МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
дом детского творчества
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Методическая рекомендация подготовлена
методистом художественного направления
Свиколкиной Г.С.
12 ноября 2015 года
Данная разработка раскрывает преимущества персональных проектов, их целесообразность, а также описывает его структуру и приводит пример индивидуального проекта. Данные методический материал поможет педагогам дополнительного образования разобраться со структурой проекта, правильностью его оформления и представления.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования дом детского творчества – это современное многопрофильное учреждение целью, которого является повышение качества образования на основе развития системного подхода к организации образовательного процесса, научно-методической деятельности и профессионализма педагогов. Развитие ДДТ в настоящий период, предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста обучающихся, их подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности общества. Дом детского творчества планирует выйти на новый этап своего развития. Для чего характерны:
- сформированность концепции успешности личности обучающихся и педагогов;
- наличие стратегии и тактики создания ситуаций успеха для всех участников образовательного процесса;
- организация образовательного процесса на основе индивидуального подхода к отбору содержания и технологий освоения учебного материала;
- система оценки и самооценки достижений обучающихся, базирующаяся на признании самоценности каждого ребёнка.
Всему этому способствует организация проектной деятельности, которую следует рассматривать как одну из форм учебной деятельности, повышения качества образования.
Роль проектирования в современных социально-экономических условиях огромна как для отдельной личности, так и для учреждения в целом. По определению В.А. Сластенина, педагогический проект – это реализация педагогической технологии, представляющей в свою очередь, законосообразную педагогическую деятельность. Проектная деятельность в ДДТ строится на основе нормативно-правовой базы дополнительного образования детей, нормативных документов учреждения, внутриучрежденческих локальных актов и распорядительных документов, информационно-методических материалов. Проектная деятельность в учреждении проводится системно, на основе нескольких составляющих, которые заключаются в разработке и реализации долгосрочных проектов с выходом на все службы учреждения, творческие объединения, на каждого обучающегося и педагога.
Мы предлагаем разработать в Доме детского творчества долгосрочные целевые проекты, в которых примут участие все субъекты образовательного процесса. Это могут быть: «Проект модели развития и поддержки творческой одаренности детей «Империя талантов» (2016 -2020); Проект моделирования воспитательного пространства на основе культурно – досуговой игры «Эдельвейс» (2016-2018); Проект развития воспитательной системы «Содружество» (2016-2021); Проект творческого развития индивидуальных способностей обучающихся «ТРИС» (2016-2021); Проект социально-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования «Луч солнца» (2017 -2022); Проект «Повышение уровня педагогического мастерства и развития профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования» (2016-2020); Проект формирования у подростков ценности здорового образа жизни, воспитание осознанного стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам «Рекламное агентство здоровья» (2017-2022); Проект совместной образовательно-творческой деятельности обучающихся и педагогов дополнительного образования «Учебник Творчества своими руками» (2016-2026).
В рамках вышеуказанных долгосрочных проектов, педагогами и обучающимися ДДТ далее разрабатываются краткосрочные проекты, которые можно классифицировать по группам. Это прикладные проекты, которые имеют четко обозначенный результат деятельности – «конечный продукт»; исследовательские проекты, деятельность которых направлена на решение исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением; информационные проекты, включающие работу с информацией о каком-либо объекте или явлении с «конечным продуктом» в виде доклада, реферата, статьи, видеопрезентации и т.д.; ролевые, игровые проекты, участники которых принимают на себя роли, обусловленные содержанием проекта, имитируют социальные или деловые отношения, при этом результаты проекта вырисовываются в самом конце; социальные проекты, направленные на решение проблем конкретной группы людей; творческие проекты, которые завершаются подготовкой сценария какого-либо праздника, инсценировкой или персональной выставкой. Формы продуктов проектной деятельности обучающихся и педагогов разнообразны: рисунки и иллюстрации, макеты различных объектов, модели, одежды, мультимедийные презентации, учебно-дидактические пособия, публикации и телерепортажи, игровые и познавательные конкурсные программы, мини-спектакли, и др. При реализации проектных технологий деятельность обучающегося и педагога ориентирована на интеллект и творчество; - она состоит из трёх составляющих: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Только при наличии всех трёх факторов можно ожидать от обучающегося и педагога выдающихся достижений, так как в основе деятельности любой направленности преобладают желания, склонности, интересы, потребности, непосредственно связанные с её содержанием. Поэтому, главная педагогическая идея разработчиков проекта – ориентация на личность ребенка, на максимально возможное развитие его уникальных способностей. При этом проектная деятельность обучающегося и педагога направлена на развитие, с одной стороны, творческого мышления и, с другой – связанна с воображением, оригинальностью и разнообразием идей. Учебный проект с точки зрения обучающегося – это возможность решить проблему и сделать что-то интересное самостоятельно или в группе, это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Выполняя свои проекты, обучающиеся погружаются в мир открытий, исследований. Ежегодно, обучающиеся дома детского творчества со своими творческими проектами могут принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различного уровня и стать дипломантами или даже лауреатами.
Проблема для обсуждения: Как внедрить и заинтересовать педагогов и детей в дополнительном образовании заниматься проектной деятельностью, в основе которой лежит схема "от идеи до конечного результата"? Что необходимо сделать для ее успешной реализации?
Предложения: Для успешной реализации проектной деятельности в дополнительном образовании необходимо обучение специалистов в данном направлении, заинтересованность педагогов, детей и их родителей в воспитании творческих, коммуникативных, грамотных, уверенных в себе детей.
Введение: Проектная деятельность уникальна, она может быть использована в изучении любого предмета, любого вида деятельности. Её уникальность заключается в том, что она ориентирована на достижение целей самих обучающихся, формирует огромное количество умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей и научить их работать коллективно, планомерно. Это позволит деятельность дополнительного образования поднять на другую ступень, позволяющую работать в новом более эффективном направлении, а также привлечь в свои стены большое количество активных и любознательных детей.




