Праздник прощания с Букварем
Праздник «Проводы Букваря».
Действующие лица: Мальвина, Буратино, Букварь, Литература, Буквы алфавита.
(под фонограмму песни «Чему учат в школе» первоклассники входят в зал).
Ведущий: На свете много книжек разных.
В честь Букваря отдельный праздник.
Вы спросите, наверно, почему
Такая честь досталась вдруг ему?
Стихи читает 1 класс:
Ученик 1: Ну что такого в этом Букваре?
Его мы открываем в сентябре,
Когда мы только начали учиться,
И видим в нём картинку на странице.
Вот на столе лежит арбуз –
Как сладок и приятен он на вкус.
А рядом с ним три чёрточки видны.
Зачем здесь нарисованы они?
Ученик 2: Открыли эту книгу мы едва,
И сразу же узнали букву(показывает листок с буквой А).
Но для того, чтоб букву прочитать,
Одной лишь буквы мало знать.
Составлен алфавит из многих букв.
Они – основа всех наук.
Ученик 3: И вот вперёд мы двигались упрямо
И вскоре прочитали слово(показывает листок со словом «мама»).
Прочесть любой из нас был по слогам готов.
И вот все буквы нам известны стали.
Мы выучили целый алфавит!
И уйму слов уже мы прочитали.
А сколько прочитать ещё нам предстоит!
Наверное, вовек не сосчитать
Всех слов, что нам придётся прочитать.
(Под мелодию из к/ф «Приключения Буратино» входят Мальвина, Буратино, они держат за руку Букварь)
Букварь: Привет, ребята, рад вас видеть вновь.
И я вам помогать всегда готов.
Я – Букварь. Учу читать.
Меня не узнать нельзя никак.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Мальвина: Букварь – первая книга моя,
Как не любить мне за это тебя.
Складывать буквы меня ты учил,
Радость открытий мне подарил!
Буратино: Без книг, уж я – то знаю точно,
Не видать нам счастья,
А от невежества и глупости
Приходят все напасти.
Кто в детстве книг хороших не читает,
Тот многих радостей себя лишает.
Букварь нам в руки ключик к знаньям дал,
Поэтому букварь – начало всех начал.
Ведущий: В «Букваре» живет семья:
Буквы все от А до Я.
Две команды у них есть,
Кажется, они уж здесь.
Буратино: Представляю вам, друзья,
Первую команду.
Стихи читает 1 класс:
У: Буква У совсем проста
Тянет рожки до хвоста!
Ю: Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой! Смотри-ка, что случилось –
Получилась буква Ю.
О: В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы смогла.
Ё: Е и Ё родные сёстры.
Различить сестёр непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Э: Буква Э на С дивиться.
Словно в зеркало глядиться.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
Е: На дворе – такая жалость!
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась.
Буква Е зато осталась.
Ы: Вот бедняжка - буква Ы.
Бродит с палочкой – увы!
Мы слыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
И: Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула,
К правой ножке пристегнула.
Я: Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
- А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква Я,
Ещё Я - слог и слово!
А: Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Буква А: Все мы вместе собрались,
Петь готовы и «на бис»,
Ведь мы буквы гласные –
Все певцы прекрасные.
Гласные исполняют песню «Улыбка».
Входят парные согласные.
(Б,П,В,Ф,З,С,Ж,Ш,Г,К,Д,Т)
Мальвина: Вот ещё одна команда,
И кого в ней только нет:
Звонкие и удалые,
И совсем, совсем глухие.
Встаньте парами, друзья,
Посмотрю на всех вас я.
Согласные танцуют польку.
Выходят буквы Й,Н,Л,М,Р.
Ведущий: Буквы Й,Н,Л,М,Р
Подают нам всем пример.
Хоть живут они без пары,
Мы всегда их видеть рады.
Появляются буквы Ц, Ч, Х, Щ.
Буратино: Ц, Ч, Х и буква Щ
Уважаемы всегда.
Говорят, они глухие,
Но беды ведь в этом нет.
И в словах таких красивых
Шлют они нам свой привет.
Буквы под музыку быстро перестраиваются и поочередно образуют слова «хлеб», «чудеса», «цирк», «щетка». Зрители прочитывают слова в слух.
Входят буквы Ъ и Ь.
Мальвина: Вот остались два братишки,
И без них не выйдет книжки.
Твердый знак и мягкий знак.
Нам без вас нельзя никак.
Буквы перестраиваются и образуют слова «листья», «подъезд».
Ведущий: Вот такие наши буквы –
Славный русский алфавит.
Знать его отлично должен
Каждый, каждый ученик.
Все дети танцуют кадриль или поют песню.
