Профориентация как система взаимодействия личности и общества в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних


Выступление на методическом объединении «Современные подходы к проблемам трудового и профессионального воспитания в рамках реабилитационного процесса» социального педагога Павленко А.А. ГКУ СО КК «Приморско-Ахтарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» на тему «Профориентация как система взаимодействия личности и общества»
Помочь воспитанникам решить проблему жизненного самоопределения, призвана профориентация – сложный комплекс мероприятий социально – экономического, психолого-педагогического и медико-физиологического характера, цель которых, обеспечение профессионального самоопределения человека в соответствии с его индивидуальными особенностями и запросами общества в высококвалифицированной рабочей силе.
Профессиональное самоопределение (по Е.А.Климову) – самоориентирование воспитанника, выступающего в роли субъекта самоопределения. Сущность самоопределения – в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения.
1.Работа с воспитанниками 7-10 лет.
Детям этого возраста ещё рано задумываться о серьёзном профессиональном выборе, у них не возникают вопросы о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Но именно сейчас могут возникнуть интересы, имеющие выход на будущую профессиональную деятельность. Учитывая это, проводится работа по ознакомлению воспитанников с миром профессий.
С помощью активных средств профориентационной деятельности (ролевые и дидактические игры, группы по интересам, общественно-полезный труд, экскурсии, досуговые мероприятия и т.д.) у детей формируется добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, даётся установка на выбор профессии, развивается интерес к тому или иному виду будущей деятельности.Профессиональное самоопределение у детей является продолжением их ознакомления с миром профессий, с трудовой деятельностью окружающих людей. Овладение некоторыми доступными элементами труда по разным профессиям формирует интерес к ним.
Когнитивный критерий: дать общие представления о трудовой деятельности людей, о содержании труда самых распространённых профессий, о правилах поведения в процессе трудовой деятельности.
Мотивационно-ценностный критерий: сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к коллективному общественно-полезному труду.
Деятельностно-практический критерий: воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
2. Работа с воспитанниками 11-13 лет.
Дети включаются в различные виды деятельности (познавательную, коммуникативную, общественно полезную) с целью развития интересов и склонностей к определённым профессиям, умений и навыков, пробуют свои силы в мастерских, кружках, клубах по интересам. Формируется осознание воспитанниками своих склонностей, способностей, общественных ценностей, связанных с будущей профессией и своим местом в обществе. При этом профессиональная деятельность должна быть представлена как способ создания определённого образа жизни, путь реализации своих возможностей.
Когнитивный критерий: расширить объём знаний о мире профессий; обобщить знания о применении основ изучаемых в школе наук в профессиональной деятельности, о необходимых способностях и трудовых навыках.
Мотивационно-ценностный критерий: формировать интересы и склонности к разным видам учебной и трудовой деятельности, прививать ценности здорового образа жизни.
Деятельностно-практический критерий: прививать навыки к организации своей трудовой и учебной деятельности, своего досуга; развивать коммуникативные умения и навыки совместной работы.
3. Работа с воспитанниками 14-15 лет.
В данный возрастной период наиболее интенсивно формируются ценностные установки и личностные ориентации. Внимание воспитанников акцентируется на самовоспитании, общественно значимых мотивах выбора профессии, на реальной самооценке ими своих возможностей в овладении рядом специальностей в соответствии с потребностями конкретного района, на путях продолжения образования и получения профессии.
Формируются представления о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, условиях выбора профессии, умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Основное внимание уделяется консультационной помощи в профессиональном выборе, определяется план действий по освоению запасного варианта.
Когнитивный критерий: дать знания о рынке профессий и образовательных услугах города, области, страны; о путях получения выбранной профессии; систематизировать знания о имеющихся и необходимых для определённой профессии способностях, интересах, навыках.
Мотивационно-ценностный критерий: формировать мотивы и интерес к определённой сфере человеческой деятельности, прививать общечеловеческие ценности, добиваться осознания детьми необходимости труда для жизни человека и развития общества, бережного отношения к своему здоровью.
Деятельностно-практический критерий: воспитывать социально активную позицию, инициативность, самостоятельность, развивать навыки трудового взаимодействия, умение ставить цели, планировать, поэтапно выполнять и критически оценивать результаты своей деятельности.