Подтверждающие материалы из сети Интернет:
1.http://www.vfmgiu.ru/Higher-education-in-Russia/Perfection-of-the-legislative-base-regulating-activity-of-system-DPO/Proektnaya-deyatelnost-v-dopolnitelnom-obrazovanii/index.html
Статья "Проектная деятельность в дополнительном образовании" в журнале "Дополнительное образование и воспитание", 2009 №6 о целесообразности применения метода проектов в дополнительном образовании.
2.http://oddom.ru/article/554012_Proektnye_tehnologii_v_dopolnitelnom_obrazovanii.html
Л.А. Мацко "Проектная деятельность в дополнительном образовании". Данная статья раскрывает преимущества персональных проектов, их целесообразность, а также описывает его структуру и приводит пример индивидуального проекта. Данные методический материал поможет педагогам дополнительного образования разобраться со структурой проекта, правильностью его оформления и представления.
3.http://dub.okis.ru/pedagogicheskij-proekt-socialnogo-pedagoga.html
Представлен социально - педагогический проект на тему "Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования» Будет полезен и интересен широкому кругу: руководителям, методистам, педагогам, обучающимся и их родителям.
4. http://www.teoria-practica.ru/-1-2011/pedagogika/ignatova-sushkova.pdf
В статье рассматриваются вопросы возникновения проектных технологий как метода обучения и их реализация в отечественной педагогике. В работе отражена история формирования данной обучающей методики и этапы ее трансформации от "метода проектов" в 19 в., в педагогическую "проектную технологию" в настоящее время.
5.http://www.zankov.ru/exp/article=2671
Автор статьи Поликарпова Лариса Дмитриевна, учитель начальных классов МБОУ №29. В данной статье описывается процесс работы над проектом, структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов. Приведены примеры проектов. Данный материал будет интересен педагогам, обучающимся и их родителям.

Проектная деятельность в дополнительном образовании
В настоящее время в нашей стране мы не мыслим своей деятельности без дополнительного образования. Одной из главных задач дополнительного образования является развитие компьютерной грамотности у личности.
Проектная деятельность в дополнительном образовании сегодня все больше внимания уделяется применению метода проектов в процессе получения дополнительного образования. Существует различные формы дополнительного образования - это факультативы, кружки, дополнительные занятия в основной школе.
Применение компьютерных и информационных технологий в системе дополнительного образования дает возможность использовать их в процессе реализации творческого потенциала обучающихся. Поэтому необходимо внедрить метод проектов в процесс обучения информационным технологиям в дополнительном образовании.
Проектная деятельность в дополнительном образовании в рамках кружковой работы дает возможность ребёнку активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний.
Наиболее активно проектную деятельность применяют при изучении презентационных пакетов, типа MS PowerPoint. Обучающиеся с огромным удовольствием выполняют проекты, потому что они позволяют выразить всю их индивидуальность, их творческий потенциал, попробовать себя в роли исследователя.

Вся работа над проектом делится на 4 этапа:
Этап 1. Подготовительный:
подбор материала по выбранной тематике;
анализ и осмысление полученной информации;
составление плана будущего проекта.
Этап 2. Практический:
создание среды, соответствующей выбранной тематике;
вставка текста и иллюстраций;
создание наглядности и интерактивности.
Этап 3. Работа над творческим отчётом.

Этап 4. Подготовка к защите творческого проекта.

В процессе выполнения индивидуальных проектов, в проектной деятельности в дополнительном образовании, обучающиеся не только реализуют на практике имеющиеся навыки, но и параллельно изучают новые особенности работы с программой. Это позволяет осуществлять мотивированное обучение, а не просто передачу имеющегося у педагога опыта. Так как выполнение проекта производится в сфере дополнительного образования в разновозрастных группах, то этот возраст находится в пределах от 7 до 16 лет. Если не требовать печатный отчёт, то программные продукты, презентации можно попробовать выполнить и с дошкольниками, но они должны уметь читать.

