Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в УДО
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Многопрофильный центр дополнительного образования детей»
Вид занятия: Аппликация из пряжи
Тип занятия: Систематизация знаний и умений
Возраст детей: 8 лет (1 класс)
Количество детей: 10 человек
Тема занятия: Поздравительная открытка ко Дню Пожилого человека
Цель: Вызвать у учащихся эмоционально-положительный настрой и желание выполнить открытку для своих близких.
Способствовать формированию чувства уважения и милосердия к пожилым людям.
Задачи:
1.Воспитательные:
- продолжать прививать учащимся положительные нравственные качества: аккуратность, самостоятельность, усидчивость во время работы
- воспитывать уважение к результатам своего труда и своих сверстников
- воспитывать уважение к своим близким.
- воспитывать эстетический вкус к оформлению открытки.
2. Развивающие:
- развивать образное мышление и творческое воображение при составлении композиции открытки
- развивать познавательный интерес к изготовлению открыток посредством аппликации из ниток
- развивать мелкую моторику рук.
3. Обучающие:
- совершенствовать навыки работы с пряжей, картоном, клеем
- упражнять в навыках самостоятельного изготовления поздравительных открыток по собственному эскизу
- способствовать применению знаний в жизненных ситуациях.
Образовательная программа: «Весёлый клубочек» (1 год обучения)
Прогнозируемый результат УУД:
Познавательные УУД:
- развивать универсальные логические действия: - выполнять анализ,
- выстраивать логическую цепочку действий и рассуждений.
Регулятивные УУД:
- учиться определять цель своей деятельности
- составлять план выполнения творческой задачи
- учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.
Личностные УУД:
- самостоятельно определять и называть самые простые, общие для всех людей правила поведения.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию до других
- учиться организовывать учебное взаимодействие в группе: договариваться, согласовывать.
Изобразительный материал:
- клей
- картон белый + цветной
- пряжа
- калька для перевода рисунка
- карандаш
- ножницы
- разные сюжетные картинки.
Наглядность:
Презентации: 1. Осенний праздник «День пожилого человека»
2. «Поздравительные открытки»
ТСО: компьютер, проектор, экран
Технологии: ИКТ, частично-поисковая работа (поиск иллюстраций для поздравительной открытки), здоровье сберегающие (эмоционально-положительный фон на занятии, контроль за осанкой и зрением, создание ситуации успеха)
Предшествующая работа:
- выполнение аппликации из пряжи по образцу
- плетение «косички» из пряжи для рамочки
Формы работы:
- фронтальная (совместное действие учащихся и педагога)
- индивидуальная (самостоятельная деятельность детей)
Методы:
- объяснительно-иллюстративные
- практические
- игровые
Межпредметные связи: окружающий мир (беседа «Какая бывает старость?»), литература (стихи о бабушке и дедушке , малые формы фольклора)
Этап урока Деятельность педагога Деятельность учащихся
1. Организационный момент. Мотивация учащихся
1.1. Приветствие педагога
1.2. Эмоционально-положительный настрой (звучит спокойная музыка)
1.3. Подведение к теме занятия
Стихотворение Елены Благининой «Загадка»
Приветствие в стихах:
- Добрый день, мои друзья!
Снова в классе вы и я
Очень рада видеть всех
Ждет сегодня вас успех!
- Вот и прозвенел звонок
Начинается урок
Вправо, влево повернулись
Все друг другу улыбнулись
Пусть улыбка ваша сейчас
Осветит весь наш класс!
Педагог вывешивает улыбающееся солнышко без лучиков
Читает стихотворение – загадку
Я вам загадаю загадку
А вы отгадайте ее!
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто чинит и гладит бельё?
Кто дом по утру прибирает,
Разводит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее на бульвар?
