Доклад Патриотическое воспитание в дополнительном образовании через исследовательскую деятельность
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи «Гармония»
Муниципального образования города Братска Иркутской области
Патриотическое воспитание в дополнительном образовании через исследовательскую деятельность
Подготовила: методист, педагог
Любовь Александровна Клопова
2015
Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит, хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Где жили, что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам помогает исследовательская деятельность, которой занимаются обучающиеся объединения «Юный эколог».
Мы живем в легендарном городе. История Братска уходит вглубь веков. Братск ... Почему так называют наш город? Кто жил раньше на территории современного Братска. Для этого надо заглянуть в его прошлое. Исследовательская работа Кириловой Стефы была посвящена теме «Братск-острожный». Хощенко Настя выяснила, что первым русским решившимся поселиться на бурятской земле был Распута Стефанович Потапов, про которого она выполнила работу «Легендарный Распута». Интересное исследование экологических традиций древних бурят провела Царикова Оля. Работа Панькиной Вероники посвящена полезным ископаемым нашего района. Большую исследование провел Шелков Максим, который проследил историю становления нашего поселка Гидростроитель, разыскал первостроителей и записал их рассказы. Эта работа передана в библиотеку № 6 поселка Гидростроитель. Настоящее Братска отражено в разработке «Братск – прошлое и настоящее», которую выполнила Федорова Даша.
С большим интересом обучающиеся участвовали в акции «Моя родословная», которая проводилась в нашем Дворце творчества. Дети стали собирать сведения о своих родителях, дедушках и бабушках и даже прадедушках и прабабушках. Материал искали в семейных архивах (фотографии, письма), расспрашивали своих ближних и дальних родственников. Эта работа так увлекла детей, что они создали такие исследовательские работы как; «История фамилий моей семьи», «Моя фамилия Кубик», «Я горжусь своей семьей», «Моя семья в Братске», «Моя родословная». Шелков Максим восстановил свою родословную до седьмого поколения. Проследил историю происхождения 14 фамилий своей семьи, выяснил очень интересные и ценные сведения. В своей работе Лера Кубик узнала, откуда у нее такая необычная фамилия. Оказалось, фамилия Кубик восходит к татарскому мужскому имени Куба (Кубай), которое было заимствовано русскими и украинцами достаточно давно, что ее фамилия в переводе с татарского языка означает «куба» - «бледно-бурый». По второй версии фамилия Кубик имеет, скорее всего, украинское или белорусское происхождение, образована от уменьшительной формы имени профессии или прозвища дальнего предка человека Фамилия Кубик относится к типу довольно уникальной в географических регионах России и стран ближнего зарубежья.
В ходе этой работы Лера восстановила связи со своими родственниками, с которыми ее семья давно не общалась.
Дружинин Владислав выполнил исследовательскую работу «Трудовой подвиг моего дедушки на благо родины». В этой работе он проследил трудовую биографию своего деда, узнал, где он трудился, какие объекты в нашем городе построены при его участии.
Не обошли своим вниманием тему Великой отечественной войны. Так появились исследовательские работы «Боевой подвиг моего прадеда», «Горжусь своим солдатом». Собранный детьми материал особенно ценен. Чем дальше от нас эти события, тем меньше сведений удается выяснить.
Дружинин Владислав через интернет отыскал документы о боевом подвиге своего прадеда, который воевал в Испании.
Максим Шелков со своими родителями сохранил архив фотографий, документов и наград своего прадедушки Золотова Александра Ивановича, который был участником двух войн: Великой отечественной и войны с Японией.
Обучающиеся объединения принимают активное участие в ежегодной акции «Подарок ветерану». Своими руками делают подарки и вручают их ветеранам, посещая их на дому. Подобные встречи имеют большое воспитательное значение.
Для детей очень важно, что они общаются с живыми участниками войны, слушают их рассказы о боевых действиях.
Многие воспитанники принимают участие в акции «Запиши солдата в Солдатский полк». Они сделали плакаты с фотографией своего прадеда и во время парада 9 мая гордо несли их в строю.
Таким образом, исследовательская деятельность обучающихся, которая проводится в объединении «Юный эколог», способствовала правильному выбору средств патриотического воспитания детей. Разнообразные формы, методы, приемы патриотического воспитания в условиях дополнительного образования позволяют приобщить ребенка к поисковой, исследовательской, аналитической деятельности, воспитать личность в духе активного созидательного труда, развивать духовность человека, формировать его гражданственность.
Интернет источники
myshared.ru› HYPERLINK "http://www.myshared.ru/slide/375184/" \t "_blank" slide/375184/
grani.agni-age.net›edu/likhachev14.htm