Статья Взаимодействие работников дополнительного образования, обучающихся и родителей, как равноправных участников образовательного процесса в дополнительном образовании


Взаимодействие работников дополнительного образования, обучающихся и родителей, как равноправных участников образовательного процесса в дополнительном образовании
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» свободное развитие личности является одним из приоритетных принципов государственной образовательной политики. Среди многих взрослых, окружающих ребенка, особое место занимают работники дополнительного образования. Именно они чаще всего является тем авторитетами, которые оказывают существенное влияние на становление и развитие личности ребенка.
Но их деятельность будет гораздо эффективнее, если социальными партнерами педагога станут родители.
По поведению ребенка вне семьи можно судить, какова атмосфера семьи, в которой он растет. Образ жизни семьи, отношения которые складываются в ней, система духовных и материальных ценностей, царящих в ней, существенно влияют на формирование мировоззрения и убеждений детей и подростков.
Практика убедительно свидетельствует, что отличительной особенностью системы дополнительного образования детей является активное участие семьи.
Родители должны чувствовать себя соратниками и партнерами при разработке и реализации конкретных образовательных целей и средств. Родители имеют право защищать законные права и интересы детей; выбирать формы обучения; получать объективную информацию об освоении ребенком образовательной программы; консультироваться с работниками дополнительного образования по проблемам воспитания и обучения; участвовать в управлении образовательным учреждением, знакомиться с Уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Цель работы по взаимодействию: организация сотрудничества между представителями дополнительного образования и родителями в интересах творческого и свободного развития личности ребенка.Задачи:
Организация совместной деятельности педагога и родителей в воспитании детей.
Активизация работы с родителями,
Поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе в Отделении дополнительного образования детей «Радуга детства».
Обобщенно новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей (законных представителей) можно представить следующим образом. В первую очередь, это переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями (законными представителями) диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.. Взаимодействие педагога с родителями предполагает также безоценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической "грамотности – неграмотности", "активности – пассивности", "готовности – неготовности" к сотрудничеству. Взаимодействие с семьей осуществляется дифференцированно по ряду социальных факторов:
возрастной;
образовательный статус родителей;
жилищные условия и др.
Взаимодействие должно строиться с учетом конфиденциальности, личного опыта родителей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Важным в настоящее время является реализация принципа открытости дополнительного образования для родителей. Этот принцип предполагает, что они могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в, стилем общения педагога с ребенком, включаясь в жизнь объединения. Сегодня родители имеют возможность выбирать объединение, в которое они хотят отдать своего ребенка. На современном этапе без родителей не проходит ни одно мероприятие, т. е. сегодня активно реализуется принцип "семья – дополнительному образованию".
Основные направления работы с родителями:
- привлечение родителей (законных представителей) к участию в жизнедеятельности детского объединения;
-сотрудничество родителей с работниками дополнительного образования в организации массовых мероприятий.
Формы:
1. Выступления на родительских собраниях лицея.
2. Проведение родительских собраний в объединениях.
3. День открытых дверей.
4. Работа с активом родителей.
5. Собеседования с родителями и консультации.
6. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
7. Нетрадиционные формы работы с родителями (экскурсии, посещение театров, капустники, спортивные праздники и соревнования и т.д.).
8. Концерты для родителей (День матери, Международный женский день, День пожилого человека, Новый год).39610399810115Совместные с родителями экскурсии
0Совместные с родителями экскурсии
40268987185840Церемония награждения «Честь ОДОД»
0Церемония награждения «Честь ОДОД»
10115559733099Концерт, посвященный Дню матери
0Концерт, посвященный Дню матери
10115557272655Новый год в секции «Фитнес»
0Новый год в секции «Фитнес»