Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса по учебнику А.С. Питерских
ст.Раздорская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Раздорская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ РСОШ_________ Н.А. Сухарева
Приказ от «29» августа 2014 г. № 189
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
«Дизайн и архитектура в жизни человека»
Уровень общего образования (класс) основное общее образование, 7 класс
Количество часов 1 ч. в неделю, всего – 34 ч.
Учитель Акимова Наталья Николаевна
Программа разработана на основе программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвещение, 2010).
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
приказ Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004г. № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 241 от 20.08.2008г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004г.
«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 889 от 30.08.2010г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Учебный план МБОУ РСОШ на 2014-2015 учебный год.
Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект:
- Программа общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / под рук. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
- Питерских А.С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2014.
- Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс : методическое пособие / А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред. Б.М.Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
Количество часов в год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
Целью программы, учебника и методического пособия к нему является воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаний в этой сфере и умеющих их применять в своей практической деятельности.
Задачи программы:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 7 класс является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Общая характеристика предмета.
В течение прошлых лет, начиная с 1 класса, ученики узнавали азы архитектуры и дизайна в процессе постижения изобразительного искусства в целом. На основе ранее приобретенных знаний в 7 классе они более глубоко постигают содержание КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ, что предполагает овладение базовыми знаниями в этой области и их творческое освоение в практической работе.
Содержательно-дидактические и методические принципы, из которых исходили авторы, лежат в русле общей концепции художественно-педагогической школы Б. М. Неменского. Подходы к раскрытию тем программы «Изобразительное искусство и художественный труд» в старших классах общеобразовательных учреждений имеют свою специфику. Однако постоянен общий ход познания: от восприятия визуального материала к раскрытию его гуманистической и духовной сущности, составляющей истинное, глубинное содержание искусства.
Проблематика конструктивных искусств рассматривается в контексте развития мирового искусства, особенностей художественной культуры XX в., в недрах которой и родился дизайн в его современном виде.
Познание проблематики дизайна и архитектуры имеет поступательный характер, оно углубляется от темы к теме. (Следует заметить, что в программе, обращенной к учителю и имеющей содержательно-дидактическую направленность, в названиях четвертей и тем используется профессионально-педагогическая терминология, тогда как в учебнике, обращенном к ребенку, темы и главы имеют более доходчивые и образные заголовки.)
ДИЗАЙН это искусство создания облика отдельной вещи, проектирование ее формы, а также всей вещественно-пространственной среды в единстве функциональных и эстетических задач.
АРХИТЕКТУРА это искусство проектирования зданий и формирования социопространственной среды, окружающей нас. Архитектура, как и дизайн, отражает уровень эстетического сознания и развития техники каждой эпохи и в то же время влияет на образ жизни людей.
Если изобразительные искусства больше направлены на формирование внутреннего мира человека, его эмоционально-духовных ценностей и идеалов, то воздействие архитектуры и дизайна направлено на освоение внешнего мира, формирование и преображение окружающей среды в соответствии с этими идеалами.
Изобразительные и конструктивные искусства также связывает общность выразительных средств (линия, цвет, плоскость, объем). Но, пользуясь одними и теми же средствами, их произведения «говорят» на разных образных языках, и сам художественный образ рождается в них по-разному. В живописи и графике (если это не абстракция) действительность, чувства и мысли художника выражаются ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО, т. е. конкретными изображениями видимого мира.
В архитектуре образ возникает не потому, что здания что-то изображают, а благодаря сочетанию составляющих их объемов, гармонии пропорций. Выразительность форм рождает у человека чувство красоты и художественно-образные ассоциации, как и в музыке, не всегда поддающиеся выражению в словах.
УЧЕБНИК «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека», как и программа, не является переложением для школы специальных программ и учебников. Связанный с ними общей задачей развития образно-конструктивного мышления, он принципиально отличен от них тем, что обращен ко всем детям, а не к будущим архитекторам и дизайнерам.
