Рабочая программа по ИЗО (Школа России Неменская) 1 класс.


Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2013.
2. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.
3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2013.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи курса
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
II. Общая характеристика учебного предмета
Структура курса
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Учимся у природы
Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи различных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.
Изображение птиц, деревьев, зверей: общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими природу.
Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание, ритм.
Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета; смешение цветов с черными и белыми красками.
Изучение разнообразия природных форм и их отражение в изобразительном искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта.
Пропорции фигуры человека и животных.
Фантастические образы в изобразительном искусстве
Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и фантазия. Перенос художественных образов с одного вида искусств на другой. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности.
Основы художественного языка.
Понятия: главное – второстепенное, большое – маленькое, плоскостная декоративная композиция. Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов; сближенная и контрастная цветовая гамма.
Учимся на традициях своего народа
Ознакомление с шедеврами русского искусства, затрагиваемые темы родной природы, русских сказок.
Основы художественного языка
Равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в орнаменте. Декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Использование пропорций и форм животного и растительного мира.
Опыт художественно-творческой деятельности
Изображение с натуры, по воображению и памяти.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна, фактуры, материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов.Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
ОПисание ценностных ориентиров в содержанииучебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
III. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану на изучение изобразительного искусства в 1 классе начальной школы выделяется 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
IV. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
В ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умения организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона.
В ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты.
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
В итоге освоения программы учащиеся должны:
– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика, скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности – приобрести первичные навыки изображения предметного мира (изображение растений и животных);
– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния, своего отношения в творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих товарищей;
– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
VI. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.
Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.
Содержание курса «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно. «Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть. Здравствуй, лето! (обобщение темы).
VII. Календарно – тематическое планирование по ИЗО 1 класс
№ п/п Дата Коррект. Тема урока Планируемые результаты
предметные метапредметныеличностные
1. 1 неделя Все дети любят рисовать. Познакомится с учебником.
Научится составлять описательный рассказ; работать на всей плоскости листа Регулятивные: оценивает результат своего труда.
Познавательные: понимает значение и роль изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации – другого ученика и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
2. 2 неделя Изображения всюду вокруг нас. Научится составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками Регулятивные: адекватно использовать речь.
Познавательные: рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
3. 3 неделя Мастер Изображения учит видеть Научится видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.
Коммуникативные: формулировать свои затруднения Ценностное отношение к природному миру
4. 4 неделя Изображать можно и то, что невидимо Научится использовать выразительные средства акварели Регулятивные: ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, использует выразительные свойства акварели, оценивает результат своего труда.
Познавательные: понимает, что настроения и чувства человека можно выразить с помощью красок; цвет может быть грустным и веселым, радостным и тревожным.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, рассуждает о художественных особенностях произведений, изображающих музыку Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
5. 5 неделя Изображать можно пятном Научится превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшкиРегулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.
Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задачЦенностное отношение к природному миру
6. 6 неделя Изображать можно в объеме Научится превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином) Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве Самооценка на основе критериев успешной деятельности
7. 7 неделя Изображать можно линией Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе» Регулятивные: составлять план и последовательность действий.
Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю Понимание чувства других людей и сопереживание им
8. 8 неделя Изображать можно линией Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе» Регулятивные: составлять план и последовательность действий.
Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю Понимание чувства других людей и сопереживание им
9. 9 неделя Разноцветные краски Научится рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению с красками Регулятивные: предвосхищать результат.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Уважительное отношение к иному мнению
10. 10 неделя Художник и зрители Научится воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей Регулятивные: адекватно использовать речь.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов
11. 11 неделя Посещение художественного музея Научится воспринимать произведения искусства, различать их по видам Регулятивные: адекватно использовать речь.
Познавательные: понимает значение и роль изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; выражает свое отношение к произведениям изобразительного искусства в высказывании, рассказе; участвует в диалоге – обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства Понимание чувства других людей и сопереживание им
12. 12 неделя Мир полон украшений Научится видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы-заготовки Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителя.
Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.
Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи Эстетические потребности
13. 13 неделя Красоту надо уметь замечать Научится видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельностиОриентированный взгляд на мир в разнообразии природы
14. 14 неделя Узор на крыльях Научится рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю Ценностное отношение к природному миру
15. 15 неделя Красивые рыбы Научится видеть красоту разнообразных поверхностей, украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.