Чьи волосы снега белее
А руки мудры и сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочиняю стихи? Приветствуют педагога, проверяют готовность к занятию
Дети выполняют указания педагога
Дети отгадывают загадку
2. Актуализация знаний
2.1. Беседа об осеннем празднике
2.2. Показ презентации «Осенний праздник «День пожилого человека» - Кто это? (бабушка)
В день осенний яркий
Дарим им подарки
Добрым, милым и седым
Самым-самым дорогим!
Это день добра и уваженья
Почти как день рожденья!
Задает вопросы
- О каком празднике я говорю?
- Как он называется?
- Как можно другими словами назвать «День пожилого человека»? Отвечают на вопросы и высказывают свое мнение
Варианты ответов:
- День уважения
- День добра
- День помощи
- День признания
- и др.
3. Постановка учебной задачи Подводит к теме занятия
- Этот праздник отмечают во всем мире и дарят подарки бабушкам и дедушкам.
-Вы уже подумали как вы поздравите своих близких?
-А какой подарок для своих близких мы можем сделать из того, что лежит у вас на столах? (картон, пряжа, клей, ножницы)
Правильно, поздравительную открытку.
А как мы ее будем выполнять? Отвечают на вопросы педагога
4. Открытие нового знания
4.1. Сообщение цели и темы занятия.
4.2. Подготовка рабочего места - Правильно, мы будем мастерить открытку в технике «аппликация из ниток или пряжи».
Тогда устроим настоящие посиделки.
- Удобно ли вам?
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
- Ну и славно! Доброму человеку всегда красное место в избе найдется!
- На посиделках бывают задушевные разговоры, а руки всегда делом заняты.
- А что нам понадобится для работы? Поднимите карточки:
- картон
- клей
- ножницы
- пряжа
- салфетка.
Ребята! Прежде чем работать сесть
Посмотрите, все ли есть?
Приготовьте всё, что нужно
Помогите друг другу, если нужно
Удобнее садитесь,
Да за дело беритесь!
Пора к делу приступать,
Нечего время попусту терять. Отвечают на вопросы.
Подготавливают своё рабочее место
5. Расширение нового знания.
5.1. Беседа о ТБ
5.2. Планирование последовательности выполнения аппликации
5.3. Физминутка
5.4. Самостоятельная деятельность детей
Проводит беседу по ТБ
Дополнения педагога.
Про ножницы.
У ножниц скверный характер. Если человек берет их в руки для дела - что-нибудь отрезать, разрезать или вырезать, - они ему помогают. Но если с ними баловаться, крутить возле носа и совать в рот, они ужасно сердятся и начинают колоть, царапать, резать и рвать все, что оказывается рядом, - руки, ноги, уши, носы, коленки, штаны, платья, доставляя кучунеприятностей.
А вообще, они хорошие. Если вы не будете их обижать, они вам по- настоящему помогут в любых делах.
А как надо пользоваться клеем? (Ответы детей)
Про клей.
Белый клей ПВА строг, но справедлив. Он очень спокойный, даже медлительный. Посмотрите, как он медленно течет. Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с этим клеем, спешит, старается сделать все побыстрее, кое-как, то работа получается
неаккуратная и некрасивая. Но если человек делает все спокойно, внимательно, клей ему помогает. Когда он высыхает, все неаккуратности и некрасивости, если они есть, исчезают.
Вот он какой - клей ПВА.
Как надо обращаться с бумагой? (Ответы детей)
Про бумагу.
Бумага очень ранима. Она может помяться, порваться, испачкаться. А еще - её всегда не хватает, особенно цветной. Поэтому с ней нужно обращаться бережно, осторожно и экономно.