Целью программы, учебника и методического пособия к нему является воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей, обладающих основами знаний в этой сфере и умеющих их применять в своей практической деятельности. Поэтому в учебнике дается оригинальный системный курс практических заданий, позволяющий учителям реализовать эту задачу в творческой деятельности учащихся. Объем предлагаемых заданий может быть реализован как при одном часе изобразительного искусства в неделю, так и при двух часах. При одном часе в неделю учителю предоставляется возможность самостоятельно определить количество предлагаемых для выполнения заданий
Видеоряд учебника непосредственно связан с текстом и зрительно раскрывает его содержание. Это не просто иллюстративная, а вторая содержательная линия книги. В видеоряде каждой главы даются примеры содержательных положений текста, примеры, раскрывающие существо практических заданий и методику их выполнения. Помимо этого, представлены работы учащихся (естественно, не как образцы для копирования, а как ориентиры для самостоятельного творческого решения). Внимательно рассмотрев их, ученики смогут лучше понять характер и цели своей творческой работы.
Многие иллюстрации наглядно раскрывают этапы работы, соотношение образности и функциональности, стилевое единство формы и материала, частного и общего. Иллюстрации сопровождаются подрисуночными комментариями, уточняющими смысл приведенных примеров и объясняющими их достоинства, типовые ошибки или раскрывающими общее понимание заданий.
Одни и те же задания (макетирование в теме графического дизайна, коллажи и др.) можно выполнять на плоскости или в объеме при помощи бумаги, ножниц и клея, а также с помощью компьютера (простейшие задания в программе Word, а более сложные, при достаточной компьютерной грамотности педагога и учащихся, в программах Paint, Fotoshop или даже 3D Мах Auto CAD).
Все четыре части учебника одинаково важны для знакомства учащихся с многообразным миром конструктивных искусств. Но при этом нельзя не отметить особую значимость первой половины первой части учебника, посвященной проблеме композиции. Именно здесь закладываются основные принципы понимания гармонии и баланса масс, воплощающиеся затем в конструировании всевозможных архитектурных объектов (от дачи до небоскреба), в дизайне вещей и среды (от книги и одежды до мебели в интерьере или саду).
На основе выполнения ребятами упражнений с прямоугольниками, пятнами и линиями учителю предстоит развить у них интуитивное чувство композиционной гармонии, ритма, динамического или статического соединения элементов в целое. От мастерства педагога, от его собственной композиционной культуры зависит, станет ли освоение этого материала увлекательным творческим процессом или превратится в механическое раскладывание квадратиков. В учебнике чередуются аналитические и проектные, индивидуальные и групповые (коллективные) работы. Каждая часть книги завершается коллективной проектной работой, в которой суммируются знания и навыки, полученные учениками в течение четверти.
Итоговой творческой работой первой части является макетирование книги или журнала, подводящее итог изучению плоскостной композиции. В завершающем вторую часть коллективном проекте дизайна упаковки реализуется понимание учащимися формотворчества как композиционно-стилевого единства формы, цвета и функции. Итоговой работой в третьей части является коллективное проектирование фрагмента городского пространства («Города будущего», исторического ремейка или фантазийно-сказочного проекта). В этом макете воплощается умение «образного проживания» создаваемой среды города, соотносимой с человеком. Логическим завершением четвертой части является коллективная работа либо в жанре «Театра моды» и карнавала, либо в виде деловой игры «Моделируя себя моделируешь мир».
В системе заданий осуществляется постоянная смена средств художественной выразительности. Не ограничиваясь рамками непосредственно дизайна и архитектуры (графического и объемно-пространственного макетирования, проектирования стиля одежды и среды интерьера и др.), авторы предлагают задания, которые обратят внимание детей и на разнообразные виды изобразительного творчества (рисунки и живописные эскизы городов, скульптурное моделирование из глины, бумагопластика и др.).
К этому же ряду заданий относится и инсталляция. Не будучи видом дизайна, инсталляция тем не менее развивает образно-ассоциативное мышление детей и формирует художественное отношение к вещи как материальному отражению времени и человека. На основе композиционно-метафорических принципов, осваиваемых учащимися в инсталляции («деталь вместо целого», смысловая крупность планов, монтажный контрапункт и др.), создается оформление витрин, спектаклей, фотоколлажи и плакаты. Конечно, прикосновение к этим формам художественного творчества требует от самого педагога определенного уровня компетентности и понимания современного искусства. Однако опыт свидетельствует, что заинтересованность и радость школьников при выполнении подобных работ с лихвой компенсирует предварительную подготовку учителя к подобным заданиям.
