Методическая разработка урока по основам православной культуры по теме: Православный храм



Тема: Православный храм.
Цели урока.
Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Основные термины и понятия: Храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.
Виды деятельности: беседа, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.
Оборудование:
графические изображения;
презентация изображения храмов с использованием ПК и проектора
иллюстративный материал
аудиозапись колокольного звона
Ход урока.

Организационный момент.
Мы живем в России и должны хорошо знать свою историю, традиции и культуру своей страны. Мир, окружающий нас, как мы уже с вами знаем, многообразен и бесконечен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это все материальный мир.
- Вы согласны со мной?
- А какой есть еще мир? Другой?
(духовный мир)
- А как вы понимаете значение этого слова?
(Это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношении между людьми, отношение к миру)
- А как иначе можно назвать этот мир?
(миром культуры)
В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями, по ним шли наши предки. И мы должны знать свои культурные традиции. Ведь это богатство нашей многонациональной страны.
- А на чем основаны культурные традиции?
( на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)
- А в чем истоки русской культуры?
( в православной религии)
А поскольку мы изучаем ОПК, мы должны знать, что означает православие?
(верное учение, правильно славить Бога)
Правильно, славить Бога мы должны в храме, в Доме Божьем.
Выявление восприятия, мотивации.
Учитель.
Человека в жизни окружает множество различных зданий. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: зачем нужны эти здания человеку?
(жилые дома, стадион, магазины, театр, почта, храм, вокзал и т.д..)
- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.
(стихотворение)
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Объяснение нового материала.

На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством. 22-х главая Преображенская церковь, сделанная без единого гвоздя. Кижи. Карелия.
Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл.
Издавна храмы строили в самых красивых местах.
- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
(У него есть купол, на котором находится крест)

Купола (или глава) – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного.
Форма куполов может быть различной.
Первоначально купола были в виде воинского шлема, а храм был похож на русского богатыря.
Позже купол стал походить на пламя свечи.
А с 17 века купола стали делать в виде вазонов.


Часто на храме строят не одну, а несколько глав.
- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?
(предположения детей)
-две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
-три главы (три Лица Святой Троицы);
-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
-девять глав (девять чинов Ангельских);
-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.
Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от звучания.

4. Работа с иллюстративным материалом.
На слайде: картина И.Левитана «Вечерний звон»
Звучит песня.
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,
И как я с ним, навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!…
Работа с аудиоматериалом:
Звучат фрагменты звукозаписи разных видов колокольного звона (благовест, перезвон, трезвон, набат).
Задание:
-Прослушайте звукозапись колокольного звона. Попробуйте определить, какие виды колокольного звона прозвучали).
-Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.
Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.
Форма храма всегда символична. Если взглянуть на храм с высоты птичьего полета, то увидим храмы различной формы.. Чаще храмы имеют форму корабля, или креста, или круга, или звезды.
- Подумайте, что может символизировать каждый вариант формы?
(Корабль спасает в бурных водах, крест – наше спасение и защита, круг – символ бесконечности и вечной жизни, звезда указывает людям путь, а Церковь учит правильному пути в жизни)

Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Как и у человека, у храма есть свое имя, день рождения.
5. Виртуальная экскурсия в храм.
Сейчас мы отправимся на виртуальную экскурсию в православные храмы нашей местности (демонстрация слайда).
Мы познакомились сейчас с историями наших местных храмов, которые несут духовное и нравственное воспитание подрастающего поколения. В этих храмах вы неоднократно бывали и заметили, что внутреннее устройство храмов одинаковое.
На экскурсии вы узнаете о внутреннем устроении нашего храма, связанными с посещением храма, итогом нашей экскурсии станет памятка «Как вести себя в храме».
Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь.


В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
Самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В храме их иконы повсюду.
Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.
У икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. Панихидный столик – «канун»; там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
Целая стена из икон называется иконостас.
В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.
За иконостасом находится алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
5. Исследовательская работа с текстом (стр. 48-51 УМК ОПК).
-Ребята, рассмотрите иллюстрации на стр.51 учебника. Что изображено на этих иллюстрациях?
6. Послетекстовая работа.
Какие новые слова-понятия для вас открыл текст? (Отбираем новые слова и повторяем те, которые уже звучали на уроке).
- А сейчас я вам раздам листочки с иллюстрациями. Выполните 1 задание.
Проверим, правильно ли вы подписали слова к иллюстрациям.

8. Творческая работа учащихся.
- Ребята, вы все знаете, что в школе существуют правила поведения для учащихся. Так и в храме существуют правила «Как себя вести в храме». Я думаю, что вы эти правила знаете. Давайте о них расскажем нашим гостям.
Театрализация «Как вести себя в храме».
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.

9. Итог занятия.
-Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? Что получают люди в храме?
(Ответы детей.)
Вывод:
Чтобы люди, приходя в храм, учились добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.

10. Домашнее задание:
Подготовьте рассказ (устный или письменный) о местной церкви..