Букварь: Буквы, встаньте по местам,
Я загадки вам задам.
Вы друг другу помогайте,
Хором мне ответ давайте.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый, все довольны.
Так приятен он на вкус,
А зовут его(арбуз)
2. Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за страшная зверюшка?
Щелкает орешки мелко,
Ну, конечно это(белка)
3.Михаил играл в футбол и забил в ворота(гол)
4.Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот быстрых ножек?
Это наш приятель(ёжик)
5. Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится(кошки).
Буратино: Погоди, Букварь чуток,
Проведу и я урок.
На страницах я гостил,
Стихов много заучил.
Правда, память у меня плохая (чешет затылок),
Строчки иногда меняю.
Букварь: Буратино, все возможно!
Ошибки нам найти не сложно!
Правда, ребята?
Буратино:1. Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. ( не врачей, а грачей)
2.Синеет море.
Перед нами летают майки над волнами. ( не майки, а чайки)
3.Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (не дом, а сом)
4. Врач напомнил дяде Мите,
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном. (не цапель, а капель)
Букварь: Вы отлично отвечали
Все загадки отгадали.
С вами я хочу проститься,
Обещайте не лениться,
Старших слушаться всегда,
А шалить лишь иногда.
Мальвина: Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать.
И вот за это говорю
Спасибо книге – Букварю!
Учитель: Ребята, послушайте одну историю про девочку Машу.
Однажды девочка Маша нарисовала ворону. Нарисовала и написала : «варона». Я ей говорю:
- Ты неверно написала. После буквы В должна быть буква О, а не А!
А Маша отвечает:
- Ну, подумаешь, одна буква «Варона» или «Ворона», - какая разница!? И так все поймут.
Тогда я сказала:
- А ну-ка, зачеркни в слове «ворона» букву Н, а вместо неё напиши букву Т. Что получилось?
Смеется Маша.
- Вот чудеса! Получились «ворота»!
- А вы, ребята, поняли, что значит одна буква?
А сейчас давайте разгадаем стихотворение – загадку, в котором зашифрованы слова, различающиеся одной буквой.
Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь, - поставь меня в вазу
Но с буквою К в огород я пойду,
И если капусту на грядке найду, -
Капусте достанется сразу. (Роза – коза).
Так чудесный цветок превратился в домашнее животное. Вы убедились, что одна буква может творить чудеса, превращать одно слово в другое. Теперь посмотрите, что случилось с героями сценки.
Сценка.
(Действующие лица: учитель (читает за автора), буквы, Мышка, Барбос, Зайчик, Уточка, Кот).
Учитель: Нарисовал Карандаш лужайку. На ней машину старинную «Победа». Сложил название машины из печатных букв. Заглянула на лужайку Мышка. Понравилась ей буква П.
Мышка: Поставлю её перед своим домом. Хорошие ворота будут.
Учитель: Взяла букву на спину и унесла. Пришел Барбос хмурый. Жаловаться стал.
Барбос: Нет у меня сегодня
Дети читают: Обеда
Барбос: Верно! Эх, косточку бы съесть, а тогда и с обручем можно попрыгать. А вот и обруч!
Учитель: Взял он букву О и убежал. А на лужайку тем временем Зайчик выбегает, дрожит, озирается. Вдруг страшное слово увидел.
Дети читают: Беда.
Зайчик: Ой, где беда?!
Учитель: Налетел со страху на букву Б. Буква упала, а Зайчик умчался в лес. Тут уточка прилетела. Вкусное слово увидела
Дети читают: Еда.
Учитель: Взяла она букву Е.
Уточка: Приделаю к ней палочку и будет у меня новая вилка.
Учитель: Улетела Уточка и букву с собой унесла. Тут кот пришел и замурлыкал обиженно.
Кот: Неправду говорят, что я ленивый. Разве я ленивый?
Дети читают: Да.
Учитель: разозлился кот. Разбежался и ударил букву Д лапами. Она и рассыпалась на кусочки.
Осталась одна последняя буква - А. А что она без друзей сделать может? Только поплакать горько – а-а-а! Давайте утешим её, назовем слова на букву А.
Дети называют слова, в которых есть буква А.
Учитель: А теперь давайте поиграем в игру «Эхо». Я буду называть слово. А вы, отбросив первую букву, хором называйте новое слово.
Смех, экран, скот, олень, клещ, мель, снаряд, кремень, град.
Учитель: Ребята, давайте вспомним первый урок письма. Все вы писали в прописях палочки, а потом буквы. И вот теперь вы уже умеете писать слова. С помощью своей верной помощницы – ручки вы старательно выводите в тетрадях все, что я вам задаю. И очень обидно бывает тем тетрадкам, в которых ученики пишут небрежно, с помарками.
