Статья Краеведческий компонент на занятиях студии декоративно-прикладного творчества


Краеведческий компонент
на занятиях студии декоративно-прикладного творчества.
В своей работе педагог дополнительного образования имеет возможность широко использовать материалы о родном крае. Многие из занятий нашей студии декоративно-прикладного творчества (ДПТ) проводятся с использованием материалов по краеведению. Решая конкретные живописные и композиционные задачи, дети знакомятся с историей Сибири, народными традициями, животным и растительным миром Новосибирской области.
Выделю три направления, в рамках которых можно вводить краеведческий компонент на занятиях студии ДПТ:
при выборе тем и сюжетов творческих заданий;
при знакомстве с различными техниками декоративно-прикладной деятельности (ДПД);
при подборе материалов для ДПД.
На пленэрных занятиях и на занятиях в студии дети выполняют много пейзажных работ, рисуют натюрморты, животных. Здесь педагогу предоставляется замечательная возможность способствовать формированию сознательных и эмоциональных связей с родной природой.
Рисуя пейзажи, дети не только знакомятся с названиями различных деревьев, но и узнают особенности их роста и развития, их использование в жизни человека, отношение к ним русского народа, отраженное в народных пословицах, загадках, сказках. Выполняя натюрморт, отмечают сезонные изменения в жизни местных растений, знакомятся с их целебными свойствами и использованием их в быту.
Некоторые из предлагаемых тем (''Цветы и бабочки'', ''Пернатые друзья'', ''Насекомые'') дети рисуют по памяти, представлению и с использованием справочных материалов. При работе с иллюстрациями отмечаем, какие из насекомых, птиц обитают в нашей области, какие из них занесены в «Красную книгу».
Портреты «пушистиков» – лесных зверей и их детенышей, обитающих в лесах Сибири, учащиеся выполняют в технике аппликации из тополиного пуха. Иногда работа, в зависимости от степени сложности, длится до месяца. Чтобы дети не теряли интерес к своей работе, весь период создания такого портретного изображения им предлагается собирать сведения о жизни, среде обитания, повадки этих животных, сказки, пословицы и загадки о них.
Интересно использование различных организационных форм проведения занятий с детьми:
уроки-наблюдения мы проводим на улицах и в парках города, отмечая изменения в живой и неживой природе, особенности жизни растений, птиц, насекомых в условиях города;
организуем экскурсии в Новосибирский областной краеведческий музей, на станцию юных натуралистов СО РАСХН;
проводим праздники, посвященные родной природе.
Чтобы сделать занятия в студии эмоционально насыщенными можно давать детям краеведческий материал, используя развивающие и обучающие игры.
Знакомясь с народными промыслами России, дети особо отмечают ремесла, которые традиционно были развиты среди народов Сибири: аппликация из кожи, войлока; плетение из бересты; гончарное ремесло.
Часто сам материал, с которым мы работаем в студии (засуженные листья, кора и корни растений, ракушки, камни) стимулирует детей к приобретению знаний о родном крае. Интересен наш опыт совместной работы в этом плане с археологическим клубом «Потомки». Нас заинтересовали камни, имеющие зооморфную и антропоморфную форму, собранные на побережье обского водохранилища в районе реки Усть-Алеус. Наши юные археологи подсказали нам, что в фондах Новосибирского областного краеведческого музея хранится подобные фигурки.
Результатом нашей исследовательско - поисковой работы с клубом «Потомки», стал фильм ''Ожившие камешки'', который с разных точек зрения рассматривает природный феномен – так называемые иматровые конкреции с побережья Обского водохранилища. Из него можно узнать, какие геологические процессы сформировали эти необычной формы камни; как в магических целях подобные камни использовали древние сибирские народы, и какие удивительные коллажи можно создать из этих камней.
Введение краеведческого компонента на занятиях ДПД расширяет и углубляет знания детей по истории, культуре, природе родного края. Это способствует формированию целостного представления об окружающем мире, воспитывает чувство национальной гордости и любви к своей малой родине. Насыщать занятия знаниями по краеведению следует, руководствуясь дидактическими принципами научности и доступности, систематичности и последовательности, соблюдая при этом следующие методические условия:
отбор, прежде всего ценностно-значимого материала;
изучение материала с широким использованием познавательных вопросов, заданий, привлечение к самостоятельной деятельности;
сочетание занятий в студии с экскурсиями в краеведческий музей, пленэрными занятиями;
выражение собственного отношения к изучаемым объектам в творческих работах.