Место учебного предмета в учебном плане
Обучающиеся учатся понимать художественный язык и образность архитектуры и дизайна в истории и настоящем, соотносят мир искусства, массового производства и индивидуального проектирования.
В процессе изучения происходит понимание того, что дизайн и архитектура – это определённое миропонимание, отношение к миру, природе, вещам, самому себе – своему облику и образу жизни.
Изучение конструктивных искусств в 7 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения архитектуре и дизайну.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и её общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- создание мультимедийных презентаций с использованием Интернет-ресурсов;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки-творческие отчёты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год – 34
Количество часов в неделю – 1.
4.Содержание учебного предмета
Учебник «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека» адресован учащимся 7 класса. Он знакомит с композиционными приемами в конструктивных искусствах, с тем, какое место они занимают в жизни людей, дает возможность практически узнать азы дизайна и архитектуры.
С методической точки зрения предпочтительным является изучение в 7 классе 1-й части программы «Художник дизайн архитектура. Основы композиции» , 2-й части «В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств». Дидактико-содержательной основой этого года является раскрытие композиционных начал проектирования в области графического дизайна (плакаты, открытки, журналы) и объемно-пространственного макетирования.
В 7 классе так же рассматривается содержание 3-й части программы «Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека», 4-й части «Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование». Раскрывается сфера применения дизайна и архитектуры в жизни человека и общества, даются знания и навыки индивидуального конструирования.
При одногодичном преподавании курса предлагается выбор для работы с учениками отдельных упражнений из системы заданий, знакомство с конструктивными искусствами, составление проектов домов, интерьеров, витрин, одежды и т. д. должно отражать постижение основных композиционных принципов.
В первой части учебника раскрывается применение основ композиции в графическом дизайне: плакате, открытке, книге, журнале. При их создании методически важно соблюдать стилевое единство и изобразительную
выразительность композиции, поскольку при введении слов в графический эскиз (например, плаката) часто происходит подстраивание изображения под текст и разрушение собственно образно-изобразительной композиции, на чем перед этим было сосредоточено внимание учащихся.
Вторая часть учебника раскрывает проблематику объемно-пространственной композиции. Основной содержательный посыл этой части выявление всеобщности действия законов композиции.
Третья часть книги посвящена социальному значению конструктивных искусств. Следует заметить, что этот учебник не содержит в полной мере истории архитектуры или дизайна. Архитектура рассматривается здесь не столько как описание стилей, сколько как форма организации городского пространства. Дизайн раскрывается не столько как вид формотворчества, сколько как средство организации вещной среды (интерьера, города, сада).
В заключительной, четвертой части учебника акцентируется внимание на способности учащихся активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике: при выборе костюма, прически или создании интерьера своей комнаты.
Дизайн и архитектура конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник дизайн архитектура. Искусство композиции основа дизайна и архитектуры
Тема: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции»
Tема: «Прямые линии и организация пространства»
Тема: «Цвет элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна»
Тема: «Буква строка текст. Искусство шрифта»
Тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции»
Тема: «Многообразие форм графического дизайна»
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий
Тема: «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность»
Тема: «Архитектура композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете»
Тема: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля»
Тема: «Важнейшие архитектурные элементы здания»
Тема: «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени»
Тема: «Роль и значение материала в конструкции»
Тема: «Цвет в архитектуре и дизайне»
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого»
Тема: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры»
Тема: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»
Тема: «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды»
Тема: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн средство создания пространственно-вещной среды интерьера»
Тема: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Тема: «Ты архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление»
Человек в зеркале дизайна и архитектуры
Тема: «Мой дом мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома»
Тема: «Интерьер комнаты портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища»
Тема: «Дизайн и архитектура моего сада»
Тема: «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды»
Тема: «Мой костюм мой облик. Дизайн современной одежды»
Тема: «Грим, визажистика и прическа в практике дизайна»
Тема: «Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна»
Тема: «Моделируя себя моделируешь мир»
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)
№
Тема
Количество часов
Характеристика основных видов деятельности учащихся
1
Художник – дизайн - архитектура.
