ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ


Л. М. СЕРИКОВА учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 г.Назарово
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ
Свою педагогическую деятельность в школе я начинала с традиционной системы обучения, но выдавая ребятам материал урока в готовом виде, не вызывало интереса ни у меня, ни у учащихся. Сейчас я работаю много лет в системе развивающего обучения Л. В. Занкова и убедилась, что это развитие индивидуальности каждого ученика, его самостоятельности и творческого потенциала. Какая же деятельность считается творческой? Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Эти способности помогают учащимся преодолеть проблемные ситуации на уроках по системе развивающего обучения, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Математика – это один из предметов, где ученики под моим руководством наблюдают, сравнивают, описывают, обсуждают наблюдаемые факты и явления, делают выводы и обобщения, проверяют их простыми, доступными опытами на практике. Учебный процесс выстраиваю с учётом всех принципов, заложенных в методический комплекс по системе развивающего обучения. Проблемная ситуация на уроке математики, являясь движущей силой обучения, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, направляет их на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, каждый ученик становится в позицию своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Проблемная ситуация специально создается на уроке путем применения особых методических приемов:
столкновение противоречий в практической деятельности;
изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
предложение классу рассмотреть явление с различных позиций;
сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, логику рассуждения);
проблемные теоретические и практические задания;
проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; и другими).
Особенно интересной мне представляется система работы с текстовыми задачами, что позволяет формировать у ученика умение решать задачи не за счет «натаскивания» или большого количества задач, а за счет разнообразной творческой деятельности каждого ученика, которую проявляют дети, решая проблемные ситуации к задаче. Я на математике стремлюсь не разучивать с детьми способы решения задач определенных видов, не предлагаю подряд большое число однотипных задач, что может послужить для отталкивания собственной мысли учащихся. Цель моя на уроке не сводится к наибольшему решению заданий. Когда на уроке при решении задачи появляется проблемная ситуация и дети вступают в диалог друг с другом, спорят, предлагая свои доводы, меня радует, что они проявляют настойчивость в достижении поставленной цели, инициативность, умение преодолевать трудности.
Я считаю, что проблемные ситуации в учебнике по И.И. Аргинской возникают совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и добрая половина других заданий, представленных в учебнике, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься. Для развития математических способностей учащихся, для развития активного самостоятельного, творческого мышления использую разные типы задач. Вот некоторые из них:
задачи с не сформулированным вопросом;
В этих задачах не формулируется вопрос, но этот вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений. Учащиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей. Задача решается после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов).
Например: На протяжении 155 м уложено 25м труб длиной 5 м и 8 м. (Сколько уложено тех и других труб?)
Например: Мы сделали покупку. Если заплатить за нее трехрублевыми деньгами, то придется выдать восемью денежными знаками более, чем в том случае, если заплатить пятирублевыми. (Сколько стоит покупка?)
задачи с недостающими данными;
В задачах этого типа отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Школьник должен проанализировать задачу и доказать, почему нельзя дать точного ответа на вопрос задачи, чего не хватает, что надо добавить.
Например: Банка с медом весит 500 г. Такая же банка с керосином–350г. Сколько весит пустая банка? (Нужно знать отношение веса меда и керосина)
задачи с излишними данными;
В эти задачи введены дополнительные ненужные данные. Ученики должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и указать на лишние, ненужные.
Например: Четыре гири разного веса весят вместе 40 кг. Определить вес самой тяжелой гири, если известно, что каждая их них втрое тяжелее другой, более легкой, и что самая легкая весит в 12 раз меньше, чем весят вместе две средних.задачи с несколькими решениями;
Этот вид деятельности способствует развитию логического мышления, его гибкости, создает условия для улучшения речи. Ученик осуществляет выбор решения. Доказывает его рациональность. Задачи решают арифметическим способом и алгебраическим (через составление уравнения)
задачи с меняющимся содержанием;
Необходимо перестроить содержание действия по решению задачи в соответствии с изменившимися условиями. Такие задания заставляют размышлять, пробовать, ошибаться и, наконец, находить правильный ответ. Дети постоянно ищут рациональный способ решения, делают для себя открытия.
задачи на соображение, логическое мышление.
На задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность. Не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами.
Например: В коробке лежат 16 шариков — черных, белых и красных. Красных шариков в 7 раз меньше, чем белых. Сколько в коробке черных шариков? (Решить и доказать. Доказать, что это — единственный вариант решения.)Задания на развитие логики очень привлекают детей. А процесс решения, поиска правильного ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе таких игр и упражнений учащиеся постепенно овладевают умением самостоятельно вести поиск решения. Такие задачи развивают умственную активность, инициативу, творческое отношение к учебной задаче, помогают сохранить искру живого интереса к учёбе, к математике, приводят к самостоятельному решению проблемы.
Таким образом, формирование творческого мышления на уроках математики, через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, решая проблему, обогащают педагогический процесс, делает его более содержательным. У детей это вызывает чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал и влияет на ребенка, как на творческую личность. Такую работу провожу периодически, в течение всего учебного года.
Постановка вопроса об использовании проблемных ситуаций не является новой для меня, надо лишь правильного использовать все те ресурсы, которые скрыты в развивающем обучении начальном курсе математики.
Развиваюшее обучение – это творческий процесс. Именно поэтому большое место необходимо уделять поисковой и исследовательской работе.Я внимательно слежу за развитием интересов учащихся, «подбрасываю им посильные для понимания и разрешения проблемы. Учащиеся, в свою очередь, развивают уверенность, что разрешая эти проблемы, они открывают новые и полезные для себя знания. Когда ребята на уроках почувствуют конкретную трудность, определят ее (выявят проблему), сформулируют гипотезу по ее преодолению, получат решение проблемы, проверят гипотезу с помощью наблюдения или практики.
Я считаю, что проблемное обучение является ведущим элементом современной системы развивающего обучения. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Результаты такой работы не заставляют себя ждать:
-17399059690
Литература
Брызгалов С.И. Проблемное обучение в начальной школе /Учебное пособие, Калининград 1998.-Изд. 2
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии /Школьные технологии.–1999.- №6.