Открытый урок по декоративно-прикладному творчеству Сказки о Пуговке
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей города Новосибирска
«Дом детского творчества «Кировский»
Открытое занятие по
декоративно-прикладному творчеству
Сказки о пуговке.
Автор :
Алфёрова Елена Львовна
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Новосибирск-2016
Тема: Необычное применение обычных пуговиц
Возраст обучаемых: Такие занятия можно проводить с детьми уже с двухлетнего возраста, совместно со взрослыми. А дальше возраст неограничен, лишь бы был интерес!
Форма проведения: Занятие проводится в игровой форме или с использованием элементов игры. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Цель занятия: создание условий для развития творческих способностей детей через знакомство с возможностями использования пуговиц.
Задачи:
Познакомить с историей применения пуговиц.
Познакомить с технологией декоративного оформления пуговицами различных предметов быта.
Способствовать формированию у детей и взрослых устойчивого интереса к изготовлению поделок, украшений из пуговиц.
Способствовать привитию художественного вкуса, развитию индивидуальности.
Этапы занятия.
Подготовительный – создание эмоциональной вовлечённости участников занятия через знакомство с историей применения пуговиц посредством презентации и собственно саму сказку о Пуговке.
Практический – работа детей по созданию цветов из ткани и пуговиц.
Заключительный – самооценка детьми своих работ. Подарок Королеве Пуговиц цветов, сделанных детьми. Подарки от Королевы Пуговиц.
Ход занятия:
- Кто знает отгадку на известную загадку: сто одёжек и все без застёжек? Конечно же это капуста! А на ваших одёжках есть застёжки? Какие они? Да, ребята, застёжки бывают разные: замки-молнии, шнурки и пуговицы.
(Детям младшего дошкольного возраста презентация не показывается, учитывая возрастные особенности восприятия, внимания.)
- Посмотрите, какими были первые пуговицы…. Как их ещё использовали в давние времена… (показ презентации)
- А хотите я вам расскажу историю одной маленькой, но очень доброй Пуговки?... Слушайте…
Жила-была Пуговка. Да-да, самая обычная пуговка, какие есть у всех нас на одежде. Посмотрите на свою пуговку, потрогайте её. Ничего необычного не заметили? Вот так все и думали, что она просто пуговка, которая нужна только для того, чтобы застёгивать одежду. И никто даже не догадывался, что у этой Пуговки была самая настоящая Мечта! А мечтала она подружиться со всеми вещами и предметами в мире! И не просто подружиться, а как настоящий друг быть этим вещам нужной, доставлять радость! Ведь она была очень талантливой, как и ВЫ!
И вот однажды она встретила Кружку. (На демонстрационный стол выставляется обычная кружка). Это была уже старенькая Кружка, вся краска на ней почти стёрлась. Но Хозяйка Кружки очень любила её и не решалась её просто выбросить как старый хлам. Пуговка очень хотела помочь Кружке! И тогда она позвала своих сестёр, таких же Пуговок. Они все были в разных нарядных платьях. Ведь они пришли в гости! Все Пуговки дружно решили помочь старой Кружке и её Хозяйке. Они остались на Кружке и закрыли своими яркими платьями её стёршийся наряд. (Замена обычной кружки на заранее декорированную)
Это было так красиво, что Хозяйка решила посадить в ней самый красивый цветок и поставить на окно. Пусть все любуются на такую красоту! (Можно поставить искусственный цветок в кружку) Потом Пуговка и её сёстры подружились с Диваном. Это был ещё довольно молодой Диван, но подлокотники его нечаянно расцарапал кот Васька. Коту было очень стыдно за своё поведение, но что поделаешь, если у котов такая привычка – когти точить? Васька всё время думал о том, как помочь Дивану снова стать красивым. И вот однажды, гуляя по улице, он увидел на окне соседнего дома необычный цветочный горшок. Он был похож на кружку, но такой красивый! Васька подошёл поближе и разговорился с цветочным горшком. Когда он узнал историю волшебного превращения Кружки, то сразу побежал к Пуговке. А вдруг и Дивану Пуговка сможет помочь? И Пуговка со своими сёстрами конечно же помогла Дивану. Это было так красиво и необычно, что к хозяевам Дивана приехал корреспондент из модного журнала, чтобы сфотографировать это чудо. Фотография Дивана красовалась на первой странице этого самого модного журнала! (Показ слайда с диваном из презентации. Либо можно наклеить на первую страницу любого ненужного глянцевого журнала фото с диваном из презентации, оформленное в стиле коллаж)
Пуговка и её сёстры помогали всем без исключения, кто просил их помощи. И были они очень счастливы оттого, что у них теперь много друзей!