8
-организовывать пространство, создавая уравновешенную композицию;
- выполнять коллаж на заданную тему;
– применять локальный цвет при создании композиции;
- определять средства художественной выразительности;
- использовать шрифты в композиции;
- применять правила дизайнерской грамоты;
- выполнять коллажную композицию
2
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий.
11
- моделировать из бумаги;
- использовать элементы здания в макете проектируемого объекта;
- использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения;
- работать по воображению;
- использовать элементы здания в макете проектируемого объекта;
3
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
7
- создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами;
4
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
8
- работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта;
- отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения;
- использовать разнообразные материалы в макетировании;
- работать над эскизом костюма;
- трансформировать одежду;
Итого
34
6. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 7 класс – 34 часа
по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство»
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Виды контроля
Основные виды учебной деятельности
Требования к результату
Оборудование
Дата проведения
план
факт
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)
ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА (8 часов)
1
Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции
1
Устный опрос. Практическая работа.
Беседа. Знакомство с многообразным миром конструктивных искусств.
Знать:
- определение композиции и её закономерности;
-типы композиций;
-центр внимания в композиции: доминанта.
Уметь:
организовывать пространство, создавая уравновешенную композицию.
Знакомство с многообразным миром конструктивных искусств.
Учебник А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 6-11
Мультимедий-ная презентация «Авангард в живописи».
3.09.
14
2
Ассиметрия и динамическое равновесие.
1
Фронтальный опрос. Просмотр и обсуждение работ.
Задания 1-4 стр. 20 А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»
Знать
образно-художественную осмысленность простейших плоскостных композиций.
Уметь
выполнять коллаж на заданную тему.
Учебник А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 13-20
10.09.14
3
Прямые линии и организация пространства
1
Просмотр и обсуждение работ. Беседа по теме урока
Задания 1-3 стр. 22. А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»
Освоение понятий сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 21-22
17.09.14
4
5.
Цвет элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и пятна
1
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроках.
Задания 1-2 стр. 27 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
1. Создать композицию из 2-3 прямоугольников, 3-4 прямых линий и небольшого цветного кружка
2. Создать композицию
из цветных линий,
прямоугольников и кругов (теплая или холодная гамма)
3. Создать композицию из произвольного количества разнообразных фигур по принципу
цветовой гармонии или контраста.
4. Характером мазка, линией, цветом, ритмом в абстрактной композиции передать событие, состояние или ощущение предварительно сформулировав название работы («Шум дождя», «Суматоха», «Тишина сумерек», «Жаркая музыка карнавала», «Нежное дыхание щенка» ит.д.)
Знать функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.
Уметь
– применять локальный цвет при создании композиции;
- определять средства художественной выразительности.
Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 23-27
24.09.14
01.10.14
6
Буква строка текст. Искусство шрифта
1
Анализ творческих работ, выполненных на уроках и дома.
Задания 1-4 стр. 31 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
1. Создать композицию из прямоугольников, линий, круга и буквы, являющейся композиционной и цветовой доминантой.
2. Создать композицию, в которой роль линий разной толщины и длины будут выполнять строки, составляющие единое графическое целое с другими элементами.
3. Создать композицию, аналогичную предыдущей, но с использованием цвета. Цвет строк и других элементов должен гармонировать с цветом фона. (Работа выполняется на компьютере)
Знать определение шрифта: буквы, объединённые одним стилем графического начертания.
Уметь использовать шрифты в композиции.
Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 29-31
Мультимедий-ная презентация «История шрифта».
08.10.14
7
Композицион-ные основы макетирования в графическом дизайне.
Текст и изображение как элементы композиции
1
Анализ творческих работ.
Задания 1-3 стр. 39 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
1. Основываясь на правилах композиции, выполнить упражнения , объединяющие в себе изображения и текст:
а) вместо прямоугольников –фотографии, вместо линий – строки текста («рыба»).
б) вместо пятен – изображения (фото, рисунок), вырезанные по контуру, вырастающие, как строки, из фона;
в) фотография служит фоном для текста («рыба») и других композиционных элементов.
