Статья Возможности использования сказкотерапии в условиях работы с детьми реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Возможности использования сказкотерапии в условиях работы с детьми реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Жизнь ребенка в реабилитационном центре интересна и содержательна, если у детей есть возможность играть в разные игры, слушать и читать сказки, участвовать в театральных постановках, постоянно пополнять свой багаж знаний и опыта. Разнообразие методов развития и воспитания важно для становления личности ребенка и формирования его характера.
Сказки любят все дети. Использование приемов сказкотерапии в обучении и воспитании-интересный и занимательный процесс, а главное этот процесс результативен для ребенка.
Принимать воспитание в сказочной форме легче (не так больно, не так обидно).
Поставив себя на место сказочного героя можно придумать решение проблемы и найти выход из неприятной ситуации. Тот же опыт пригодится ребенку в реальной жизни. К тому же всем известно, что сказки всегда имеют счастливый конец.
При использовании сказкотерапии важно создать благоприятную атмосферу и придерживаться нескольких правил. Старайтесь рассказывать сказку непреднамеренно, будто случайно и обязательно сопоставьте её с ситуацией в реальной жизни. Главное не перегрузить мозг ребенка сказками, чтобы он не утратил к ним чувствительность.
Анализируя сказки и поведение сказочных персонажей, дети развивают словарный запас, учатся преодолевать речевые барьеры и формируют мыслительный процесс.
В детском сознании закладывается понимание добра и зла, храбрости и трусости, любви к родным и близким. Постепенно вместе со сказочными героями дети начинают меняться: агрессия сменяется уравновешенностью, замкнутость-общительностью.
Благодаря сказкам дети обретают способность дружить, верить в лучшее, слушать советы взрослых, любить и помогать, понимать проблемы окружающих. Недаром большинство взрослых используют прием воспитания через сказку. Врачи, психологи, педагоги-все стараются использовать сказку при общении с ребенком для достижения нужного результата.
Существует несколько приемов при работе со сказкой: обсуждение содержания (темы и смысла), характеристика героев и выражение своего отношения к нему, изменение конца сказки, сравнение персонажей из разных сказок, изображение иллюстраций, подбор музыкальных фрагментов или цветовой характеристики для каждого персонажа.
Для «разогрева» перед сказкотерапией необходимо использовать игры или скороговорки. С помощью игры ребенок становится раскованней, а у воспитателя появляется возможность настроить ребенка на восприятие сказки. В зависимости от возраста и умственных способностей ребенка взрослый подбирает ту или иную сказку, выбирает правильные методы для достижения необходимого результата.
Детскому реабилитационному центру для несовершеннолетних в городе Черногорске недавно исполнилось пятнадцать лет. Все эти годы здесь строилось и развивалось уникальное отношение к миру ребенка. Взрослые: педагоги, воспитатели, социальные педагоги, психологи, музыкальные работники, заинтересованы в том, чтобы дети были успешны в своих делах и начинаниях. В центре каждый ребенок становится не только участником, но и организатором, автором своей увлекательной сказки. Я стараюсь использовать как можно больше приемов сказкотерапии, так как понимаю, что благодаря сказке ребенок лучше усваивает знания и расширяет словарный запас. Мы поставили много театрализованных постановок: «Лесная школа», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кошкин дом», «Если звезды зажигают», «Плачь динозавров», «Репка».
Сказкотерапия существует на протяжении всей жизни нашего центра. И каждый раз обсуждение сказки, её изображение или прочтение помогает открыть в детях новые таланты. Хочется пожелать всем воспитателям и педагогам обращаться к сказкам и не переставать верить в них.
Доброго вам пути в страну сказок и исполнения желаний!
15