Коммуникативные: обращаться за помощью к одноклассникам, учителю Ценностное отношение к природному миру
16. 16 неделя Украшение птиц Научится рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу в технике объемной аппликации, коллажа
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия.
Познавательные: создавать модели для решения задач.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, соблюдать правила общения Эмоционально-нравственная отзывчивость
17. 17 неделя Узоры, которые создали люди Научится придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги Регулятивные: составлять план, осуществлять последовательность действий.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: формировать собственную позицию Уважительное отношение к иному мнению
18. 18 неделя Как украшает себя человек Научится узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям Регулятивные: вносить необходимые коррективы после завершения работы.
Познавательные: подводить под понятие на основе выделения существенных признаков.
Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания Эмоциональная отзывчивость
19. 19 неделя Мастер Украшения помогает сделать праздник Научится создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Этические чувства – доброжелательность
20. 20 неделя Постройки в нашей жизни Научится придумывать и изображать сказочный дом для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные: слушать собеседника Уважительное отношение к иному мнению
21. 21 неделя Домики, которые построила природа Научится видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики в форме различных предметов Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.Познавательные: осуществлять сбор информации.
Коммуникативные: формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам Готовность следовать нормам природоохранного поведения
22. 22 неделя Дом снаружи и внутри Научится изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовыхпредметов и др.), их вид снаружи и внутри Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.
Познавательные: оценивать результат деятельности.
Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач Самооценка работы
23. 23 неделя Дом снаружи и внутри Научится изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовыхпредметов и др.), их вид снаружи и внутри Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.
Познавательные: оценивать результат деятельности.
Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач Самооценка работы
24. 24 неделя Строим город Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей Регулятивные: стабилизировать эмоциональное состояние.
Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей действительности.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль Навыки сотрудничества
25. 25 неделя Все имеет свое строение Научится создавать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации Регулятивные: определять последовательность действий.
Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.
Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам Уважительное отношение к иному мнению
26. 26 неделя Постройка предметов Научится конструировать из бумаги упаковки и украшать их, производя правильный порядок учебных действий Регулятивные: концентрировать волю.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Эстетические потребности
27. 27 неделя Город, в котором мы живем Научится создавать работу по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.Коммуникативные: формировать собственное мнение Уважительное отношение к культуре, доброжелательность
28. 28 неделя Совместная работа трех Братьев-Мастеров Научится смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя в них работу каждого из Мастеров Регулятивные: адекватно использовать речь.
Познавательные: различать три вида художественной деятельности.
Коммуникативные: строить монологичное высказывание
Уважительное отношение к иному мнению
29. 29 неделя Сказочная страна. Создание панно Научится создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы Регулятивные: предвосхищать результат.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: предлагать помощь
Готовность следовать нормам природоохранного поведения
30. 30 неделя Весна – пробуждение природы.
Разноцветные жуки. Научится создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций в совместной деятельностиСамооценка работы
31. 31 неделя Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги Научится выявлять изменения в природе с приходом весны; конструировать из бумаги Регулятивные: предвосхищать результат.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: предлагать помощь Навыки сотрудничества
32. 32 неделя Урок любования. Умение видеть Научится наблюдать за живой природой с точки зрения трех Братьев-Мастеров Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: осуществлять анализ информации.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Уважительное отношение к иному мнению
33. 33 неделя Здравствуй, лето! Научится рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы Регулятивные: соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии Уважительное отношение к иному мнению
VIII. Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса
Класс ФИО учителя Наименование предмета Характеристика программы Учебники,
УМК Методическая и дополнительная литература
1 «Б» Ананьева Ю.Б. Изобразительное искусство Рабочая программа разработана на основе авторской программы Неменской Л.А. «Изобразительное искусство» 1 класс (базовый уровень) УМК «Школа России»
1. Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.
2.Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 1 класс. Рабочая тетрадь – М.: Просвещение, 2014. 1. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский и др. – М.: Просвещение, 2013.
3.Учебно-наглядные пособия.
4.Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
5.Альбомы по искусству.
6.Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.
7.Научно-популярная литература по искусству.
8. Портреты русских и зарубежных художников.
9. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
10. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
11. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
12. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
13. Альбомы с демонстрационным материалом.
14. Дидактический раздаточный материал.
15.ТСО
16.Учебно-практическое оборудование.
17.Модели и натуральный фонд.