Выполнение резьбы по древесине. План-конспект урока. 6 класс
«Выполнение резьбы
по древесине.
Азбука геометрической резьбы»
План-конспект урока
6 класс
Преподаватель технологии:
Селиванкин Алексей Валерьевич
Цели: дать понятия о геометрических узорах и порядке их построения; приобщать учащихся к народному прикладному искусству, развивать интерес к профессиям мастеров художественных промыслов;
научить выполнять геометрическую резьбу;
воспитывать дисциплинированность, аккуратность и бережное отношение к материалам.
Инструменты и оборудование: нож-косяк, набор инструментов для резьбы, выставка работ учащихся и учителя, заготовки для резьбы, карандаш, линейка, ноутбук, проектор.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания (слайд 2)
Устный ответ на вопросы.
виды резьбы по древесине;
инструменты для резьбы по древесине;
породы древесины для резьбы.
Примерный ответ учащегося
Резьба по древесине является одним из видов декоративно-прикладного искусства. Она получила широкое распространение в нашей жизни и очень часто используется в оформлении квартиры или дома. Существует несколько видов резьбы. Они различаются по применяемым инструментам и материалам, по сложности выполнения.
Различают следующие виды резьбы по древесине: объемная, скульптурная, рельефная (барельеф, горельеф), плосковыемчатая (плоскорельефная), домовая (корабельная), прорезная (ажурная, накладная, сквозная), контурная, скобчатая, геометрическая.
Наиболее сложной для выполнения является объемная резьба, самой простой — геометрическая.
Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты, в основном стамески. У хорошего мастера их насчитывается более двухсот.
Плоские прямые — для зачистки фона в контурной и рельефной резьбе.
Желобчатые — для всех видов резьбы.
Стамески-клкжарзы — для вырезания труднодоступных мест.
Стамески-уголки — для вырезания канавок.
Стамески-церазики — для прорезания узких жилок.
Плоские стамески-косячки — для геометрической резьбы.
Для выполнения резьбы применяются различные породы древесины.
Классический материал для резьбы — липа. Из нее режут объемные игрушки и скульптуру.
У осины самая белая древесина, и эту белизну изделие из нее сохраняет много лет. Легкая и прочная, осина прекрасно обрабатывается и устойчива к гниению.
Серебристо-серая древесина березы плотнее и прочнее, поэтому обрабатывать ее несколько сложнее, но зато она наиболее пригодна для выполнения тонкой резьбы. Режется береза без сколов, одинаково во всех направлениях.
Из древесины хвойных пород можно выполнять только резьбу с крупными элементами. На резьбе с мелкими элементами годичные слои будут зрительно искажать форму рельефа. Кроме того, не исключено скалывание древесины вдоль волокон. В зодчестве сосну применяли только для изготовления крупных наружных резных украшений дома.
Вывод по ответам детей делает учитель:
-Резьба по древесине — очень популярное занятие. Популярность обусловлена простотой выполнения некоторых видов, доступностью материала и небольшим количеством инструмента, особенно на первоначальном этапе.
III.Переход к изучению новой темы (слайд 3)
Очень широко используются в нашей жизни предметы декоративно-прикладного искусства. Большое распространение получила резьба по дереву. С давних времён люди украшали предметы обихода, жилища различными видами резьбы по дереву. Эти образцы произведений искусств мастеров старины до сих пор можно увидеть на некоторых домах в городах и сёлах. (слайд 4)
План изучения новой темы.
Геометрическая резьба.
Элементы геометрической резьбы.
Приемы работы резцом-косяком.
Правила безопасности при работе с резцом.
IV.Изучение новой темы
1. Рассказ учителя о геометрической резьбе и ее элементах
Самая распространенная и простая резьба - геометрическая. С нее обычно и начинают обучение технике резьбы по дереву. Рисунок резьбы составляется из простых геометрических фигур: полос, квадратов, треугольников разного вида, многоугольников, кругов и отрезков круга — сегментов. Но для того чтобы из этих простых форм получались красивые комбинации, отдельные элементы, например повторяющиеся по всей плоскости квадраты или треугольники, должны быть совершенно одинаковыми по размерам, точности и глубине плоскостей и порезки, должны точно повторять друг друга. Только тогда из отдельных вырезанных фигурок получится повторяющийся рисунок, называемый орнаментом.
