Формирование интереса к декоративно-прикладному искусству у учащихся 5 класса через внедрение программы по внеурочной деятельности «Радуга ремесел» в рамках реализации ФГОС
Формирование интереса к декоративно-прикладному искусству у учащихся 5 класса, через внедрение программы по внеурочной деятельности «Радуга ремесел» в рамках реализации ФГОС.
Программа по внеурочной деятельности по декоративно – прикладному творчеству «Радуга ремесел»
Пояснительная записка.
Наши дети – наследие великой художественной культуры. Народное творчество – это ее основа и неиссякаемый источник мудрости, доброты, талантливых проявлений личности. Декоративно-прикладное творчество означает оформление бытовых предметов, окружающих человека: мебели, тканей, посуды, украшений, одежды. Поэтому произведения декоративно-прикладного творчества неотделимы от того времени, когда они были созданы, соединяясь не только укладом жизни, но и с национальными особенностями тех, для кого они предназначены.
Искусству свойственно нести знания и вызывать ответные чувства, открывать перспективу и заставлять людей действовать. Эта сила и действенность искусства основаны на выразительности вещей. На способности мастера проникать в суть исследуемого предмета.
Выразительность вещи открывается при внимательном изучении ее внешнего облика и бытия в определенной среде. Все нас окружающее, отражает нашу жизнь. И дома, в которых мы живем, и улицы по которым мы ходим, и вещи, которыми мы пользуемся - все рассказывает о давнем и настоящем времени жизни людей. Искусство учит нас находить в обыкновенном и будничном черты необыкновенного, возбуждает сознание. Заставляет переживать при виде прекрасного и трагического, вводит людей в мир красоты и правды.
«Глазами сердца видим бытие», - так говорил Ориген, так можем сказать и мы все, кто причастен к удивительно живому и интересному процессу сохранения национальной культуры. Это прикосновение к кристально чистому роднику, к вечности… Мир искусства воспитывает в детях любовь к родному краю, пробуждает патриотические чувства к Родине.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.
Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения детей 11-12 лет.
Программа рассчитана на 1 учебный год ( 34 часа по 1 часу в неделю).
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цели программы: Формирование интереса учащихся посредством ознакомления с народными традициями, промыслами и обучением основам декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Знакомить с истоками народного творчества и ролью декоративно - прикладного искусства в развитии культуры народа.
Развивать художественно-творческие способности обучающихся.
Учить строить сюжеты, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Условно в программе можно выделить следующие этапы:
1 этап. Введение: даются общие сведения о творческой деятельности учащихся, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе на предстоящий учебный год.
2 этап. Мир традиционных народных кукол – обучающиеся знакомятся с технологией выполнения народной куклы, узнают историю возникновения игрушки, изготавливают различные сувениры.
3 этап. Блок «Художественная соломка» дает кружковцам сведения о технологии обработки соломы. Учащиеся учатся изготавливать сюжетные аппликационные картинки из соломки.
4 этап. Блок «Художественная роспись ткани. Батик». Учащиеся знакомятся с вида ткани для батика, красками по ткани. Изготавливают композиционные зарисовки «Русские матрешки»
5 этап. Блок «Лоскутная пластика» дает сведения об истории и технологии лоскутного шитья. Учащиеся изготавливают плоскую аппликацию из ткани ручным способом и с помощью швейной машины.