И вот слух о талантливой и очень доброй Пуговке и её сёстрах дошёл до самой Королевы того царства, где жила Пуговка. (Выставляется на демонстрационный стол «Королева Пуговка») Королева готовилась к балу Цветов! И уже были украшены все комнаты дворца, как неожиданно налетел ветер-проказник и унёс все цветы-украшения далеко-далеко за пределы царства. А бал должен был состояться уже завтра. Вот тогда и послала Королева своих слуг за Пуговкой. Пуговке с её сёстрами нужны были помощники, чтобы всё успеть…..
- Ребята, а вы хотите помочь Пуговке?... Тогда - за дело!
Технические средства обучения:
Презентация об использовании пуговиц в разные исторические эпохи и у разных народов. Современное использование пуговиц в декорировании различных предметов быта.
Методическая литература:
Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из ткани, ниток и пуговиц. М.: «Оникс», 2007
Джанни Родари. Грамматика фантазии. - М.: «Прогресс», 1978
Перевод с итальянского Ю.А.Добровольской
Имгарт Ланг. Поделки из пуговиц. М.: «Айрис-пресс», 2008
Морозова З.В. Забавные поделки из подручных материалов. С.-П.: «Клуб семейного досуга», 2010
Николаева Е.И. Психология детского творчества. – С.-П.: «ПИТЕР», 2010
Роджерс Н. Творчество как усиление себя.//Вопросы психологии № 1, 1990
Интернет-ресурсы:
http://www.liveinternet.ru/users/3854839/rubric/1484024/http://www.13doors.ru/creative/580-pugovica-v-iskusstve.htmlhttp://tkalez.com/chudesa-iz-vsego/podelki-iz-pugovichttp://allforchildren.ru/article/index_button.phphttp://www.just-kids.ru/?id=903http://efachka.ru/post227499624/
САМОАНАЛИЗ открытого занятия:
«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», — так писал великий Пушкин.
Еще 20-30 лет назад простая палка могла стать для ребенка лошадью, ружьём, копьём и он возводил дома и крепости из песка, в настоящее время любящие родители дают все это в готовой игрушке. Стараясь дать своему искренне любимому малютке всё самое лучшее и без лишних усилий, родители порой и не подозревают о том, что страдает развитие воображения ребенка. Из жизни малыша вытесняется его собственное творчество. Научившись читать раньше, чем думать, получая готовую информацию из телепередач и компьютерных программ вместо того, чтобы видеть и наблюдать в природе и в жизни, ребёнок становится «знайкой», не став в своё время личностью, его мышление формализуется.
Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
На своих занятиях «Умелые ручки» я стараюсь дать дошколятам самый разнообразный материал для поделок. Первоначально я сама выступаю инициатором обыгрывания какого-либо предмета, а уже затем постепенно все дети включаются в игру под условным названием «Где этот предмет используют и что ещё можно сделать из него?». Так, например, мы начинали знакомиться с пуговицами. Первое знакомство с необычным применением пуговиц начинается уже с детьми двух лет. Это происходит на совместных занятиях с одним из родителей малыша. «Творчество в дошкольном детстве является механизмом адаптации ребенка к миру, в котором ему предстоит жить. Особое внимание стоит уделять совместному творчеству взрослого и ребенка, в котором возможно соединение достоинств каждого возраста для получения наибольшего результата – формирования целостной личности.» (Е.И. Николаева. Психология детского творчества) На занятиях малыши делают из пуговиц пирамидку, бусы, другие поделки с помощью родителей. Начиная уже с трёх лет, детки самостоятельно используют различные пуговицы на занятиях в качестве оформления поделки или её элементов (яблоки на яблоне, ёлочные игрушки, рамочка для картины и т.п.). Старшим дошкольникам доступны более сложные задания: браслеты с декоративным плетением, коврики из пуговиц, картины и т.п.
