Раабочая программа внеурочной деятельности Вышивка атласными лентами 5-6 кл
Рабочая программа
кружка
«Вышивка лентами»
Для учащихся 5 – 6 классов.
Разработана:
Аюповой С.С.
учителем технологии
1квалификационной категории
Пояснительная записка
Главной задачей воспитания подрастающего поколения является развитие творческих способностей, самостоятельности, трудовых навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, приобщение учащихся к основам рукоделия, среди которых вышивка занимает важное место.
Новизна дополнительной образовательной программы «Вышивка лентами» состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая обеспечивает учащимся выбор направления художественно-прикладной деятельности, а также в тесной взаимосвязи ботаники, изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества.
Идея дополнительной образовательной программы – это раскрытие и развитие творческих возможностей учащихся при работе с шелковыми лентами, формирование умений передачи в изделиях из лент формы, цвета, фактуры цветов и букетов.
Цель данной программы – получение учащимися дополнительного образования культурологической направленности по работе с шелковыми лентами и другими материалами.
Программа ориентирована на детей 10-14 лет с разным уровнем подготовки, учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Именно в этом возрасте у детей происходит закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности, развитие нового познавательного отношения к действительности, заметное развитие волевых качеств, формируется самоанализ. Велика у учащихся потребность в общении, в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл. Наряду с этим присутствует трудности роста, повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
Программа курса разработана для изучения декоративно-прикладного творчества и направлена на воспитание экологической и художественной культуры, развитию интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.
Цель данной программы формирование творческой деятельности обучающихся через освоение основного курса програмы
Задачи обучения следующие:
Образовательные:
Расширять и углублять знания учащихся о декоративно-прикладном искусстве, дать представление о цветовом сочетании и пропорциях, свойствах шелковых лент и технологии подготовки материалов к работе.
Познакомить с основными инструментами, оборудованием для вышивки шелковыми лентами
Познакомить с техникой безопасной работы с инструментами, оборудованием, материалами.
Научить вышивке и переплетению шелковыми лентами.
Дать представление о технологии выполнения картин и других изделий с вышивкой.
Развивающие:
Развивать умение творчески подходить к созданию вышитых цветов, сюжетов, создавая собственные изделия.
Развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно.
Развивать художественный кругозор учащихся.
Развивать умение творчески подходить к организации и проведению досуговых мероприятий в сотрудничестве с руководителем объединения.
Воспитательные:
Формировать такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, настойчивость.
Формировать товарищеские взаимоотношения на основе совместной деятельности.
К концу года обучения дети должны знать:
правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и оборудованием;
технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;
название и назначение оборудования, инструментов, операций с материалами;
правила составления букета;
основные способы и приемы вышивки швов, цветов, насекомых, животных;
требования к художественному оформлению: пропорции и цветовому сочетанию элементов изделия;
учащиеся должны уметь:
вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы;
придумать изображение и перенести его на декоративное панно;
изготовить поделки с использованием элементов вышивки лентами;
помочь товарищу практическим советом, показом приема и способа вышивки.
Целевая установка данной программы – личностно ориентированный подход, направленный на развитие личности и углубление познавательного интереса учащихся, деятельностный подход в обучении, когда ребенок использует свои знания, умения и навыки здесь и сейчас, создавая предметы домашнего обихода и украшения интерьера дома.
Уровень усвоения содержания образования – творческий, предполагает поиск учащимися действий, ведущих к достижению поставленной цели, а также умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения.
Основной способ подачи содержания – комплексный. Программа построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с шелковыми лентами.
В зависимости от уровня подготовки, способностей учащихся, от продолжительности обучения по определенному разделу на занятиях используются следующие уровни действий: на начальном этапе - репродуктивный, по мере усвоения программы – самостоятельное воспроизведение образца, на более поздних этапах – продуктивно-творческий.
По степени включенности детей в образовательный процесс данная комплексная программа – репродуктивно-творческая. Вышивка по образцу по мере накопления знаний и умений вытесняется творческой деятельностью: учащиеся создают творческие работы по собственному замыслу, самостоятельно выбирая материал, способы вышивки, прогнозируя результат.
Исходя из целей и задач, сформулированных в программе, используются следующие методы работы:
Беседа;
Практическое занятие;
Объяснение;
Демонстрация.
Основной формой обучения являются комплексные занятия длительностью два часа. Учебно-практические занятия позволяют не только решать образовательно-воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого ребенка.
Форма проведения занятий разнообразна. Это занятия - беседы, беседы по вопросам перед работой и во время практической работы, выставки, конкурсы, экскурсии.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение дополнительной образовательной программы, участие в городских и областных выставках творчества при наличии успешных результатов.
Базовый учебный план
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Всего
Теория
Практика
Введение в программу. Правила поведения и безопасной работы. История вышивки лентами. Гармония цвета и где искать вдохновение
2
2
Материаловедение.
2
2
Стежки и техника вышивки.
