Урок на тему Азбука геометрической резьбы

АЗБУКА ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБЫ
Цель урока
Обучающая: формирование у учащихся основных умений и навыков по геометрической резьбе при выполнении несложных специальных упражнений.
Воспитательная: формирование у учащихся уважения и готовности к умственному, физическому труду.
Развивающая: развитие художественно-творческих способностей учащихся.
Оснащение: образцы изделий с геометрической резьбой; инструменты; стенд с видами геометрической резьбы; липовые дощечки; державки; плакаты по технике безопасности.
Тип урока:комбинированный.
Ход урока
Организационный этап
Проверка домашнего задания
Проверка наличия липовой дощечки.
Проверка выполнения на дощечке заданных фигур: «треугольники», «ромбы», «соты», «цепочки», «витейки».
Проверка заточки ножа-косяка.
Проверка наличия разметочного инструмента.
Проверка знаний
Что такое геометрическая резьба?
Назвать основные элементы геометрической резьбы.
Назвать основные виды узоров геометрической резьбы.
Рассказать последовательность разметки геометрических узоров.
Показать приемы резьбы равнобедренных треугольников.
Постановка цели
4.1. Изучение приемов резьбы узоров «сколышки», «звездочки», «елочки» и миндалевидных углублений с полной и частичной выемкой древесины.
Объяснение нового материала
Порядок разметки узоров «сколышки», «звездочки», «елочки», «цепочки», «змейки», «соты», «лесенки», «ромбы».
Приемы резьбы этих видов узоров.
Проверка усвоения материала
Рассказать последовательность разметки этих узоров.
Показать приемы резьбы этих узоров.
Рассказать о приспособлениях для закрепления деталей во время резьбы.
Закрепление
Лабораторно-практическая работа
7.1. Выполнение в технике геометрической резьбы узоров «сколышки», «цепочки», «ромбы», «бусы», «елочки», «ви- тейки», «змейки», «соты», «звездочки».
8. Домашнее задание
Создать на дощечках из липы и осины варианты узоров, образуемых из технических приемов трехгранно-выемчатой резьбы.
Изготовить кухонную лопатку с узором «змейка» и «звездочка».
Подведение итогов
общая оценка урока;
сообщение и комментирование оценок учащихся.
Методические пояснения к теме
Постановка проблемного вопроса или выдвижение проблемы перед началом изложения учебного материала поддерживает внимание учащихся, которые вместе с преподавателем делают попытку ее разрешения на занятии. Проблема или вопрос могут носить как теоретический, так и прикладной характер.
Управление вниманием при изложении сложного материала может достигаться посредством указания учащимся на то, что им предстоит познакомиться с важным, но достаточно утомительным и не очень интересным материалом. Это указание на скучную часть позволяет достаточно длительно поддерживать внимание обучаемых.
Прием «провокации». В процессе изложения материала необходимо вызвать у учащихся несогласие с излагаемым содержанием для того, чтобы подготовить потом конструктивный вывод.
Прием гиперболы. При устном изложении материала делается специальное преувеличение качества какой-то составляющей в информации, например, раскрывая свойства липы как конструкционного материала, можно сказать, что она режется как масло.
Прием апелляции к авторитету. При обосновании значимости какого-либо материала преподаватель обращается к авторитету ученых, своему опыту и даже иногда к опыту учащихся.
Прием сопереживания. При изложении какого-либо информационно-познавательного материала преподавателю следует преувеличенно эмоционально описывать события, которые могут связывать его с учениками. При этом желательны такие подробности, которые заставляют учащихся сопереживать. Это, в частности, могут быть случаи из жизненной и трудовой практики преподавателя.
Прием драматизации. Преподаватель может наглядно, увлекательно и в то же время сознательно драматизировать излагаемые события (например, в материале по безопасности труда).
Прием прямого включения. Сущность данного приема состоит в том, что преподаватель начинает занятие не с традиционной фиксации отсутствующих на занятии учащихся и последующего опроса по знанию пройденного материала, а сразу с изложения нового материала.
Прием экспрессии. При изложении нового материала преподаватель может использовать различные лексические средства выразительности (метафоры, сравнения, интонации и громкость голоса, ритм речи и др.).
Прием пантомимы. Владение этим приемом очень важно для преподавателя технологии, особенно при инструкции учащихся по приемам практической деятельности. Следует обратить внимание на постоянные позы, привычные движения, наклоны, жесты. Следует стремиться, чтобы в них не было элементов смешного.
Изложение материала
Начало более чем половина всего.