Предлагает разложить последовательно карточки, согласно алгоритму работы
1. Выбор цветного фона
2. Выбор сюжета рисунка
3. Подбор пряжи по цветовой гамме
4. Заготовка пряжи нужной длины
5. Нанесение клея на отдельные сегменты рисунка
6. Выкладывание пряжи на сегмент рисунка
7. Приклеить поздравление на открытку
8. Оформление работы: выполнение рамочки для открытки вязаной цепочкой
Проводит физминутку
- мы без дела не сидим
По окошкам не глядим
Раз сюда, два туда
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки дружно вверх подняли
Потом тихо опускаем
Медленно вдохнём
Тихо сядем и работать начнём
Предлагает приступить к работе и обратить внимание на сигнальные карточки, которые можно поднять, если не получается:
Красная – «Я не знаю – прошу помощи!»
Желтая – «Сомневаюсь, не уверен»
Зеленая – «Знаю, умею»
Подходит к тем детям, которым нужна помощь.
Читает пословицы о труде
- Умение везде найдёт применение
- У кого сноровка, тот и работает ловко
- Какова пряха, такова и рубаха
Хвалит детей за усердие, аккуратность, сноровку и т.п.
Загадывает загадки
Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок ниток).
Я пушистый, мягкий, круглый, есть и хвост, но я – не кот, часто прыгаю упруго, покачусь – и под комод (клубок ниток)На пальце одном ведерко вверх дном (наперсток).
Железный жучок, на хвостике червячок (булавка).
Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы).
Грамоты не знаю, а весь век пишу (карандаш).
Проводит гимнастику для глаз
Напоминает детям о регламенте работы (время на песочных часах)
Предлагает закончить работу и убрать рабочее место
Читает стихотворение
- Закончена работа дружно
Значит, навести порядок нужно
Всё расставить по местам
Сделать должен ты всё сам Рассказывают правила ТБ
Работать надо за своим рабочим местом.
Прежде чем начать работу, надо приготовить рабочее место правильно.
Во время работы держать рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
Нельзя брать в рот мелкие детали.
При работе с клеем надо быть аккуратным, при попадании клея на руки и лицо промыть их водой.
При работе с ножницами, держать их параллельно столу.
Передавать ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
Когда режешь, держать ножницы концами от себя.
При работе не держать ножницы концами вверх.
При вырезании детали поворачивать бумагу.
Не оставлять ножницы в раскрытом виде.
Не работать ножницами с ослабленным креплением.
Беречь инструменты, экономить материалы.
Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
Выкладывают алгоритм на карточках
Выполняют физминуткуПриступают к самостоятельной работе
Самостоятельно выполняют поздравительную открытку
Отвечают на вопросы педагога
Рассказывают пословицы
Отгадывают загадки
Выполняют гимнастику
Следят за песочными часами, за темпом работы
Заканчивают работу и убирают рабочее место
Наводят порядок на рабочих местах
6. Итог занятия
6.1. Рефлексия
Анализирует вместе с детьми открытки
- Сейчас мы рассмотрим ваши подарки. Давайте полюбуемся открытками. Сколько души и тепла вы вложили в них, усердия и трудолюбия, потому что делали их своими руками, для своих близких.
- Какие больше всего вам понравились открытки? Почему?
-Положите маленькие сердечки на ту открытку ,которая вам понравилась.
- И я вместе с вами тоже сделаю это.
- А какие добрые слова вы скажите своим бабушкам и дедушкам?
С каким настроением будете дарить?
Предлагает детям четверостишия для поздравления дома
Предлагает выложить лучики солнышка с добрыми словами в адрес своих близких.
- Посмотрите, дети, сколько лучиков несут тепло вашим бабушкам и дедушкам! Пусть наше солнышко обогреет всех бабушек и дедушек на всей планете
Спасибо всем за занятие!
Занятие окончено.
А теперь всех приглашаю на чаепитие. Прошу всех за стол
Анализируют свои работы и работы сверстников
Называют добрые слова
Читают короткие поздравления:
- Чтобы вас чаще радовали теплые деньки
- Бабушке – солнышко, дедуле – стих
Много здоровья вам на двоих!
- Счастья желаю на два века
С днём пожилого человека!
Выкладывают лучики с четверостишиями к солнышку