6
1
5
Основные элементы вышивки
16
4
12
Панно
30
1
29
Сувениры
16
1
15
Оформление и посещение выставок работ учащихся
2
2
Экскурсии
2
2
Итоговое занятие
2
2
Итого
78
15
63
Учебно-тематический план
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Всего
Дата
Фактическая
По программе
Вводное занятие
2
Правила поведения и безопасной работы
1
Декоративно-прикладное искусство. История вышивки лентами
1
Материаловедение
2
Подготовка ткани
2
Стежки и техника вышивки
6
Виды закрепок. Простой узелок
2
Ленточный стежок, бантик, возвратный стежок
2
Прямой стежок: простой, обвитый, объемный, перекрученный
2
Основные элементы вышивки
16
Строение цветов. Цветок «незабудка»,
2
«Бутон на стебельке»
2
«Розочка»,
2
«Веточка вербы»
2
Роза «Змейка», из закрученной ленты. Роза из узелка и собранной ленты
4
Объемная роза «Паутинка», бутон розы пришивной.
4
Панно
30
Незабудки
6
Белая лилия
6
Розы на решётке
6
Цветочная композиция
6
Оформление панно в рамку
6
Сувениры
16
«Цветочная поляна»
8
Топиарий «Цветочное дерево»
8
Оформление и посещение выставок
2
Экскурсии
2
Итоговое занятие
2
Итого
78
Содержание образовательной программы
Введение
1.1. Тема: Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила поведения и безопасной работы
Цели: познакомить детей с курсом дополнительной образовательной программы: что нового они узнают, чему научатся за два года, во время которых будут посещать творческое объединение «Цветовод. Вышивка лентами»; познакомить с правилами поведения, безопасной работы в т/о, призванными охранять жизнь и здоровье участников образовательного процесса; выявить имеющиеся умения учащихся по вышивке лентами.
Оборудование: поделки, подушки, настенные панно, картины, сувениры.
1.2. Тема: Декоративно-прикладное искусство. История вышивки лентами.
Цели: расширять знания детей о декоративно-прикладном искусстве, распространении вышивки на территории России, развивать понимание художественной формы в искусстве, художественный вкус.
Оборудование: образцы (иллюстрации) различных видов декоративно-прикладного искусства Древней Руси и наиболее известных видов вышивки; изделия современных направлений в рукоделии.
Литература: Технология. Уч.для уч-ся 5-6 кл. общ.школы (вариант для девочек) В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Графф, 2010. – 240 с.: ил.
Вышивка лентами, - Минск: Харвест, 2010. – 256 с.:ил.
Материаловедение.
2.1 Подготовка ткани. Материалы, необходимые для вышивки ленточками
Цели: Ознакомить ребят с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; формировать навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия, формировать художественный вкус, воспитывать бережливость. Научить готовить ткань к вышивке.
Оборудование: Ткани: канва, нитки, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, карандаши, бумага.
Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты(шелковые, сатиновые, текстурные, двухцветные и меланжевые, из синтетических материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.
Практическая работа: Выполнение рисунков цветов, букетов.
Литература: Технология. Уч.для уч-ся 5-6 кл. общ.школы (вариант для девочек) В.Д.Симоненко – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с.: ил.
Вышивка лентами, - Минск: Харвест, 2010. – 256 с.:ил.
3. Стежки и техника вышивки
3.1 -3.3
Цели: Научить выполнять закрепление несколькими способами и простой узелок, вышивать лентами стежки: «Цепочка», «Мушка», «Воздушная петля», Ленточный, Прямой стежок, «Козлик», сетка, «Трилистник» «Веточка» формировать правильные приемы работы; воспитывать аккуратность и усидчивость.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы стежков, инструкционные карты.
Практическая работа: выполнение стежков: виды закрепок, простой узелок, ленточный стежок, бантик, возвратный стежок, прямой стежок.
Литература.
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.
Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.
Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
4.Основные элементы вышивки
4.1 - 4.6
Цели: Ознакомить учащихся со строением различных цветов, Показать последовательность наложения лент с учетом строения цветка; Научить выполнять основные элементы вышивки: ромашки, подснежники, Майор, ирис, розы, бутоны, пестики, формировать безопасные и правильные навыки работы; развивать художественный кругозор; воспитывать аккуратность и усидчивость.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, образцы цветов, инструкционные карты.
Практическая работа: выполнение элементов вышивки: незабудки, веточки вербы, розочка, розы, бутоны
Литература.
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.
Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.
Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
5.Панно
5.1.- 6.5
Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения панно развивать творческое воображение, художественный вкус.
Формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла, ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.
Практическая работа: Выполнение панно «Незабудки», «Белая лилия», «Розы на решётке», Цветочная композиция».
Литература.
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.
Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.
Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
7.Оформление выставок. Посещение выставок.
Цели: Ознакомить учащихся с процессом создания композиции из работ воспитанников; развивать творческое воображение, художественный вкус; формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость и трудолюбие, сопричастность и толерантность, умение радоваться чужим успехам, как своим.
Оборудование: работы учащихся, стенды
8.Экскурсии (в Акбулакский музей)
Цели: Ознакомить учащихся с растениями, их обитанием в природе, научить видеть прекрасное в самом простом цветке.
9.Итоговое занятие.
Цели : проверить знания учащихся, формировать устойчивый интерес к вышивке.
Список Литературы
1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко, М.: Вентана-Графф, 2012.
2. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007.
3. Вышивка лентами/ Пер. с анг. – М.:Издательство «Ниола-Пресс», 2008.
4. Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415