Одной из задач современного образования является формирование потребности к саморазвитию и самообучению. С дошкольного возраста ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Начинается этап психического развития ребенка с момента осознания себя членом человеческого общества до момента систематического обучения.
Но при всем этом, мы, педагоги, не должны забывать, что детство – это пора радости, веселья, беззаботности. Однако в это время начинается учеба, и необходимо сделать так, чтобы для школьника она была не нудным и утомительным делом, а захватывающим и интересным процессом. Что может побудить ребенка учиться? Это авторитет родителей, педагога, оценки, интерес к предмету.
Вопрос о мотивации к обучению может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов, и чтобы заложить основу для умения, желания учиться, мотивировать ребенка нужно начинать с самого младшего школьного возраста. Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.
Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации обучения начиная с младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.
Тысячекратно цитируется древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации, освоение знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях?
Решению этих вопросов во многом способствует организация внеурочной исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Как известно, в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.


Проект - это "шесть П":
1.Проблема
2.Планирование (проектирование)
3.Поиск информации, анализ полученных данных
4.Продукт
5.Презентация.
6.Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Эти «шесть П» можно считать этапами реализации любого проекта. На каждом этапе исполнителей проекта необходимо заинтересовать, внутренне мотивировать на получение запланированного результата.
Начиная работу над проектом, стараться выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Например, проблема сохранения хвойных лесов, поначалу обучающихся не привлекла, но, когда мы рассмотрели ее с точки зрения использования елей и пихт для новогоднего убранства городов и украшения жилища, и дети узнали, что ель до 1 метра растет 2,5 года, они стали подсчитывать возраст деревьев, которые устанавливают на площадях городов. Так у нас зародился план проекта «Хвойные леса – легкие планеты».
Планирование
Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласование интересов, обучающихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Наша роль, как педагогов заключается в том, чтобы занять позицию «стороннего наблюдателя», создать иллюзию, что дети сами формулируют цели и задачи. На самом деле, педагог координирует эту работу, ненавязчиво подсказывает обучающимся, что и как делать. Такая позиция уместна при работе с детьми младшего возраста, а более старшие – уже способны сами ставить цели и задачи, планировать действия.
Поиск информации, анализ полученных данных
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый обучающийся уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности. Ищет и собирает информацию, учитывая собственный опыт, обменивается ею с другими обучающимися. Получает сведения из специальной литературы, интернета, после чего анализирует и интерпретирует полученные данные.
При реализации проекта педагог продолжает наблюдать за размышлением обучающихся. Участники проекта самостоятельно изучают дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, словарный запас, открывая для себя много нового, интересного, неизвестного.
Наша главная задача как руководителей проекта, на данном этапе заключается в том, чтобы у участников проекта не пропал интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату деятельности. Поэтому через совместные обсуждения, беседы следует стараться спровоцировать вопросы, дать возможность исполнителям проекта найти новые методы и формы получения информации.
Дети решили:
-проконсультироваться с консультантом;
-провести анкетирование учащихся в своей школе;
-взять интервью у сотрудника .;
-провести соцопрос жителей. Члены группы смогут договориться о распределении и формах контроля работы над проектом. Каждый обучающийся сможет внести индивидуальный вклад в работу над проектом.
А педагог тем временем консультирует обучающихся по мере необходимости, предлагает какую информацию исключить, или, наоборот, добавить. Ненавязчиво контролировать, наблюдать, фиксировать группу в целом. И, самое главное, стараться создавать атмосферу взаимного уважения, сотрудничества и поддержки среди участников всего проекта.


Продукт
Продукт, это этап, где осуществляются структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков. Все участники проекта систематизируют полученные данные, объединяют всю информацию в единое целое, и выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. Это могут быть: круглый стол, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей, выпуск стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете, памятки, буклеты и т.д.
Презентация
Заключительный этап можно провести в любой форме. Это может быть презентация, в ходе которой обучающиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовке к презентации, у обучающихся, как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Важным этапом формирования у детей интереса к проведенному исследованию является публичная защита полученных результатов перед родителями, сверстниками или обучающимися других детских объединений. Процесс обобщения информации важен потому, что каждый участник проекта представляет не только полученные результаты и выводы, но и описывает приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация, демонстрирует приобретенные знания и умения, рассказывает о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.
Педагог тем временем старается объяснить обучающимся основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Доклад сопровождался мультимедийной презентацией.

Работая над проектом, мы, педагоги, не должны забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.
Ну и шестое "П" проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Но лучше всего все материалы оформить в виде проектной работы (демонстрация своей работы).
Таким образом, метод проектов способствует:

· актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром;

· стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой общественно-значимой деятельности;

· способствует процессу сотрудничества детей и взрослых;

· является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста - от проекта к проекту.

Источники информации:
1. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их
творческого развития: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / В.А.Березина. М., 1998.-147с.
2. Гребенникова О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников: дисс. . канд. пед наук:
13.00.01 / О.А.Гребенникова. Великий Новгород, 2005. 181 с.3. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.
4.http://oddom.ru/article/554012_Proektnye_tehnologii_v_dopolnitelnom_obrazovan
ii.html Л.А.Мацко "Проектная деятельность в дополнительном образовании".




15