Конспект открытого занятия Тема: Байкал – жемчужина Сибири. Подготовительная к школе группа
Конспект открытого занятия
Тема: Байкал – жемчужина Сибири.
Подготовительная к школе группа
Цель: познакомить детей с природой озера Байкал
Задачи:
Формировать обобщенное представление о водоемах, находить их на карте; познакомить с особенностями строения оз. Байкал, его обитателями; учить выделять признаки приспособления животных к определенной среде обитания (рыбы); устанавливать простые причинно – следственные связи;
Развивать логическое мышление, внимание, диалоговую речь; мелкую моторику рук; расширять словарный запас;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, развивать природоохранную деятельность.
Оборудование: карта Иркутской области, фотографии и иллюстрации обитателей озера Байкал, модель строения рыб, карточки к дидактической игре «Что можно, что нельзя».
Словарь: нерест, холодолюбивые.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, познание, художественное творчество, социализация, здоровье, физ.культура.
Ход:
Работа с картой
-Посмотрите на карту. Что отмечено синим цветом? (реки, озера).
-Отгадайте загадки.
Мы говорим – она течет.
Мы говорим – она играет.
Она бежит всегда вперед,
И никуда не убегает РЕКА
Шириною широкою
Глубиною глубоко.
День и ночь о берег бьется.
Из него вода не пьется.
Потому что невкусна,
И горька, и солона.
Кругом вода, а с питьем беда. МОРЕ
Под осоку на песок
Уронили поясок.
И лежит – да не поднять,
И бежит – да не поймать. РУЧЕЙ
Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зеленая.
Молодые березки свои перед ним
поправляют прически.
И месяц, и звезды в нем отражаются.
Как это зеркало называется? ОЗЕРО
-Река, море, ручей, озеро – как одним словом объединить эти понятия? (водоем)
-Что такое водоем? (скопление воды в углублении - природном или искусственном).
-Найдите на карте самый большой водоем нашего края (озеро Байкал)
-Что означает слово «Байкал»? (тюрк. «Бай-куль» - богатое озеро, бур. «Байгал» - огненное озеро).
Показ фото с пейзажами Байкала
-Как хороши закаты на Байкале,
Вода и небо золотом горят!
Все стихло, и лишь только птичьи стаи
Над озером задумчиво кружат.
И тот, кто на Байкале побывает,
Не позабудет больше никогда
Как солнце, опускаясь, запылает,
Как тихая на воду ляжет мгла.
-Ребята, о чем мы будем говорить? (о Байкале)
-Сколько ему лет? (>26 млн. лет)
Байкал – самое древнее озеро на планете. Оно не только самое древнее, но и самое глубокое. (схема сравнения).
-Его глубина 1642 м. Ученые говорят, что Байкал – это зарождающийся океан. Только в океане вода соленая. А в Байкале? (пресная)
-В Байкале очень большие запасы пресной воды. Что помогает ему пополнять свои запасы? (подземные источники, реки, осадки)
-Именно реки являются основным источником пополнения пресной воды.
-Сколько рек впадает в озеро? (>336)
-Назовите некоторые из них (Турка, Снежная, Баргузин, Иркут, Селенга, Похабиха)
-В ода в озере очень холодная. Даже летом не каждый рискнет искупаться в холодной воде
-Почему она такая холодная? (потому что озеро глубокое и вода не прогревается полностью).
Однако, несмотря на это в озере обитает более 1000 видов разнообразных животных и растений, которые приспособились к жизни в холодной воде. Их так и называют – холодолюбивые.
-Кто является основным обитателем водной среды? (рыбы, моллюски, рачки, водоросли).
ПОКАЗ ФОТО
-Посмотрите, какие разнообразные животные обитают в Байкале. Какая рыба наиболее на Байкале? (омуль)
-Омуль – рыба, которая обитает только в Байкале. Именно она по-настоящему прославила озеро. Одним из символов Байкала является омулевая бочка – та самая, из-за которой поссорились ветры-великаны Култук и Баргузин.
-Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т.е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния.
-Почему омуль уходи в реки на нерест? (потому что в реках вода теплее, чем в озере)
-Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро. Большинство мальков погибает во время путешествия. Те же, которые благополучно вернулись, растут и развиваются, чтобы затем самим дать потомство.
-Рассмотрите фото и назовите признаки приспособленности рыб к водной среде обитания.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Заселим Байкал»
-Перед вами макет Байкала. Какой он пустой и безжизненный.
-Что мы можем сделать, чтобы он не был таким пустым(заселить животными)
-Каких байкальских рыб вы знаете? (омуль, карась, осетр, голомянка, налим, таймень)-Сегодня вы будете заселять озеро рыбами, вылепленными вами из соленого теста. Подумайте и выберете рыбу, которую вы будете лепить.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Ребята, что мы можем сделать, чтобы в Байкале не перестали водиться различные животные, рыбы и растения? Чтобы природа всегда радовала нас своей красотой?
-Выберете карточки, на которых изображены ситуации, которые нельзя делать.
-Если мы будем беречь и охранять природу, то она будет радовать нас красотой растений и животных, чистотой неба, прозрачностью вод.