Рис. 92. Элемент «сколышки»
Аристотель
Как видно из перечня задач, знание материала подтемы имеет большое значение для хорошего усвоения приемов резьбы всех видов. По рисунку на классной доске, по плакату и по образцам изделий уясняется разница в узорах, объясняются характерные различия приемов резьбы. Преподаватель продолжает объяснять основные узоры своеобразной азбуки резьбы. Объясняет способ разметки и приемы резьбы одиночного элемента «сколышки» (рис. 92). «Сколышки» размечаются, как равносторонние или равнобедренные треугольники. Вырезаются они так: нож зажимают в руке и погружают в дерево вертикально поочередно по двум сторонам треугольника, сходящимся к верхней вершине, причем у вершины нож должен углубиться на 3-4 мм, а около основания треугольника выйти на поверхность. Затем, начиная от основания и углубляясь к вершине, ножом снимают, как бы скалывают участок древесины между подрезанными сторонами.
Чтобы получить навык в работе, «сколышки» вырезаются на протяжении всей полосы.
Скалывая, нож следует держать так, чтобы между ним и плоскостью резания был угол 45°. Желательно для закрепления заготовки на рабочем столе использовать различные державки, крепежные винты, валеты струбцины (рис. 93), значительно реже заготовки крепят шурупами или гвоздями. Преимущественное использование державок обусловлено тем, что они позволяют легко изменять положение заготовки при резьбе и закреплять ее в любом месте.
Далее преподаватель объясняет способ изготовления фигуры «ромбик» (рис. 92.13; 94, а). Эта фигура состоит из двух «сколышков», соединенных основаниями.
Практическая работа. Для выполнения ромбиков сначала надо наколоть и вырезать верхнюю «строчку» ромбика, а затем, перевернув дощечку, нижнюю. Точками на рисунке показаны места втыкания носка ножа при наколке.
Объясняется следующая фигура «витейка» (рис. 94, б). В ее основе лежат те же «сколышки», только смещенные относительно друг друга в сторону. Вырезав их, получим извилистую, витиеватую дорожку.
Практическая работа. Наколоть и вырезать треугольники (заштрихованные на рис. 92.3; 94, б) нижней строчки, а затем, повернув дощечку, верхней.
Довольно сложный узор «змейка». Она образуется, если в полосе треугольников не оставить ни одного плоского места, то есть изрезать по трем плоскостям все треугольники и стоящие на основании, и повернутые вершиной вниз (рис 92.4). Если к змейке снизу зеркально пририсовать такую же полоску, то получится очень красивая «розетка».

Рис. 94.Приемы резьбы: а фигуры «ромб»; б фигуры «витейка»
Далее приступают к изучению фигуры «звездочка». Данная фигура состоит из четырех пирамид (рис. 95; 92, 10), одна из них заштрихована. Если последовательно вырезать четыре пирамиды, то получится «звездочка».
! Точками на рисунке показаны места втыкания носка ножа при наколке, а направление резания выбирается в зависимости от расположения слоев. По декоративной выразительности «звездочка» близка к самому красивому узору трехгранно-выемчатой резьбы «сиянию».

Рис.95. Приемы резьбы фигуры «звездочка»
И в заключение этой подтемы приступают к следующему упражнению резьбы фигуры под названием «елочка» (рис. 92.7). Этот элемент выполняется в широкой полосе. Полосу расчерчивают треугольниками с основанием 10 мм. Треугольники, опирающиеся на вершины, вырезают по трем лучам. А в треугольниках, стоящих на основании, рисуют внутренние низкие треугольнички (высотой 5 мм), которые вырезают обычно на три заглубляемые плоскости. Получаются островерхие узоры, напоминающие ряд стоящих елок. Чтобы процесс резания был безопасным, необходимо соблюдать определенные правила:
при резании рабочая рука (та, в которой зажат нож) должна быть плотно прижата к поверхности стола, давая возможность свободному движению кисти;
все движения резчика совершаются только кистью руки;
при удерживании заготовки второй рукой надо следить за тем, чтобы пальцы не находились на пути резания.
15