Конспект урока по обществознанию в 6 классе по теме: Гражданин россии
Технологическая карта урока
Автор Софин О.В.
Предмет,классОбшествознание 6 кл.
Тип урока Комбинированный с использованием ИКТ
Тема «Гражданин России»
Цель формирование у учащихся представление о человеке как гражданине России
Задачи организовать деятельность учащихся через работу с различными источниками информации, направленную на формирование понятийного аппарата;
познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан РФ;
создать условия для воспитания гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям граждан России.
универсальные учебные действия.
Личностные: проявление познавательного интереса к изучаемой теме.
Регулятивные: формулирование темы урока, определение цели и задач урока.
Познавательные: на уроке были созданы организационные и содержательные условия для развития умений анализировать познавательные объекты (работа с понятиями). С этой целью из нескольких определений понятия «гражданин», представленных статьями из толковых словарей Даля, Ефремовой, Ушаковой, ученики выбирали понятие, которое, с их точки зрения, больше подходило к нашему уроку, и обосновывали свой выбор.
Формы работы уч-ся беседа, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, заполнение схемы
Оборудование: учебник по обществознанию А.Ф.Никитина
План Гражданин –кто это?
Права и обязанности граждан России
Понятие «гражданственность»
Почетные граждане своей Родины
Рефлексия
Этапы урока Действия учителя Действия учащихся Формируемые умения
Вводный Приветствие учащихся, учитель проверяет готовность класса к уроку.
1. Внимание на экран. Я прочту вам стихотворение Романа Сефа «Необычный пешеход».
Прослушав его, выделите в стихотворении ключевое слово, которое объединяет все остальные слова?
Кто по улице идет?
Hеобычный пешеход.
У него пятьсот имен:
Hа заводе - слесарь он,
В яслях он - родитель,
В кинотеатре - зритель,
А пришел на стадион -
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он - мечтатель в дни весны,
Он - защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду -
Гражданин своей страны!
-Как вы думаете, о ком мы будем сегодня на уроке говорить?
-Постарайтесь сформулировать тему нашего урока.
(Россия-наша Родина).
-Скажите, что мы должны узнать на уроке?
- А положение в обществе определяется правами и обязанностями
-На уроке, мы узнаем, какими правами и обязанностями наделены граждане России
Работая с разными источниками, сформулируем понятия «гражданин», «гражданственность», Откройте тетради, запишите тему урока «Гражданин России». Учащиеся прослушав стихотворение, делают вывод, отвечают:
- Гражданин своей страны
-о гражданине
Ответы уч-ся..«Гражданин России»
-кто такой гражданин
- его положение в обществе
Уч-ся записывают тему урока в тетрадь
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определять цели и задачи урока;
- участвовать в обсуждении проблемы, интересоваться мнением своего товарища, высказывать свое мнение
-овладение понятием «гражданин»
Познавательные УУД:
-работа с понятиями из словарей (выделить понятие, которое больше подходит к уроку)
-усвоение понятия «гражданин»
-осуществляют сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии дляданной логической операции
Личностные УУД:
-проявлять интерес к новому материалу
Коммуникативные УУД:
-Работа в парах, обсуждение информации
-уметь обосновывать свое мнение
2.Индивидуальная работа, работа с текстом учебника
Древнегреческий философ Декарт сказал: «Определяйте значения слов, и вы избавите свет от половины заблуждений»
Сейчас, вы и определите значение слова «гражданин» используя разные источники информации. Работать будете по вариантам.
1 вариант работает с учебником «Обществознание», параграф 12, стр.58-59( город Мастеров)
2 вариант- параграф 12,стр 60-61( отличие граждан от человека)
3 вариант- стр 63 –понятия темы
Вы должны будете из нескольких определений выбрать то понятие, которое больше подходит нашему уроку с вашей точки зрения и обосновать свой выбор. Можете обсудить со своим товарищем по парте, выписать в тетрадь и представить классу.
Оценивание учащихся, которые дали более полное объяснение данному определению. Ребята представляют свои варианты.
Большинство выбирают определение из словаря в учебнике. Т.к., в данном определении более четко выражена принадлежность гражданина к государству,
наличие прав и обязанностей
Основной
-работа с понятие «гражда-нин» Ребята, а вы впервые слышите понятие «гражданин» или нет?
Вспомните, где вы познакомились с этим понятием? А кого считали гражданином в Афинском государстве
Вспомните, что такое «демократия»?
Чем обладал афинский гражданин?