Геометрическая резьба состоит из двух-, трех- и четырехгранных выемок, образующих узоры. К числу основных можно отнести следующие, расположенные по мере нарастания трудности выполнения:
Треугольники с углублением в вершине (слайд 5).
Треугольники с углублением в центре (слайд 6).
бусины (слайд 7).
Скобчатая резьба (слайд 8 ).
Сияния (слайд 9).
Все многообразие узоров геометрической резьбы состоит из сочетания двух простых элементов - сколышка и треугольника, которые могут быть в любых композициях. Любой геометрический узор можно расчленить на составные элементы, и они окажутся или сколышками, или треугольниками
2. Рассказ учителя о правилах безопасности во время работы
При выполнении геометрической резьбы нам потребуются инструменты. А основным будет – нож-косяк (слайд 10 )
Нож –это острый, режущий инструмент, поэтому при работе с ним необходимо соблюдать правила безопасности. (слайд 11)
Излагая правила безопасности, можно задать учащимся вопросы, ответы на которые подразумевают объяснение причин, вызывающих необходимость выполнения этих правил.
3. Как правильно сделать разметку на заготовке.
Вам необходимо подготовить заготовку из древесины для резьбы. Вам потребуется линейка, карандаш. (слайд 12).
На всех четырёх сторонах доски делают разметку через 1 см по окантовочной линии и проводят прямые линии, соединяющие смежные разметки. Дополнительно по длинным сторонам доски делают разметку через 0,5 и проводят прямые линии, параллельно коротким сторонам доски.
4. Демонстрация приемов работы резцом
Заготовку кладут длинной стороной параллельно кромке стола. Нож надо держать крепко в кулаке, упираясь отставленным большим пальцем в ручку ножа. Пальцами другой руки надо направлять кончик ножа, устанавливая его на линию рисунка (слайд 13, 14 ).
V. Вводный инструктаж
Задачей вводного инструктажа является ознакомление учащихся с целями, содержанием, характером, организацией и приемами выполнения предстоящей работы, а также дача им указаний о порядке контроля за своими действиями и способах его осуществления. Дается научное обоснование этой работы и способов ее выполнения.
Вводный инструктаж должен быть хорошо обоснованным и достаточно полным. Особенно это важно на первом занятии по изучению новых приемов.
Прежде чем приступить к работе, необходимо перенести на поверхность учебной доски рисунок. Для этого можно использовать копировальную бумагу или произвести разметку карандашом и линейкой.
Сколышек - самый простой элемент, и вырезается он тоже предельно просто: нож заглубляется около одной из вершин (по сторонам треугольника), а у противоположного основания выходит на поверхность. Затем, начиная с этого основания, срезают древесину по всей площади треугольника, опять заглубляясь у вершины.
Процесс вырезания геометрического треугольника состоит в следующем: кончик ножа углубляют в точку, где сводятся три угловых луча треугольника, с таким расчетом, чтобы в этой точке нож углубился больше, а около вершины его лезвие вышло на поверхность. Эта стадия носит название наколки. Наколку делают по всем лучам. Затем, не меняя положения ножа в кулаке, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку на плоскости для удобства вырезания, производят подрезание наколотых
элементов по линиям сторон треугольников. Причем лезвие ножа наиболее глубоко входит в дерево у центральной точки схождения лучей и постепенно выходит на поверхность около вершин. Из поверхности дерева «извлекаются» трехгранные фигуры (откуда и произошло название резьбы - трехгранно-выемчатая).
Остановимся на одном из часто встречающихся элементов геометрической резьбы — сиянии. Это сложная фигура. Она состоит из нескольких треугольников (трехгранных выемок-клиньев), сходящихся своими вершинами в центре, а основаниями упирающихся в стороны фигуры (квадрат, прямоугольник, ромб, круг), в которую они заключены.
Разметку сияния в квадрате выполняют так. Проводят диагонали, затем стороны делят на задуманное число частей и соединяют их с центром. Каждый из образовавшихся треугольников необходимо разметить под резьбу. Чтобы в этих разных треугольниках была общая разметка, нужно провести внутрь квадрата параллельно его сторонам вспомогательные линии. Между параллельными линиями размечают треугольники для резьбы. Центры, расположенные на этих вспомогательных линиях, нужно соединить лучами с углами треугольников. По этим лучам ведется наколка, а затем и вырезание сияния. Аналогично размечают под резьбу сияние в ромбе и прямоугольнике. Но в отличие от сияния в круге, где все лучи - треугольники, одинаковые по величине, сияния в квадрате, ромбе, треугольнике имеют разные по длине треугольные лучи. В этом декоративная особенность каждого из сияний. Сияние, заключенное в квадрат, ромб, круг, образует как бы цветочную розетку. Сияние в углу или на краю композиции напоминает складной веер.
