Модульной технологии на интегрированном занятии по изобразительной деятельности и декоративно – прикладному творчеству для детей с ОВЗ.
Статья на тему: Использование модульной технологии на интегрированном занятии по изобразительной деятельности и декоративно – прикладному творчеству для детей с ОВЗ.
Влияние изобразительной деятельности на общее и творческое развитие ребенка считается общепризнанным в отечественной педагогике и психологии. Современная теория эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста рассматривается как целостная, структурированная (но еще не завершенная) система знаний, которая в своем историческом развитии направлена на разные виды искусства, общую культуру человечества и культурологии. Изобразительное искусство как одно из главных средств эстетического воспитания детей связано с образным познанием жизни. Художественные образы оказывают особое воздействие на эмоции ребенка, вызывают нравственно-эстетические переживания и активизируют познавательные интересы. В процессе присвоения материальной и духовной культуры происходит не простое накопление фактов, а развитие разнообразных, в том числе и художественных, способностей личности. Приобретение опыта связано с активной деятельностью, что обеспечивает разностороннее развитие ребенка.
В клубе детей с особенностями развития «Журавушка», который существует в городе Новокузнецке во Дворце творчества им. Н.К.Крупской с 1992 года(21 год ) дети знакомятся с различными видами изобразительного искусства: изобразительное творчество, пластилиновая живопись, декоративно-прикладное творчество, основы народного творчества (вышивка, роспись и др.) Различные виды изобразительной деятельности представлены программами: «Изобразительная деятельность», «Декоративно-прикладное творчество», «Рукоделие».
В нашем клубе занимаются дети с особенностями развития, а это дети, здоровье которых тормозит освоение образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Так как цель комплексной программы клуба - это создание условий для социализации детей с особенностями развития и инвалидностью.
Поэтому и Задачи программы способствуют формированию позитивного представления ребенка о своих способностях и внутреннем мире; умение преодолевать сложившиеся стереотипов представлений родителей и окружающих об особенных детях; способствовать формированию базовой культуры психических процессов и развитию двигательной активности (образное мышление и гармонизация внутренних ритмов ребенка с внешними природными ритмами); способствовать раскрытию творческого потенциала и способностей ребенка; способствовать формированию и развитию представления, знаний, умений и навыков по направлениям деятельности клуба; способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию позитивного взаимодействия ребенка со сверстниками, педагогами, родителями, другими детьми и взрослыми.
Во всех программах отражены цели и задачи, которые решаются при освоении изобразительного искусства и декоративно – прикладного творчества.
На занятиях представлены три способа: восприятие – исполнительство – творчество. Эстетическое восприятие – это прямой путь приобщения детей к изобразительному (и любому другому) искусству, от его развития во многом зависит последующая исполнительская и творческая деятельность ребенка. Не случайно в пространстве клуба «Журавушка» постоянно действует сменная выставка изобразительного творчества, как детей, так и их родителей. Художественное исполнительство связано с практическим овладением детьми изобразительно-выразительными средствами, поскольку невозможно войти в искусство, не зная его специфического языка (конкретные умения и навыки в той или иной области – графика, живопись, аппликация, коллаж и др.). Изобразительное творчество представляет собой высший уровень освоения искусства, сообразно возрастным возможностям и индивидуальным способностям.
В рамкахXVI Кузбасской образовательной выставке – ярмарки прошел мастер-класс «Освоение изображения простых форм животного (кота) по модулям (картонным) путём рисования и пластилинографии детьми с ОВЗ».
Процесс познания любого явления начинается с создания модели этого явления. А для ребенка с особенностями развития особенно важно, чтобы модель мира выстраивалась в игровой форме. Поэтому нами была предложена игровая ситуация для освоения изображения кота через модули. Нашими игрушками стали элементы пластической формы, а правилами игры – приключения с формой: различные способы упорядочения этой формы, ритмические закономерности ее структуры, которые придумывали и варьировали вместе с детьми.
Тема «Мой пушистый друг» (рисование домашних животных – собак, кошек, хомячков и т.п.) всегда воспринимается детьми с восторгом. Почти в каждой семье есть животные, и чаще всего это кошки. Милые, уютные пушистые создания обычно вызывают у детей умиление и радость, и желание нарисовать портрет домашнего любимца вдохновляет юных художников на творческую деятельность. Они с радостью берутся за работу, но почти сразу же сталкиваются с определенными трудностями. Нарисовать кошку – такую знакомую и понятную, оказывается, совсем непросто, несмотря на то, что предварительно дети получают задание внимательно понаблюдать дома за кошкой, постараться изучить ее повадки и любимые позы. Но вот ребенок приходит на занятие, берет в руки карандаш и почти сразу начинает задавать вопросы. «А как нарисовать кошку в профиль? А какая у кошки шея? Передние лапы длиннее задних или короче?»
Рисовать кошку с натуры, а тем более по памяти довольно сложно. А детям с особенностями развития такие действия даются особенно сложно. Потому что передать формы этих подвижных, грациозных животных, которые способны принимать подчас совершенно невероятные позы, большой сосредоточенности, внимания и усидчивости. Конечно, детям интересно изобразить кошку в движении – ведь она так уморительно играет, прыгает, гоняется за мячиком. Даже когда животное просто спит, иногда бывает сложно понять, как оно складывает лапы и сворачивается в клубок. Наблюдательность у многих детей (а тем более у детей с особенностями развития) недостаточна, цепкая зрительная память встречается далеко не у всех. Выручают фотографии и открытки с рисунками художников, но зачастую разобраться в строении тела по фотографиям для ребенка бывает сложно. Педагогу приходится рисовать схематические наброски, состоящие в основном из овалов разного размера, чтобы показать ребенку, из каких частей состоит тело кошки и как отдельные части соединяются между собой.
