Из опыта работы Познавательная активность учащихся
“Познавательная активность учащихся”
Из опыта работы учитель математики МОУ Заворовской СОШ Ухарская З.Н.
Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из мощных факторов обучения.
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя руководить ею.
Для развития познавательной активности учащихся учителя используют проблемные и игровые ситуации, поощрения, стимулирование, эмоциональное воздействие.
Умение заинтересовать математикой – дело непростое, и в этом смысле личного мастерства учителя нельзя недооценивать.
Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель.
Пробуждению познавательных интересов учащихся способствует игровая деятельность, которая способствует воспитанию у детей заинтересованного отношения к процессу обучения математики.
Элементы игры, включенные в уроки, оказывают заметное влияние на деятельности учащихся. Игровой мотив является для них действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости, удовлетворенности, чувства коллективизма.
На уроках математики, особенно среднее звено, я много внимания уделяю игровым моментам, учащиеся очень любят играть, они сами принимают участие в изготовление их, и это идет как дополнительный
-2-
раздаточный материал, делают с удовольствием. Вот некоторые из игр, которые, я использую на уроках.
«Солнышко» - вид самостоятельной работы, ученики, выполнив, задание находят в приведенной таблице букву, соответствующую ответу. В результате выполнения задания получается слово. Букв даю больше.
«математическая эстафета» – игра – соревнование, дается по рядам, чей ряд победит.
«Инопланетянин» – Устный счет, ученики считают, ответ записывают на листе бумаге, сложенном на четыре части, показывают это подобие веера, только записывают ответы маркером на листе.
«Отгадай слово» - использую в виде самостоятельной работы для учащихся. Ученикам раздаются карточки, содержащие задания и ключ к ответам, ученики решают примеры, записывают ответ, напротив ответа записывают, соответствующие буквы. Получаем слово.
«Смотри не ошибись» используется для проверки знаний, экономит время .
«Домино» –устный счет, когда по расписанию последними, уроки математики, дети уставшие, меня выручает «Домино». Карточки изготовлены из бархатной бумаги, и они крепятся на доску обтянутую фланелью. В результате выполнения задания получается цепочка из карточек.
«Перфокарты» –используются для проверки знаний, экономит время
«Художник»-при изучении темы координатная плоскость. Дети самостоятельно создают рисунки и записывают координаты ключевых точек.
«Танграм» - вид творческой деятельности учащихся, из треугольников, квадрата, параллелограммов надо сделать, например: кошку, птицу.
-3-
Графический диктант – применяется для логического мышления учащихся, установить, где истинно, а где ложно.
Игровые моменты на уроках необходимы для воспитания личности, для развития интереса к предмету. Если ученик видит перед собой пример творческого подхода к делу своих наставников, то у него самого возникает потребность творчества.