2. Макетирование открытки (в реальном формате)
Знать:
- искусство композиции лежит в основе графического дизайна;
- отличия изобразительного языка плаката от языка реалистической картины.
Уметь применять правила дизайнерской грамоты
Дизайн плаката. Мини-плакаты (открытки).
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 33-39
Мультимедийная презентация «Язык плаката».
15.
10.
14
8-9
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна (обобщение темы).
2
Анализ творческих работ, выполненных на уроке.
Задания 1-2 стр. 45 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
1. Графическое макетирование. Деловая игра «Коллективное макетирование книги (журнала)». Предварительные эскизы.
2. Создание макета журнала или книги (разворот или обложка).
Выполняется в технике коллажа или компьютерной графики.
Коллективная работа.
Дополнительное задание (по желанию)
1.Создать «тематический » алфавит: буквы-животные, буквы-растения, буквы обитатели моря, буквы-клоуны, буквы-металлоконструкции, буквы архитектурные элементы и т. п.;
Знать:
- историю полиграфии;
- изобразительный стиль книги или журнала.
Уметь выполнять коллажную композицию.
Освоение работы над коллажной композицией: образность и технология.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 41-45
Мультимедийная презентация «Полиграфический дизайн».
22.
10.
14
29. 10.
14
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ (11 часов)
10
Объект и пространство.
От
От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональ-ность.
3
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Задания 1-3 стр. 53 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
1. Упражнения на изобретательность: а)выполнение подготовительных эскизов с трансформацией в пространстве различного типа прямых линий;
б) создание объемно-пространственного макета, с решением задачи соразмерности объема (дома) и площади поля (композиция фронтальная или глубинная);
2. создание объемно-пространственной композиции из 2-3 объемов, с решением задачи пропорциональности и соразмерности домов по отношению друг к другу и их сомасштабности площади поля.
Создать ритмически сбалансированную композицию из цилиндров и вертикалей разной высоты и диаметров путем противопоставления сгущенности и разреженности в из расположении.
Знать исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств.
Уметь прочитать плоскостные композиции.
Формирование художественного отношения к вещи как материальному отражению времени и человека.
А.С.Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 49-53
Мультимедийная презентация «Конструктивные виды искусств».
12.
11.
14
11
Архитектура композицион-ная организация пространства.
3
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Макетные упражнения (выполнение подготовительных эскизов с трансформацией в пространстве различного типа прямых линий).
Знать вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции.
Уметь подобрать материал, образно выражающий природную среду.
Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57
Мультимедийная презентация «Композиция в архитектуре».
19.
11.
14
12
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
1
Творческое обсуждение работ.
Задание стр. 57 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Создание объемно-пространственного макета из 2-3 объемов, стоящих на разноуравневых горизонтальных плоскостях.
Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счёт большого композиционного разнообразия и гармонии форм).
Уметь моделировать из бумаги.
Развитие образно-ассоциативного мышления.
Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 54-57
26.
11.
14
13
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
1
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Задания 1-3 стр. 64 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Соединение объёмных форм в единое архитектурное сооружение.
Знать способы достижения пластической выразительности здания (за счёт большого композиционного разнообразия и гармонии форм).
Уметь моделировать из бумаги.
Достижение выразительности и целостности постройки и домостроительной индустрии.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 58-64
03.
12.
14
14
Важнейшие архитектурные элементы здания.
1
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Задания 1-2 стр. 69 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания.
Знать главные архитектурные элементы здания.
Уметь
использовать элементы здания в макете проектируемого объекта.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 65-69
Мультимедий-ная презентация «Ордерная система. Арки».
10.
12.
14
15
Вещь: красота и целесообраз-ность. Единство художествен-ного и функциональ-ного в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.
2
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Задания 1-2 стр. 75 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Схематическая зарисовка.
Создание образно-тематической инсталляции.
Знать:
- определение красоты как наиболее полного выявления функции вещи; - понятие инсталляция.
Уметь использовать принципы компоновки, ритмического расположения масс, общего цветового решения.
Освоение композиционно-метафорических принципов в инсталляции («деталь вместо целого», смысловая крупность планов, монтажный контрапункт и др.) при оформлении витрин, спектаклей, фотоколлажей и плакатов.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 70-75
Мультимедий-ная презентация «Дизайн в современном мире»
17.