4. Работа с детьми 16-17 лет.
На основе предшествующих этапов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе изучения тех предметов, к которым проявляются устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности; на контроле и коррекции профессиональных планов, на ознакомлении со способами оценки результатов, достижений в профессиональной деятельности.
Ведущими знаниями и умениями для воспитанников 7-10 лет являются знания о различных компонентах трудовой деятельности и первоначальные умения и навыки. Для 11-15 лет – знания о классификации профессий, профессиональном интересе, склонностях, самооценке, профессионально важных качествах и т.д.; умение объективно оценивать свои возможности, составлять свой профессиональный план, выполнять отдельные операции, действия, характерные для конкретной профессии. Для 16-17 лет – знания о современном производстве, умение адекватно оценивать профессионально важные качества, обосновывать свой выбор.
Формы работы зависят от возрастных особенностей воспитанников, наличия необходимого материала. Это могут быть групповые и индивидуальные беседы, конференции, экскурсии, встречи с представителями какой-либо профессии, защита проекта, профориентационные игры и упражнения, настольные профориентационные карточные игры, бланковые игры, опросники и многое другое.
Условия и конкретные ситуации выбора профессии
Упражнения для групповой и индивидуальной профессиональной работы
Упражнение «Интервью профессионала»
Цель: получить полное представление о профессии, включая её основные требования и типичные трудности.
Одному из участников предлагается выбрать по желанию любую профессию и выйти за дверь. В это время ведущий сообщает группе вводную: «Сейчас мы с вами побудем в роли журналистов, берущих интервью у нашего профессионала. Мы будем задавать вопросы таким образом, чтобы расспросить его обо всех трудностях выбранной профессии. В то же время мы не имеем права навязывать своё мнение, мы всего лишь журналисты. Сейчас подумайте о том, какие вопросы вы зададите». Ведущий может помочь группе выявить основные сложности заявленной профессии.
После возвращения «профессионала» ведущий сообщает ему: «Здесь собрались представители прессы, которые хотели бы задать вам несколько вопросов о вашей работе. Прошу вас, господа, журналисты!» Желательно, чтобы прозвучали следующие вопросы:
-Как проходит Ваш рабочий день?
-От чего в Вашей работе Вы получаете удовольствие?
-Сколько времени вы уделяете своей семье?
-Что Вас огорчает или раздражает в Вашей работе?
-Какие взаимоотношения с людьми у вас складываются на Вашей работе?
-Как сильно Вы устаёте за день?
-Вы чувствуете удовлетворения от своей работы?
-Другие по желанию группы.
Затем «профессионал» делится своими ощущениями, а группа может дать ему обратную связь.
Упражнение «Поговорим о профессиях»
Разделите детей на пары. Один человек из пары составляет список так называемых женских профессий, а другой – мужских. После этого дети все вместе составляют список общих профессий для женщин и для мужчин. Затем попросите каждую пару придумать две небольшие истории: одну о мужчине, другую о женщине – представителях какой-либо одной профессии.
Упражнение «Гимн профессиям»
Разделите детей на несколько групп и распределите между ними разные профессии. Например, одна группа – врачи, другая – учителя, третья – строители, четвёртая – художники. Каждая группа должна перечислить главные, которыми обладают люди той или иной профессии, а затем написать гимн этой профессии.
Упражнение «Маленькое дело»
Придумайте какое-либо маленькое дело, которое может принести пользу многим людям, и нарисуйте, как вы его делаете. Например, если человек заметит на детской площадке стёкла от разбитой бутылки и не поленится их поднять, многие малыши не порежутся об эти стёкла и т.д.
Упражнение «Уважаемый человек»
Раздайте детям карточки с названиями разных профессий и попросите их рассказать об учителе, которого уважают ученики; враче, которого уважают больные; шофёре, которого уважают пассажиры; продавце, которого уважают покупатели ит.д.Упражнение «Чуткие руки»
Попросите детей перечислить, в каких профессиях людям необходимы чуткие руки. (Врач, массажист, воспитатель, часовщик, садовник, пекарь, ветеринар и т.д.). Всё перечисленное детьми записывается на доске. Затем дети пишут сказку о том, как чуткие руки помогли представителям той или иной профессии.