Разработка урока Декоративно прикладное искусство — вышивка. Вышивка тюбетейки.
5 класс
Декоративно прикладное искусство - вышивка.
Вышивка тюбетейки.
Постоянным головным убором казахов была тюбетейка. Шили тюбетейки из различных тканей, плотных хлопчатобумажных и дорогих: бархата, шелка, сукна, одноцветных и полосатых. Делали их на матерчатой подкладке, простеганной вместе с верхом. Частая строчка придавала тюбетейке твердость. Нередко в околыш и верхушку между верхом и подкладом закладывали картон или плотную бумагу. Тюбетейки издавно украшались вышивкой, узорными строчками узоры на тюбетейке к нам дошли из глубокой древности. Только выполнены они в современном стиле: вышиты по нашей идее - пайетками и бисером. Заметьте, вышивка пайетками имитирует вышивку с золотыми и серебряными нитками. А сколько тепла, души, фантазии в них вложены! Они хранят историю и культуру нашего народа, исполняют роль оберега. Процесс вышивания частей происходит до простегивания, сразу же после раскроя. Но мы с вами упростили процесс - не стали простегивать, а между основной тканью, бархатом, и подкладкой положили толстую прокладочную ткань (можно применить старые джинсы, плотную х/б ткань), далее простегали на швейной машине. И так наши детали тюбетейки готовы к вышивке. Для выполнения работы нам необходимы следующие инструменты и приспособления: пяльцы, ножницы, иглы и игольница, наперстки и т.д. (рис1.).
62865252095Рисунок 1.
Принцип бисерной вышивки: Бисер можно использовать как одного цвета (напр., желтого, под золотое шитье), так и нескольких сочетающихся по тону цветов. Красота изделия зависит от художественного вкуса, чувства цвета, аккуратности изготовителя.
До натягивания на пяльцы детали тюбетейки пришиваются к хлопчатобумажной основе, на изнаночную сторону которой наносится узор. Швом «вперед иголку» узор выводится на рабочую поверхность. Для расположения узора на боковой полосе найдите ее середину для центральной надлобной композиции затем, не учитывая припусков на швы, делим образовавшиеся стороны на две одинаковые части. На вторых от центра отметках будут располагаться две другие, боковые композиции узора.
Орнамент может состоять как из букетных, так и волнообразных цветочно-растительных композиций. Тюбетейка смотрится богаче, когда со вкусом выполненный орнамент располагается на большей части ее поверхности (рис 2.). К узору можно подобрать подходящую по тону тесьму.
Технология выполнения простейших швов вышивки
35890208001050292080010
шов «вперед иголку» тамбурный шов
38862041910
шов «шнурок»
27432065405
шов «назад иглой» шов «стебельчатый»
73152012065
шов «козлик»
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Класс 5
Тема блока: Вышивка как вид декоративно- прикладного творчества
Тема занятия: Казахский национальный орнамент. Вышивка тюбетейки тамбурным швом.
Цели:
1. образовательные Обобщение и систематизация умений и навыков на основе пройденного материала. Анализ образцов. Ориентирование учащихся в задании. Составление плана работы в процессе беседы. Вышивка тюбетейки тамбурным швом 2.коррекционно-развивающие. Формировать словесно-логическую память через запоминание понятий, терминов. Расширение словаря учащихся. Развитие умений применять знания на практике, двигательной памяти. Развитие глазомера учащихся.
3. практические: Тюбетейка. Ориентировка в задании по образцу. Вышивка боковой части тюбетейки
4. коррекционно-воспитательные: Формировать навыки аккуратного выполнения работы, усидчивости, старательности. Чувства товарищества, воспитывать навыки учебной деятельности.
Объект труда: Тюбетейка
Оборудование:
а) наглядность: Технологические и инструкционные карты, образцы изделия.
б) инструмент: Ножницы, игла, нитки мулине для вышивки
Словарная работа: а) терминология: шов вперед иголку, тамбурный шов, головной убор-бас киім, тюбетейка-такия,
б) приём работы: Анализ, ручная вышивка
Ход занятия:
1. План занятия:
Организационный момент: проверка наличия у учащихся формы, дневников, учебных принадлежностей. Назначение дежурных, отметка отсутствующих.
3. Вводный инструктаж:
1.Опрос по пройденному материалу:
Опрос проводится по карточкам разного уровня соложности
2.Объяснение нового материала:
а) теоретические сведения с параллельной демонстрацией приемов работы в технологической последовательности: Наш сегодняшний урок посвящен ознакомлению с казахским народным прикладным творчеством. На основе изготовления казахского головного убора (бас киім) тюбетейки (тақия) мы ознакомимся с таким видом творчества, как вышивка (кесте). Вышивка это древнее народно прикладное творчество. Процесс вышивания частей тюбетейки происходит поэтапно. Тюбетейка состоит из двух основных частей верхней (макушечной) части и боковой. Вначале мы будем выполнять обработку боковой части. На изнаночной стороне боковой части нанесен орнамент в казахском национальном стиле. Для выполнения вышивки нам необходимо перевести рисунок на лицевую сторону, что мы и делаем швом вперед иголку. После перевода орнамента на лицевую сторону выполняем вышивку узора тамбурным швом.
_
б) проверка понимания новой темы и закрепление знаний: Каким швом мы переводим рисунок с изнаночной стороны на лицевую сторону? С какими словарными словами мы с вами сегодня познакомились? Какие нитки мы используем для перевода узора на лицевую сторону? Какими нитками вышиваем? Какой шов применяем для вышивки тюбетейки?
в) предупреждение типичных ошибок: при переводе рисунка на лицевую сторону нужно следить, чтобы были четко выведены все углы и закругления орнамента. При выполнении вышивки необходимо следить за тем чтобы длина стежков и натяжение ниток была одинаковой
г) техника безопасности: Иглами, ножницами, утюгом.
Практическая работа: Выполнение вышивки боковой части тюбетейки
а) индивидуальная работа с учащимися 3 уровня
Текущий индивидуальный и фронтальный инструктаж:
проверка организации рабочего места и состояния инструмента;
выявление и устранение типичных и индивидуальных ошибок;
контроль за соблюдением технологической последовательности и правильности выполнения приемов работы;
контроль за соблюдением ТБ и правил поведения учащихся в мастерской.
Заключительный инструктаж:
Анализ учащимися своих работ. Самооценка.
Вопросы для закрепления:
Какаой вид изделия мы сегодя узнали? Из скольки частей состоит тюбетека? Что такое орнамент (ою)? Каку часть тюбетеки мы обрабатывали сегодня?
Итог занятия: Проверить выполненные работы, отметить характерые ошибки, выставить оценки.