1 ученик: Ругают Машеньку за буквы маленькие,
Ругают, охают, а буквы крохотные
В её тетрадке играют в прятки.
Вот «О» малюсенькое так притаилось,
Как будто бусинка в траву свалилась.
2 ученик: Ругают Ниночку за буквы длинные,
За буквы разные – кривые, грязные.
А буквы – чёртики, ну не иначе!
Резинкой тертые по строчкам скачут.
3 ученик: Да, буквы писать – очень трудное дело1
Другие вон пишут легко и красиво,
А я что не сделаю – косо да криво!
4 ученик: Заглянешь, бывает в чужие тетради –
Слова, как солдаты стоят на параде!
А тут
5 ученик: Словно буря прошла по странице.
Пора, эх пора бы и мне научиться.
Обидно ведь, братцы!
Учитель: Посмотрите на свои руки, ребята. Какие они старательные, трудолюбивые! Так считает наш друг Пишичитай. Он прислал нам телеграмму. Но что – то случилось с буквамиЯ думаю, это проделки Буквоеда! Давайте попробуем дописать буквы и прочесть пожелание.
(Ребята! Желаю вам успеха!)
А ещё он прислал конверты, но слова в них рассыпались. Вам нужно собрать их и прочитать.
Слова: Зима, книга. Школа.
Ведущий: Ребята, пришла пора проститься с Букварем и спеть ему на прощание песенку.
Все хором: Прощай, Букварь!
Букварь: Ах! Совсем забыл, друзья,
Что представить должен я,
Кто на смену мне придет.
Дальше вас учить начнет.
Под музыку Букварь уходит и выводит за руку Литературное чтение.
Буратино: А это что за птица?
Литер. чтение: Вам мое почтение! (кланяется)
Я – Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Буратино: (подходит к книге)
Пушкин. Лермонтов, Толстой
Да, учебник не простой.
Так много интересного.
Пока мне неизвестного.
Литер.чтение: Я от Букваря слыхала,
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
А сейчас попробуйте отгадать мои загадки: о каких героях идет речь? Отвечайте хором.
1. Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет. (Федора)
2. А дорога - далека,
А дорога - нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. (Машенька)
3.Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор (Айболит)
4. Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин мальчик Робин,
И приятель – Пятачок. (Вини Пух)
5. Враг людей и враг зверей
Злой разбойник(Бармалей)
6. Скачет лошадь не простая,-
Чудо – грива золотая,
По горам парнишку носит,
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок –
Удивительный конек,
Удивительный конек по прозванью(Горбунок)
7. Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадайтесь? Это Гена,
Это Гена(Крокодил)
8. Он дружок зверям и детям,
Он, живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому, что он не птица,
Не тигрёнок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка, а зовётся(Чебурашка).
Молодцы! А еще я принесла вам в подарок Цветик –Семицветик. Этот цветок волшебный – на каждом лепестке – совет.
Береги книгу – она твой друг и помощник.
Заверни книгу в обложку.
Сделай закладку.
Не загибай страниц.
Не клади в книгу карандаши и другие предметы.
Не пиши на страницах.
Не читай во время еды.
Дарит цветок 1 классу.
Мальвина (обращаясь к литературному чтению):
Ну, спасибо, угодили.
А мы вам песню сочинили!
Литературное чтение: Ах, друзья, как это мило!
Вместе мы её споем
И закончим развлеченье
Завтра снова на ученье.
Все ребята поют песню на мотив «Голубой вагон»:
Праздник наш сегодня завершается,
С букварем простились мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс.
Солнышко ласково в небе улыбается,
Детские песенки слышим там и тут.
Дружные, дружные девочки, мальчики
Радостно учатся, весело живут.
Слово родителям первоклассников.
Учитель: Давайте, ребята вместе прочтем стихотворение. Когда я спрошу: «Для кого?» - вы должны ответить: «Для меня». А если я спрошу: «За кого?» - отвечайте: «За меня».
Кто-то где-то сделал парту. Для кого?
Начертили где-то карту. Для кого?
Доски грифельные красят. Для кого?
Всё, что в школе, всё, что в классе. Для кого?
И пришел я на рассвете
В первый раз, в первый раз,
Как и все другие дети, в первый класс, в первый класс.
Там звонки на переменке. Для кого?
Ставят счёты возле стенки. Для кого?
Там учитель ждет ответа. От кого?
Значит нужно так учиться,
Значит нужно так трудиться.
Чтобы людям не стыдиться. За кого?
Ведущий: Всем спасибо за вниманье,
За задор, за звонкий смех,
За азарт соревнования,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощания,
Говорим мы: до свидания!
До счастливых новых встреч!
15