12.
14
16-17
Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.
3
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Задания 1-2 стр. 81 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначения вещи.
Проект «Из вещи – вещь»
Знать
отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства.
Уметь
работать по воображению.
Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.)
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 76-81
Мультимедий-ная презентация «Дизайн в современном мире».
24.
12.
14
14.
01.
15
18-19
Цвет в архитектуре и дизайне
1
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Задания 1-2 стр. 87 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Выполнить комплект упаковок из 3-5 предметов
Знать
отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных видах искусства.
Уметь
работать по воображению.
Понимать отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 83-87
Мультимедийная презентация «Цвет в архитектуре и дизайне».
21.
01.
15
28.
01.
15
ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (7 часов)
20
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
Анализ образцов архитектуры разных стилей.
Задания 1-3 стр. 101 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
1. Зарисовки храма или общественного здания любого стиля.
2. Живописный этюд части города.
3. Фотоколлаж (Задания 1-3 стр. 101)
Знать
- основные стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм;
- памятники архитектуры.
Обращение внимание детей и на разнообразные виды изобразительного творчества (рисунки и живописные эскизы городов, скульптурное моделирование из глины, бумагопластика и др.).
Образ и стиль. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 89-101
Мультимедий-ная презентация «Архитектура прошлого: народного жилища, храма».
04.
02.
15
21
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
1
Творческое обсуждение работ.
Задания 1-3 стр. 109 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Образ современного города и архитектурного стиля будущего.
Знать
- основные школы: Баухауз, ВХУТЕ-МАС;
- имена архитекторов 20 века.
Уметь
Создавать по воображению архитектурные образы графическими материалами
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 102-109
Мультимедийная презентация «О. Нимейер».
11.
02.
15
22
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
1
Творческое обсуждение работ.
Задания 1-3 стр.114 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Макетно-рельефное моделирование фрагмента города.
Знать
- различные композиционные виды планировки города;
- роль цвета в формировании пространства.
Уметь создавать композиционный макет пространства Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Цветовая среда
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 111-115
18.
02.
15
23
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
1
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Задания 1-2 стр. 119 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Создание рисунка-проекта фрагмента пешеходной зоны с городской мебелью, информационным блоком, скульптурой, бетонными вазонами и т.д.
Знать особенности роли малой архитектуры и архитектурного дизайна среды.
Уметь создавать архитектурные образы графическими материалами.
Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, диваны и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т.д.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 117-119
Мультимедий-ная презентация «Малые архитектурные формы».
25.
02.
15
24
Интерьер и вещь в доме. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
1
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Задания 1-2 стр. 125 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Эскиз-проект мебельного гарнитура или отдельного предмета мебели (в технике аппликации)
Знать особенности организации интерьеров общественных, жилых и производственных зданий.
Уметь создавать интерьер общественных мест по воображению.
Архитектурный «остов» интерьера.
Историчность и социальность интерьера.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 120-125
Мультимедий-ная презентация «Психофизическое влияние цвета на человека».
04.
03.
15
25
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
1
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Задания 1-3 стр. 131 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Создание макета ландшафтно-городского фрагмента среды (сквер с фонтаном и памятником, детский парк, городской сад с беседкой и тд.)
Знать термин ландшафтная архитектура.
Уметь создавать архитектурные образы различными материалами.
Обучение технологии макетирования путём введения в технику бумагопластики различных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древесина, стекло и тд.) для создания архитектурно-ландшафтных объектов (лес, водоём, дорога, газон и тд.)
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 127-131
Мультимедий-ная презентация «Ландшафтная архитектура».
11.
03.
15
26
Ты – архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление
1
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке и дома.
Задание стр. 135 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Проектирование архитектурного образа города «Сказочный город»
Уметь использовать разнообразные материалы при создании макетов архитектурных объектов на предметной плоскости и в пространстве.
Природно-экологические, историко-социальные и иные параметры. Влияющие на композиционную планировку города.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 133-135
18.
03.
15
ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ИИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (8 часов)
27
Мой дом – мой образ жизни. Функциональ-но-архитектурная планировка своего дома.
1
Творческое обсуждение работ.