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Учебно – тематический план
к рабочей программе по внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Радуга ремесел»
№ Название разделов Количество часов
1 Вводное занятие. 1
2 Традиционные народные куклы 10
3 Художественная соломка. 9
4 Художественная роспись по ткани. Батик. 5
5 Лоскутная пластика. 9
Итого: 34
Календарно-тематическое планирование
занятий внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Радуга ремесел» в 5 классе в 2013-2014 учебном году (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ Раздел, тема Количество часов по разделу Количество часов Дата
1. Вводное занятие. 1 1.1 Общие сведения об организации внеурочной деятельности, о работе коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе на предстоящий учебный год. 1 2 Традиционные народные куклы 10 2.1-2.2 Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды кукол. Изготовление куклы-закрутки. 2 2.3-2.4 Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Кувадка» 2 2.5-2.6 Изготовление куклы «Мартиничка» 2 2.7-2.8 Изготовление сувенира «Домовичок» 2 2.9-2.10 Окончательная отделка сувенира «Домовичок» 2 3 Художественная соломка 9 3.1 Из истории соломенных поделок. Инструменты и материалы. Подготовка соломки к работе. 1 3.2 Выбор рисунка для панно из соломки. Перевод рисунка на бархатную бумагу. Подготовка соломенных ленточек. 1 3.3 Изготовление пластин из соломенных ленточек. Перевод рисунка на пластины из соломки. 1 3.4 Вырезание фрагментов рисунков из соломенных пластин и их подгонка. 1 3.5 Наклеивание фрагментов рисунка на фон панно. 1 3.6 Наклеивание фрагментов рисунка на фон панно. 1 3.7 Выполнение образца узора для панно. 1 3.8 Окончательная отделка панно. 1 3.9 Оформление панно в рамку. 4 Художественная роспись ткани. Батик. 5 4.1 Батик. Виды росписи тканей. Инструменты и приспособления для росписи 1 4.2 Способы перевода рисунка на ткань. Приготовление красителей. Работа с колером. 1 4.3 Отработка приёмов заливок на ткани 1 4.4 Знакомство с резервом. Отработка приёма проведения непрерывных линий резервом по контуру рисунка 1 4.5 Изготовление панно «Русские матрешки». Роспись по ткани акварелью. Работа с кистью. Оформление в рамку. 1 5 Лоскутная пластика 9 5.1 Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами. 1 5.2 Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов, Подбор лоскутов. 1 5.3 Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. Раскрой деталей прихватки из лоскутов. 1 5.4 Сшивание лоскутного полотна на швейной машине. 1 5.5 Сборка готового изделия. 1 5.6 Изготовление панно «Веселое лето». Подбор лоскутов, перевод рисунка на ткань, подготовка лекал. раскрой лоскутов. 1 5.7-5.8 Сборка изделия из лоскутов ручным способом. 2 5.9 Соединение панно с подкладкой. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка готового панно. 1 Итого: 34 34 Содержание программы:
1.Вводное занятие: Знакомство с программой, заполнение анкеты по выявлению интересов. Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности.
Цель: Создать благоприятный климат в группе и воспитать внимательное и бережное отношение к инструментам и приспособлениям.
Теория: Ознакомительная беседа с учащимися о правилах техники безопасности.
Практика: Демонстрация безопасной работы с инструментами и приспособлениями.
2. Традиционные народные куклы: Познакомить детей с русским народным творчеством; провести тематические занятия о видах народных кукол технологией их изготовления, материалами и способами декорирования.
Цель: Приобщение к национальному культурному наследию Родины через ознакомление с обереговыми куклами, изучение их особенностей и овладение основными навыками прикладного творчества.
Теория: Рассказ, беседа о способах изготовления кукол-оберегов. Демонстрация наглядных пособий.
Практика: Научить обучающихся, выполнять по традиционным технологиям образцы русских кукол-оберегов.
3.«Художественная соломка»
Цель: Познакомить детей с новым природным материалом — соломой, ее особенностями; учить мастерить игрушки из соломы; формировать навыки работы с соломой; воспитывать доброжелательные отношения детей.
Теория: Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра.
Практика: Построение композиций, создания творческих работ на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.
4. «Художественная роспись по ткани. Батик,»
Цель: Научить применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, создавать конструктивные работы на основе собственного замысла с использованием красок по ткани и кисти.
Теория: Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, игра.
Практика: Создание панно «Русские матрешки» с применением техники «холодный» батик.
5. «Лоскутная пластика»
Цель: Приобщить детей к подлинной красоте народного творчества. Воспитать интерес к искусству как к средству выражения чувств, мыслей, отношений, и разнообразных замыслов. Познакомить с традициями семьи.
Теория: Рассказ о народном творчестве и быте людей, беседа, демонстрация предметов народного творчества, игра.
Практика: Изготовление творческих работ с использованием технологии лоскутного шитья, реализация собственного замысла в художественном изделии.
Ожидаемые результаты:
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Радуга ремесел» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.Литература
1. Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.
2. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О. Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.
3. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).
4. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил5. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
6. М Левина.365 веселых уроков труда.М., 2001
7. В.С. Кузин «Изобразительное искусство», Дрофа, 1998 г.
8.Г.Федотов «Дарите людям красоту», Просвещение, 1985г.;
9.Г.Дайн «Игрушечных дел мастера», Москва, Просвещение, 1994 г.;
10.С.Газарян «Прекрасное своими руками», Москва, Детская литература, 1979 г.
Приложение 1. Анкета №1
№ Вопросы Да Нет
1 Вам известна история возникновения куклы в жизни человека 2 Известно вам что-либо о народной кукле 3 Могли бы изготовить куклу своими руками 4 Знаете легенды и сказки, связанные с куклой 5 Вам известны названия и предназначения обереговых кукол 6 В вашей семье есть кукла-оберег 7 Вам известна технология изготовления обереговых кукол 8 Желаете научиться изготавливать куклу-оберег своими руками