VI. Пробное выполнение задания
Пробное выполнение трудовых действий начинается сразу же после вводного инструктажа, когда учащиеся пытаются воспроизвести их. Вначале попытки их могут быть безуспешными, но затем постепенно, в результате повторения действия, рабочие движения их становятся более правильными, выполняются с меньшим напряжением, меньшей затратой сил и времени. Учащиеся овладевают умением. Пробное выполнение действий постепенно переходит в рабочее упражнение. Наилучшего результата можно добиться, если рисунки для резьбы учащиеся будут выполнять последовательно за учителем, с доски. Рисунок на доске расширяет возможности формирования пространственного представления. После разметки одного из элементов учитель демонстрирует приемы выполнения. После чего все приступают к работе. После завершения одного узора выполняется следующий, более сложный.
При вырезании элементов следует очень внимательно следить за расположением волокон древесины. В зависимости от расположения линий разметки по отношению к волокнам надо выбирать направление среза. Если он попадает против волокон, резьба будет грязной, шероховатой. Чтобы определить верное направление ножа, нужно сделать в одном из элементов неглубокий пробный срез. Если направление угадано правильно, поверхность среза будет гладкой. Тогда выполняют резьбу до требуемой глубины и в данном направлении срезают все однотипно расположенные элементы. Если же пробный срез получился шероховатым, значит, нож идет против волокон и дощечку следует повернуть на 180°.
VII.Практическая работа
В процессе работы надо следить за правильностью выполнения приемов обработки, соблюдением правил безопасности труда, при необходимости оказывать помощь отстающим, предупреждать возможные типичные ошибки.
В процессе самостоятельной работы учащиеся, не имеющие опыта работы, часто испытывают значительные затруднения. Поэтому им требуются постоянное внимание и помощь учителя.
При обработке поверхностей важно контролировать правильность рабочей позы и хватки инструмента, выбор глубины резания, соблюдение правил безопасности труда.
VIII.Текущий инструктаж
В процессе работы учитель проводит текущее инструктирование учащихся, применяя краткое объяснение, показ, индивидуальную или групповую беседу. Наблюдая за действиями учащихся, он подмечает их ошибки. Если одни и те же ошибки допускают многие учащиеся, учитель прерывает работу и повторяет инструктаж для всей группы. Ошибки отдельных учащихся исправляются; в ходе индивидуального текущего инструктажа. Благодаря этому усваиваются только правильные действия и не допускается формирование ошибочных навыков.
Если ошибки присущи большинству учащихся, необходим фронтальный инструктаж с повторной демонстрацией приемов работы. Ребятам, которые допустили брак в работе, предлагают другую заготовку. Учитель оказывает помощь в ее обработке. В процессе текущего инструктажа необходимо подчеркнуть, что невнимательная и неаккуратная работа приводит к браку, большому расходу материала, непроизводительным затратам учебного времени. Качественно обработанной считается заготовка, имеющая правильную геометрическую форму, гладко отшлифованная, без сколов и ворсистости на лицевой поверхности.
IX.Заключительный инструктаж
В конце занятия учитель совместно с учащимися сравнивает запланированный ход работы с фактическим, выявляет допущенные ошибки и отклонения от планируемого технологического процесса, устанавливает их влияние на производительность труда, качество изделия.
X.Закрепление изученного материала
Ответьте на вопросы
Какие инструменты применяются для выполнения геометрической резьбы? (Для выполнения геометрической резьбы достаточно одного резца-косяка.)
Из каких элементов состоит геометрическая резьба? (Геометрическая резьба состоит из двух-, трех- и четырехгранных выемок, образующих узоры.)
XI.Подведение итогов урока
Учитель указывает школьникам на успехи в работе и недостатки, объясняет их причины и пути преодоления. В случае необходимости повторяет показ приемов выполнения отдельных действий. Объявляет ученикам оценки.
Домашнее задание
Прочитать § 12.
Выучить правила безопасной работы с резцом.