Дети хорошо воспринимают подобные схемы и легко в них ориентируются. Рисование простых геометрических форм не вызывает у них особой трудности, так как подобные формы они уже не раз рисовали на предшествующих занятиях. Но изображенная на схематическом рисунке поза животного не всегда соответствует тому сюжету, который складывается в голове у ребенка, может нарушить ход его мысли и затормозить творческий процесс. Дети с особенностями развития не всегда могут четко представить себе даже хорошо знакомые объекты, не могут объяснить словами, что именно они хотят изобразить, поэтому помочь таким детям разобраться с собственными ощущениями – важная задача для педагога.
Поэтому кроме схематических рисунков мы предлагаем своим ученикам использовать простое, но весьма эффективное изобретение – плоского бумажного кота-трансформера (так мы его называем). Этот трансформер представляет собой вырезанные из бумаги отдельные, не скрепленные друг с другом, схематические части тела кошки – голову, туловище, лапы, уши и хвост. Маленькие треугольники – это уши, все остальные части – это удлиненные и округлые овалы различного размера, слегка неправильной формы.
Из этих овалов ребенок сам может складывать тело кошки, придавая ему самые различые позы. Бумажная кошка может лежать, сидеть, прыгать и играть, как живая. Убедитесь сами!
Играя с таким трансформером, ребенок находит наиболее естественные, живые, интересные позы животного, уточняет свое восприятие общих очертаний тела кошки, сравнивает расположение отдельных частей. Упрощенные формы помогают детям лучше почувствовать и передать на бумаге характер и нрав своего пушистого друга. Одна кошка толстая, ленивая, другая – игривая, подвижная. Передвигая по плоскости лапы, уши и хвост, юные художники воспроизводят самые разнообразные движения и динамичные, выразительные силуэты домашних животных.
Бумажный трансформер помогает развить творческие способности ребенка, разбудить его воображение и фантазию. Рисуя, раскрашивая, собирая своими руками подобные трансформеры, ребенок не только получает огромное удовольствие, но и развивает пространственное мышление, тонкую моторику пальцев, учится доводить сложное дело до конца.
А какое удовольствие потом увидеть свою работу на выставке, услышать восторженные отзывы зрителей: «Какой очаровательный котик! Такой выразительный, прямо как живой!» И на вопрос: «Тебе, наверное, кто-то помогал?» ребенок имеет полное право с гордостью заявить: «Это я сам нарисовал!»
В настоящее время появляются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые направлены то, чтобы дети учились пользоваться нетрадиционными методами для овладения умениями и навыками в рисовании и лепке. Эти новые подходы развивают творческий потенциал и развивают целостную личность.
Один из таких методов – пластилинография. Эта техника положительно влияет на развитие мелкой моторики, а так же на творческие способности детей с ОВЗ. Развитая мелкая моторика – это сформированная координация движений, развитие речевой и умственной деятельности. Что в свою очередь готовит ребёнка к школе.
Именно пластилинография позволяет работать пальчикам рук, и позволяет достаточно быстро достичь результата. А так же делает деятельность более интересной и занимательной. Результат такой совместной деятельности педагога и ребёнка – его будущий успех.
Рисование можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. Поначалу рисование пластилиновых картин с детьми с ОВЗ можно начать с предмета, в нашем случае, с кота. Затем постепенно расширить до несложного сюжета.
Первоначальными приёмами обучения в рисовании пластилином являются: скатывание пластилиновых шариков, очень небольших размеров, их надавливание, размазывание по поверхности основы для создания плоского или полу рельефного изображения.
Рисование пластилином занимает достаточное количество времени у ребёнка, поэтому требует от воспитателя тщательной подготовки и усидчивости от ребёнка. В ходе работы происходят дополнения: трава, солнце, цветы и т.д.. В результате получается красивая композиция. Таким же образом можно изобразить другого домашнего любимца.
В ходе занятия формируются навыки надавливания и размазывания, дети учатся прилагать усилия пальчиками. Воспитатель показывает нужные приёмы, а при необходимости можно взять указательный пальчик ребёнка и помочь нарисовать пластилиновые части, повернуть пальчик в нужном направлении, для создания нужного изображения. Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Подводя итоги, можем сказать, что наличие самостоятельности в творческой деятельности, возникающей по предложению педагога, но завершающейся по желанию самого ребенка, говорит о влиянии правильно организованного обучения, хороших традиций и благоприятной атмосфере коллектива.
Итак, анализ результатов показал, что на детей нашего клуба занятия пласилинографией имеют положительное влияние. Так как идёт развитие мелкой моторики, координации, согласованности движений рук, мышечной силы. Формируется привычка к терпению, усидчивости. Повышается уровень внимания, памяти. А на фоне повышенной заинтересованности к результату, дети проще усваивает знания, умения, навыки необходимые для более успешной социализации, которая в свою очередь, позволяет найти своё место в жизни.