Вспомните, какие права и обязанности были у этого гражданина. На экране перемешались основные права и обязанности. Вам нужно привести в соответствие данный перечень. Выбрать отдельно права и обязанности, которые подходят для афинского гражданина.
(право участвовать в Народном собрании, выбирать должностные лица, на защиту своей Родины –участие в народном ополчении, собственности на участок земли в полисе.
Вспомните, кто именно наделялся этими правами?
Женщины были полностью отстранены от участия в жизни государства
обязанности: беречь свое имущество и трудиться на земельном участке; в чрезвычайныхобстоятельствах – приходить на помощь полису, защищать его от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни.)
Мы с вами вспомнили какими правами и обязанностями пользовался гражданин Афин. Нет
На уроках истории, Древняя Греция, «в демократическом Афинском государстве
-Демократия «демо»-народ, «кратос»-народное управление
-коренной житель Афин,чьи мать и отец родились в семьях граждан; гражданин обладал правами и обязанностями
-Ребята называют отдельно права и обязанности афинского гражданина и заполняют таблицу-карточку
На экране приводится в соответствии схема «Права и обязанности афинского гражданина»
Мужчины по достижении 18 лет Познавательные УУД:
-находить отличия
-работа с информационными текстами-объяснениями значения новых слов;
-
-Права и обязанности граждан России
А как вы понимаете слова «права», «обязанность».
Ребята, мы с вами граждане?
Как вы думаете, у гражданина России есть права и обязанности?
Выполнив следующее задание, вы и познакомитесь с основными правами и обязанностями граждан РФ. презентация « Права и свободы граждан РФ»
Закрепление: р.т стр 38-39. Задание 3.
Как вы думаете, где записаны основные права граждан?
А что значит «Участвовать в управлении государства»?
Граждане РФ избирают своих представителей в Гос.Думу и доверяют им решения главных дел; они избирают президента. Каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным.
Самые важные вопросы государственной жизни могут быт решены путем голосования всех граждан РФ. ( референдум)
Выборы –это избрание лиц государственного или местного управления.
Приведите пример выборов
Президента – 4.03.2012 г. (слайд)
А есть ли права и обязанности у вас, как у уч-ся гимназии? А где они зафиксированы? Перечислите их.
Дома, еще раз напомните себе перечень прав и обязанностей нашей гимназии. На след-ем уроке мы вспомним их.
Устали, отдохнем?
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА…
Ребята, с какого возраста человек становится гражданином?
Ребята, какой самый первый документ вы получаете?
Обратите внимание на графу «гражданство»
Что записано в этой графе?
Что такое «гражданство»?
«Гражданственство» -это принадлежность лица к данному государству и распространения на него прав и обязанностей, установленных законодательством этого государства.
Запишите определение в тетрадь
«Права» -это то, что можно делать, а можно и не делать»
«Обязанности» - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет.
Да. России
Да
Представляют ответы.
(Граждане имеют право: участвовать в управлении делами государства, на образование, защиту своих прав и законных интересов, охрана здоровья, на жилище, забота о детях и…..)
Эти все права записаны в основном законе РФ -
Конституции
Ответы уч-ся
17 марта референдум в Крыму. Крым вошел в состав РФ
Зачитывают из текста определение «выборы» и записывают в тетрадь
Да
(В Уставе школы, в дневниках школьниках)
Ответы уч-ся
С рождения
Если ты родился в Росси и твои родители – граждане этой страны, то и ты становишься ее гражданином с рождения
Свидетельство о рождении.
«гражданин России»
Ответы ребят
Заключи-тельный этап
Рефлексия Ребята, быть настоящим гражданином, достойным своей страны – это значит любить, гордиться Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять обязанности гос-ва.
А вы достойные граждане своей страны?
Что вы делаете для своей Родины, как школьники, как граждане?
Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов предков. Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны.
Рефлексия:
Заканчивая наш урок, я хочу предложить вам высказать свое мнение о уроке. Возьмите из раздаточного материала Приложение № 3 и продолжите фразу, которая представлена в вашем Приложении.
ОЦЕНИВАНИЕ: за правильные, полные ответы, за интересные аргументы, за активное участие на уроке, получают оценку «отлично»…
И хочу закончить наш урок строками Николая Алексеевича «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан».
Домашнее задание:
Учебник., стр.72, вопр.1-2 (устно)
Написать мини-сочинение или рассказ
- «Каким гражданином я хочу стать» - Кого из известных граждан России или предков ты считаешь настоящими гражданами. Ответы:
-примерно учимся
-соблюдаем правила культурного поведения
-уважаем права других
-бережем школьное имущество