен мнениями.
Формулируется общее правило.
Примерный ответ.
«Три добрых правила», которыми мы будем руководствоваться в своей повседневной жизни.
Быть внимательным.
Использовать в речи вежливые слова.
Стараться совершать хорошие поступки.
6. Рефлексия Мне кажется, что тема нашего урока вызвала у вас определенные чувства. Представьте, пожалуйста, ваши мысли и чувства в виде группового рисунка или создайте синквейн. Возможный синквейн.
ДОБРО
Светлое, ласковое,
Согревает душу, освещает, радует.
Благо!
- Спасибо вам за сотрудничество! Всего доброго!