План!конспект открытого урока по декоративно!прикладному искусству Красота хохломских узоров
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИКУССТВУ
НА ТЕМУ «КРАСОТА ХОХЛОМСКИХ УЗОРОВ»
Цель: познакомить учащихся с народным промыслом России «Хохломская роспись», познакомить с элементами хохломской росписи, научить учащихся составлять композицию с травным орнаментом на разделочной доске, самостоятельная роспись доски.
Задачи:
Образовательные: выявить особенности хохломской росписи, сформировать навыки составления декоративной композиции, овладеть приемами и способами хохломской росписи.
Воспитательные: формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические, патриотические качества учащихся; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, аккуратности; пробудить интерес к народному промыслу.
Развивающаяся: развитие у учащихся образовательного представления, творческого мышления, фантазии.
Зрительный ряд:
- образцы орнамента на костюме, посуда, иллюстрации посуды.
Музыкальный ряд:
- русская народная музыка (гусли, балайка).
Оформление доски:
- плакат с названием темы урока, плакат со стихотворением «Золотая хохлома»:
Хохломская роспись - Алых ягод россыпь. Отголоски лета В зелени травы. Рощи, перелески, Шелковые всплески Солнечно – медовой Золотой листвы. Роспись хохломская, Словно колдовская, В сказочную песню Просится сама, И нигде на свете Нет таких соцветий! Всех чудес чудесней Наша Хохлома! (П. Синявский)
Оборудование:
- гуашь, кисти, баночка для воды, разделочная доска, простой карандаш, ластик, наглядный материал, проектор, экран.Ход урока
Организационный момент (1 мин.).
Повторение (5 мин):
Что значит декоративно-прикладное искусство? (Декоративно-прикладное искусство – это создание красивых вещей своими руками, которые можно использовать в повседневной жизни)
Кто занимался народным декоративно-прикладным искусством? (Мастера, которые жили в деревнях, сёлах, занимались декоративно-прикладным искусством).
Работа по теме урока ( 28 мин.):
Видеофильм ( 23:01 мин.)
Где зародилась Хохлома? (Нижегородская область село Хохлома);
Что изготавливали хохломские мастера? (Расписывали посуду и мебель);
Основные цвета хохломской росписи? (Желтый, черный, красный и зеленый);
Почему именно эти цвета? (Цвета природы);
Какие чувства символизируют эти цвета хохломской росписи?
(Красный – радость, золотой – тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый – цвет жизни, природы; черный –торжественность.)
А теперь, ребята, давайте вспомним элементы травного орнамента, а также их выполнение.
Итак:
«осочки» - выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз;
«травинки» - это мазки с небольшим плавным утолщением;
«капельки» - рисуются прикладыванием кисти к бумаге;
«усики» - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;
«завитки» - выполняются с легким нажимом в середине элемента;
«кустик» - наиболее сложный элемент, он состоит из более простых симметрично расположенных элементов - «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков».
Чем больше сложных узоров из простых элементов, тем он оригинален.
Так же, давайте с вами вспомним, что хохломская роспись делиться на два вида письма
- верховое письмо: пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.
- фоновое письмо : золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе.
4. Практическая (творческая) работа учащихся (40 мин):
А теперь, мы с вами распишем разделочные доски красочными узорами хохломской росписи. Работа сопровождается музыкальмым рядом.
Последовательность выполнения росписи. Видеофильм и объяснение учителя.
Самостоятельная работа.
Подведение итогов, выставка работ и выставление оценок (5 мин).
Домашнее задание (1 мин):
Придумать и нарисовать птицу, бабочку или рыбку из элементов хохломской росписи.
Закончить наше занятие я бы хотела следующими словами:
Искусство Хохломы – это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.