Задание стр. 142 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Индивидуальное проектирование. Создание плана-проекта «Дом моей мечты»
Знать
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны.
Уметь работать графическими материалами при моделировании архитектурного объекта.
Приобретение знаний и навыков индивидуального конструирования.
Принципы организации и членения пространства на различные функциональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т.д.
Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 139-142
Мультимедий-ная презентация «Проекты частного домовладения».
01.
04.
15
28
Интерьер комнаты – портрет её хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища.
1
Творческое обсуждение работ, выполненных на уроке.
Задания 1-3 стр. 146 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Фантазийный или реальный проект «Портрет моей комнаты» (фотоколлажная композиция или инсталляция)
Знать принципы организации пространства квартиры.
Уметь отражать в проекте дизайна интерьера образно-архитектурный замысел и композиционно-стилевое начало помещения.
Стиль и эклектика. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).
Формирование способности активно применять полученные навыки композиционного творчества в собственной жизненной практике.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 143-146
Мультимедий-ная презентация «дизайн интерьера».
08.
04.
15
29
Дизайн и архитектура моего сада.
1
Творческое обсуждение работ.
Задания 1-2 стр. 153 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Макетирование фрагмента сада из природных материалов
Знать
- композиционные приёмы паркового дизайна разных стилей; - фитодизайн (икебана).
Уметь использовать разнообразные материалы в макетировании.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 147-153
Мультимедийная презентация «Виды организации садов».
15.
04.
15
30
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
1
Творческое обсуждение работ.
Задания 1-2 стр. 161 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Создание своего собственного проекта вечернего платья (спортивного костюма)
Знать
- законы композиции в одежде;
- два композиционных принципа конструкции костюма.
Уметь работать над эскизом костюма.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 155-161
Мультимедий-ная презентация «Мода на протяжении веков».
22.
04.
15
31
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
1
Творческое обсуждение работ.
Задание стр. 168 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Создание живописного панно с элементами фотоколлажа на тему современного молодёжного костюма «Мы на дискотеке»
Знать: - демократичность в моде;
- принцип функциональности.
Уметь трансформировать одежду.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 162-168
Мультимедий-ная презентация «Современные дизайнеры одежды».
29.
04.
15
32
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.
Творческое обсуждение работ.
Задания 1-2 стр. 173 (А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»)
Изменение образа средствами внешней выразительности.
Знать:
- каждая эпоха рождает свой стиль и моду;
- грим и причёска являются продолжением костюма;
- профессии стилиста и визажиста.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173
Мультимедий-ная презентация «Искусство грима и причёски».
06.
05.
15
33
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.
Эстетическая оценка результата работы.
Коллективное задание: создание имиджмейкерского сценария-проекта «Лучший спортсмен года» или «Мисс Европы»
Понимать роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной
формирующей его социокультурного облика, место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.
А.С.Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека» стр. 169-173
.
13.
05.
15
34
Моделируя себя – моделируешь мир.
Эстетическая оценка результата работы.
Заключительное занятие. Обобщение темы года.
Понимать роль дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокультурного облика, место этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.
А.С. Питерских ИЗО «Дизайн и архитектура в жизни человека»
Выставка лучших работ учащихся, выполненных в течение года
20.
05.
15
Формы контроля
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.
На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож ницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Учебно- методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);
- «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. / Под ред. Б.М. Неменского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.
- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.Неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..
Дополнительная литература.
- а) дополнительная литература для учителя:
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.
- Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..
- Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. – 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012. – 46, (2) с..
-б) дополнительная литература для учащихся:
Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72 с.
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов, рефератов и мультимедийных презентаций:
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Результаты освоения курса изобразительное искусство и система оценивания.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся должны уметь:
- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;
- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные пленки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, портрета, пейзажа, натюрморта (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности.
1.Викторины.
2.Кроссворды.
3.Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.
4.Тестирование.
Проверка и оценка знаний и умений:
Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой (учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).
Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки).
Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета.
За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой.
Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УР
методического совета МБОУ РСОШ
от ____________ 2014 года № ___ _____________/Ф.И.О./
________________ /Ф.И.О./ (подпись)
(подпись) «____»_______ 2014 года
13PAGE 141415
13 PAGE \* MERGEFORMAT 143015