Развитие творческой одарённости детей в дополнительном образовании
Развитие творческой одарённости детей в дополнительном образовании.
Одарённость- явление сложное, многогранное, это чудо, которое природа
дарует человеку. И одновременно оно настолько редкое, настолько удивительное, что трудно понять, почему именно этот человек удивляет своими непревзойдёнными успехами в той или иной отрасли науки, искусства, литературы.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
К личностным характеристикам одаренных детей относят:
- высокие интеллектуальные способности;
- высокие творческие способности;
- способность к быстрому усвоению и отличную память;
- любопытство, любознательность, стремление к знаниям;
- высокую личностную ответственность;
- самостоятельность суждений;
- позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной самооценкой
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный аспект одаренности характеризуется следующими признаками.
• Наличие специфических стратегий деятельности, которые обеспечивают ее своеобразие и продуктивность и отражаются в таких особенностях ее осуществления, как быстрота освоения, использование новых способов и решений, необычное видение ситуации и неожиданное ее решение.
• Особый стиль деятельности, желание все делать «по-своему», уникально, необычно.
• Способность видеть в сложном простое, а в простом – сложное, легко переходить от единичных фактов к обобщению и уметь его интерпретировать.
• Особый тип обучаемости, который проявляется в высокой скорости и легкости обучения.
Мотивационный аспект поведения может быть охарактеризован следующими признаками.
• Ярко выраженный интерес к определенным занятиям или предметам действительности, высокая увлеченность, пытливость и погруженность в то или иное дело.
• Высокая избирательность, сензитивность и чувствительность к окружающей среде и предметной действительности (знаки, звуки, цветовая палитра, форма), сопровождающиеся глубокими эмоциональными переживаниями.
• Повышенная познавательная потребность и необычайная любознательность, выходящая за пределы исходных требований деятельности.
• Неприятие стандартных заданий, готовых ответов, предпочтение парадоксальной, противоречивой информации.
• Высокая требовательность к результатам собственной деятельности.
• Склонность ставить сверхтрудные цели, оригинальность и изобретательность в поисках их решений и стремление к совершенству.
Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Одарённые и талантливые люди нужны во всех отраслях науки, техники, искусства, культуры.
Проблема одарённости в наше время стаёт всё более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей является одной из главных задач дополнительного образования.
Существует мнение, что одарённые дети не нуждаются в помощи взрослых, не ощущают потребности в особом внимании и руководстве. Но на самом деле такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности. Одарённые дети склонны к критичному отношению не только к себе, но и к окружающим. Поэтому педагоги, которые работают с детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и к себе в частности.
Дополнительное образование сегодня рассматривается как одно из звеньев непрерывного образования в системе воспитания всесторонне развитой личности, наиболее полного развития её задатков и наклонностей.
Известно, что в дополнительном образовании особенно ярко раскрываются природные потребности младших школьников в активной деятельности и самоутверждении. Дополнительное образование даёт возможность детям выступить в роли новых социальных амплуа, примерять роли, которые отличаются от роли ученика, т.е. это особая сфера. В которой школьники могут удовлетворять личные потребности в самопроверке, самооценке собственного «Я». Это так сказать зона активного общения, в которой удовлетворяются потребности в контактах.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.
Можно выделить следующие виды одаренности:
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно- эстетической деятельности—хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность.
И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
В становлении и развитии детской художественной одаренности, в соответствии с ее моделью, мы выделяем три главных направления, которые определяют основные педагогические задачи:
1) развитие личностных свойств и качеств, позволяющих ребенку эстетически познавать и осваивать окружающий его мир;
2) развитие способностей к творческому преобразованию эстетической действительности в художественные образы;
3) развитие способностей и качеств, необходимых для воплощения художественных образов в материале различных видов искусства в законченной форме, благотворно воздействующей на окружающую действительность, делающей ее лучше и совершенней.
Педагог, развивающий детскую художественную одаренность, должен обладать рядом характеристик и владеть набором специфических умений. Перечислим основные из них:
-Должен быть профессионально грамотным, увлечённым своим делом, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности.
-Владеть современными педагогическими технологиями, быть умелым организатором учебно- педагогического процесса.
-Любить ребенка, стремиться понять его и принять сердцем и разумом, защитить от деструктивных воздействий, разрушающих его личность.
-Любоваться и восхищаться красотой мира, природой, произведениями искусства и заражать детей своей любовью и восхищением.
-Обладать чуткостью в выявлении художественных интересов ребенка, образной сферы и средств ее выражения, которые его привлекают.
-Уметь увлечь детей творческой идеей, разжечь их воображение и включить в работу художественное мышление.
-Уметь вызвать у ребенка эмоциональный резонанс выразительным предметом или явлением, ассоциативный ряд, порождающий художественный образ.
-Владеть различными технологиями создания художественного образа и художественной формы в материале одного или различных видов искусства.
-Побуждать ученика уважительно относится к творчеству других детей и критически относится к своему творчеству.
-Морально поддержать ученика в трудные периоды его жизни, помочь преодолеть кризисы и неудачи.
Основные элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:
деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность);
формирование внутренней мотивации;
-предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития;
рефлексия;
-возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление;
-соблюдение принципов – “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат;
-интегративный подход;
-проектное обучение;
-модульная технология;
-технология полного усвоения;
-инновационные компьютерные технологии.
Деятельность многих учреждений дополнительного образования детей сегодня является базой для внедрения прогрессивных педагогических технологий, поскольку именно в этих учреждениях ныне имеются особые возможности для развития социальных качеств, интеллектуальных и творческих способностей детей. Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.
Каждый человек – талантлив. Добьется ли он успеха – зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этого зависит и успех самого общества.