Из опыта работы Развитие творческого потенциала детей на занятиях в мастерской Мир творчества
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
муниципального образования «Город Архангельск»
«Ломоносовский Дом детского творчества»
Тема:
«Развитие творческого потенциала
детей на занятиях
в мастерской «Мир творчества»
(из опыта работы МБОУ ДОД «ЛДДТ»)
Осипенко Галина Тимофеевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория
Архангельск 2014
В обществе растёт востребованность в творчески мыслящих людях, способных самостоятельно видеть и решать проблемы. В этих условиях особое значение приобретает развитие индивидуальных творческих способностей детей.
Декоративно-прикладная деятельность обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение наблюдать и использовать наблюдения в своих работах.
Я работаю по программе «Мир творчества», целью которой является способствовать формированию творческой активности и социального опыта через занятия декоративно-прикладным искусством.
Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Непрерывная, систематическая творческая деятельность учащихся на протяжении всех лет обучения непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду, а следовательно и к развитию творческого потенциала.
Для формирования творческих способностей учащихся на занятиях в мастерской использую следующие методы:
репродуктивный
Данный метод предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца, показанного педагогом. Учащиеся по образцам изготавливают работу, при этом приобретая новые знания и трудовые навыки, осваивают новую технику. Репродуктивный вид деятельности не может быть ведущим в обучении, направленном на развитие творческого потенциала ребенка, поэтому рассматриваю его лишь как определенную ступень обучения.
частично-творческий
Учащиеся изготавливаю работу, внося изменения в заданный образец. Тем, кто испытывает затруднения, предполагаю варианты изменения готового образца:
отнятие или прибавление чего-либо к образцу;
изменение цвета образца;
изменение материала;
перемена отдельных частей образца местами;
изменение размера;
изменение формы.
творческий
Этот метод предусматривает полное изменение внешнего вида образца, то есть выполнение изделий по замыслу детей. На занятиях дети составляют свою композицию изделия, выполняют эскиз. После обсуждения с педагогом замысла и уточнения деталей ребенок приступает к выполнению работы.
В педагогической практике без нетворческих (репродуктивных) элементов невозможно достичь творческого результата. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности ребенок «переходит» с одного уровня на другой.
Программа состоит из следующих блоков «Изонить», «Мягкая игрушка», «Вязание крючком» и «Художественное вырезание из бумаги».
На занятиях учащиеся с удовольствием играют в игры на воображение.
Например, на занятии блока «Изонить» я показываю схему, на которой проколоты точки в определенном порядке, а дети стараются увидеть будущую композицию. При изучении блока «Изонить» выполнив круг, овал, угол предлагаю детям дофантазировать, получился узнаваемый предмет или животное.
На занятиях блока «Мягкая игрушка» показав учащимся определенную ткань, предлагаю назвать варианты игрушек из этой ткани. Принимаются самые невероятные высказывания. Затем все вместе обсуждаем варианты и оставляем только самые достойные.
На занятии блока «Вязание крючком» мы придумали сказку «Как Крючок в гости к Иголочке ходил», в которой характеры героев отражали их свойства. В ней рассказывается о старичке Крючке, познакомившемся с капризной Иголочкой, которая мешала Ножницам ровно резать, запутывала Ниточки, колола Пальчики и не хотела ни с кем дружить. После того, как Иголочке в трудном положении помогли Крючок, Ножницы, Ниточки и Пальчики, проказница изменилась и в стране Рукоделия наступил мир и порядок.
На занятии блока «Художественное вырезание» учащимся предлагается изобразить свою композицию на тему «Моя мечта». Дети придумывают свою композицию или составляют из отдельных элементов готовых, обсуждая с педагогом соединение линий. Например, при прорисовывании линий рисунка памятника М.В.Ломоносову девочка советовалась с педагогом, а вырезала самостоятельно.
Одним из наиболее эффективных методов формирования творческих способностей является метод проектов, так как данный способ обучения можно охарактеризовать как обучение через делание, когда учащийся:
самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;
планирует варианты решения проблемы;
делает выводы;
анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Лучшие детские проекты участвуют во всероссийских конкурсах творческих проектов. Две девочки участвовали в конкурсах «Учебный проект» Общероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ (2012г и 2013г) и стали лауреатами, одна девочка участвовала в Общероссийском конкурсе «Проектная деятельность» (2013г) и заняла 2 место.
Одним из результативных методов решения творческих задач является мозговая атака или мозговой штурм. Например, на вопрос «Из чего можно сделать игрушке глаза?» дети предлагают свои варианты – от пуговиц и бусин до сшитых из ткани.
Поделки у детей получаются разные, и важно при этом заметить особенности каждого. Никогда не требую, чтобы работа ребенка была похожа на образец, этого и не должно быть, т.к. у каждого своя фантазия.
На занятиях стараюсь создавать атмосферу доброжелательности. С первых дней в группе создаю такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Считаю, что вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом занятии. Давать такие задания на занятии, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика научаться оценивать и обосновывать свою оценку. Например, задаю вопросы «Почему для игрушки щенок взяли такую ткань?», «Почему выбрали такой цвет?», «Для чего нужен каркас в игрушке?», «Почему шили именно таким швом?». Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими.
Немаловажный прием в развитии детского творчества проживание ситуации успеха. Анализируя детские работы, обязательно акцентирую внимание на том, что есть хорошего в работе: оригинальность, аккуратность, цветовое решение, сложность, законченность работы, скорость изготовления. По данным показателям и дети оценивают свои работы.
Дети не только шьют игрушки, но и сочиняют сценки с их участием. В них передают колорит и дух сказки, разнообразие жестов, поз, выражений лиц.
Педагогу очень важно пробудить у детей желание "хочу узнать". Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу "хочу сделать", вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца - "я сделал!". Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.