План урока. Имя примлагательное. Чудеса света.


Урок ИЗО – 6класс.
ТЕМА: «ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА».
Урок -1 "Чудеса цвета"
Цель:
обучить образному языку и умению работать цветом на бумаге;
формировать цветовые ассоциации через цветоощущение, цветовосприятие;
воспитать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
развить образное мышление (психически познавательные процессы).
Методы: наглядный, словесный, проблемный, поисковый, метод самостоятельной работы.
Оборудование: наглядно-методические пособия (плакаты: спектральный круг, ахроматические, хроматические дорожки, элементы абстракции, композиции жара – мороз, легкое – тяжелое, цветок увядающий – цветущий, плакат со словами, рабочий лист).ПЛАН УРОКА
Организационный момент.
Введение в тему.
Объяснение нового материала.
Выполнение упражнений.
Практическая работа.
Подведение итогов. Обсуждение.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие.
– Я прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте, какими красками можно нарисовать картину, которую описал поэт:
Два голоса
Скользят стрижи в лазури неба чистой.
В лазури неба чистый горит закат.
В вечерний час как нежен луг росистый!
Как нежен луг росистый, и пруд, и сад!
Вечерний час – предчувствие полночи.
В предчувствии полночи душа дрожит.
Пред красотой минутой плачут очи.
Как горько плачут очи! Как миг бежит!
(К.Д. Бальмонт)
Обсуждение (2–3 человека, 1–3 минуты).
– Какое настроение создает у вас эта картина? Грусть – черная или белая?
– Цвета в мире существуют сами по себе, но важно научиться замечать многоцветие окружающего нас мира. Научиться передавать и создавать свое настроение, состояние с помощью цвета. Сегодняшний урок поможет нам в этом. Тема нашего урока “Чудеса цвета”
Вспомним, что мы знаем о цвете.
Цвет – это главное выразительное средство в живописи.
Все цвета, существующие в природе, можно разделить на 2 группы:
ахроматические,
хроматические.
Хромас (от лат.) – цвет.
А – отрицательная частица “не”.
Хроматические – цветные, ахроматические – нецветные.
Ахроматические цвета – от белого до черного.
Хроматические цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – цветовое расположение на радуге. Вспомним дружно считалочку: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

К какой цветовой группе относятся капельки росы? Вы наблюдали когда-нибудь капельку росы, она похожа на маленькое зеркальце, а что маленькое зеркальце отражает в себе?
Среди хроматических цветов выделяют 3 основных цвета: красный, желтый, синий. Их называют основными, поскольку их нельзя получить при смешивании других цветов.
Смешивая два основных цвета, получают дополнительные цвета: оранжевый, фиолетовый, зеленый.
Все цвета расположенные по кругу образуют цветовой спектр или цветовой круг.
Упражнение 1.
Вводный инструктаж:
– Я предлагаю выполнить упражнение, которое поможет закрепить наши знания. Закройте глаза и представляйте то, что я буду проговаривать.
1. Представьте желтый цвет во всем поле зрения, а теперь, как по спектральной ленте, он переходит постепенно в красный (от…до).
2. На фоне одного цвета геометрические тела, фигуры, дуги:
на зеленом поле – красные треугольники;
на голубом небе – нежно розовые шары;
по красному полю – шагают зеленые квадраты;
на оранжевый пол – падают фиолетовые кляксы.
3. Представьте на белом фоне круг своего любимого цвета.
Ребята, может кто-то из вас не смог представить соотношение некоторых цветов, это не страшно. Сегодняшнее занятие поможет вам в этом.
Практическая работа.
Упражнение 2.
Вводный инструктаж:
– Существуют темные цвета.
С каким чувством, состоянием они связаны, что они вызывают (страх, неуверенность, угнетенность)?
– Назовите этот цвет.
– А яркие, светлые тона либо веселят, либо успокаивают.
– Какие это цвета?
Вот это и есть ассоциация цвета, т.е. цвет, который связан с нашими ощущениями, чувствами и восприятием окружающего нас мира.
– Я предлагаю вашему вниманию 4 композиции: о чем они говорят цвет и линии, какое состояние, какие чувства они вызывают (мороз – жара, легкое – тяжелое).
– Я предлагаю вам создать маленькие этюды в звонкой и глухой гамме. И звонкие и глухие звуки вы слышали, а теперь попытайтесь их передать с помощью элементов абстракции, линий и цветовой гаммы на бумаге – звонкое и глухое (3мин.).
– Свои этюды вы будете выполнять на рабочем листе в 1–2 квадрате.
– А в 3–4 квадрате попытайтесь выразить настроение: грусть и радость (3 мин.)
Упражнение 3.
Вводный инструктаж:
– С помощью цвета можно передать состояния души: физическое, эмоциональное.
– Обратимся к следующим 2-м композициям. Что вы увидели, какое состояние, какие чувства (эмоции) возникают?
Сейчас я предлагаю выполнить вам творческую работу: изобразить сказочного героя с помощью линии и цветочной гаммы (2–3 мин.):
Баба Яга,
Принцесса на горошине,
Колобок,
Леший,
Красная шапочка и т.д.
Заключительная часть
– А теперь, с помощью цветовой гаммы передайте свое настроение от урока (1 мин.).
Назначаю помощников.
– Ребята, перед вами слова. Каким бы из них вы выразили свое отношение к уроку?
На нашем рабочем листе осталось место. Впишите его туда. Выберите для него линию и наиболее подходящий цвет.
– Помощников попрошу собрать лепестки настроения и подойти ко мне (составление общей композиции: цветочная поляна под ярким солнцем).
Обсуждение общей работы.
Домашнее задание: повторить, завершить не законченное.
– Я благодарю вас за отличную работу на уроке и хочу пожелать, чтобы в вашей жизни было как можно больше цветов радуги!