Натали Роджерс в статье «Творчество как усиление себя» писала: творческий процесс есть наша жизненная энергия, и тот, кто однажды ее испытал, уже больше не сможет без этого жить. Творческость есть наша сущность, наша жизненность. Перекрыть этот процесс значит вызвать болезнь как на уровне отдельного индивида, так и на уровне культуры в целом. Творческое выражение не соответствует догме или заранее заготовленной форме. Творческость есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии.
Занятие проводилось с детьми старшего дошкольного возраста. В группе были дети, имеющие различные проблемы психомоторного развития: от физиологической неловкости, связанной с гипервозбудимостью и двигательной расторможенностью, до последствий детского церебрального паралича. Так же с удовольствием занимались детки двухлетнего возраста. Конечно, для них очень важна была помощь близкого взрослого (в нашем случае это была мама). Надо отметить, что мамы с большим удовольствием занимаются изготовлением различного рода поделок. Довольно часто на занятиях приходится давать мамам возможность сделать «свою», отдельную от совместной с ребёнком поделку. И это замечательно! Ведь, если родители чем-то искренне увлечены, то и дети естественным путём перенимают этот интерес. Родители старших детей с большим интересом наблюдали за тем, как их малыши смело пользуются иглой «и даже ни разу не укололись!». Ребята с гордостью демонстрировали свои поделки.
Ситуация успеха была у всех участников занятия. Это было достигнуто, на мой взгляд, постановкой цели самого занятия. Дети были в первую очередь ориентированы на оказание помощи, а не на конечный результат. Важен был сам процесс создания поделки. Дети сами выбирали цвет, размер цветка, самостоятельно подбирали пуговицу. Занятие прошло в атмосфере эмоциональной открытости участников процесса, их диалога, с возможностью быть свободным в своих высказываниях, просьбах о помощи. Дети приобрели очередной сенсорный опыт, когда можно самостоятельно изготавливать поделки, самостоятельно подбирать материал и декоративные элементы. На занятии закрепилось умение осуществлять действие по образцу, понимать указанную педагогом ошибку и исправлять её по указанию взрослого (нитка путается – слишком длинная, надо её укоротить). На определённом уровне был сформирован творческий потенциал детей, коммуникативные навыки, способствующие социализации.
Особенно ценным было то, что дети, получив в конце занятия подарки от Королевы Пуговиц – заколки и подвески с цветами, вдохновились на изготовление таких же для подарков своим родственникам и знакомым. Родители вспомнили, что у них дома есть много пуговиц. Стали высказывать свои уже идеи использования пуговиц, советоваться, на что лучше крепить их к предметам. Кроме того, дети закрепили умение удерживать внимание в течение всего процесса работы, преодолевать возможные неудачи, добиваться результата, работать аккуратно. Работать самостоятельно, в парах, группах, коллективе, создавая эмоциональный комфорт и атмосферу доброжелательности.
Стратегия достижения поставленной цели была основана на учебном сотрудничестве, что включает в себя принятие педагогом ребёнка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса. Общение с детьми на занятии было максимально приближенно к ребёнку, когда я как педагог выступала в роли организатора, действующего опосредованно, а не прямыми указаниями.
На мой взгляд, мне, как педагогу удалось сформировать устойчивый интерес у детей к занятию творчеством, поиском новых возможностей применения самых обычных вещей, а значит можно говорить о том, что поставленная цель была достигнута.
Актуальность подобных занятий заключается в том, что они открывают перед детьми и взрослыми всё многообразие окружающего мира. Учат видеть и создавать красоту в нём.
«Воображение и математика, фантазия и наука - не соперники, не враги, а союзники, руки и ноги одного тела, дочки и матери одного интеллекта. Мой идеал - цельная личность. Я считаю, что нашей эпохе, нашей планете необходимы цельные люди.»
(Джанни Родари)