Рабочая программа факультативных занятий по информатике для 5-7 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34
имени Амелина Станислава Александровича»
Рассмотрена
на заседании МО учителей
математики, физики, информатики
Протокол №____
от «____» ___________2013г.
руководитель МО
_____________И.А. Головина
Утверждена
Приказ по школе № _____
от «___» _________2013 г.
Директор МБОУ «СОШ № 34»
_________ Н.В. ВоротниковаРабочая программа факультативного курса
по информатике
«Юный информатик»
5-7 классы
Автор-составитель: Юдина Рауза Варисовна,
учитель математики и информатики,
Гусева Виктория Александровна,
учитель информатики
МБОУ «СОШ № 34»
г. Кемерово
2013 г.
Пояснительная записка
Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. В школе над развитием таких умений занимаются на уроках информатики. В базисном учебном плане предусмотрено преподавание информатики в 3-4 классах, а затем начиная с 8-го класса. Проблемой является отсутствие связующего звена между курсом "Информатика и ИКТ " в начальной школе и базовым курсом информатики, который начинается с 8 класса (8 - 9 класс).
Цель работы: разработать программу факультативного курса по информатике для 5-7 классов на основе методических комплектов различных авторов.
Актуальность Общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи), в последние годы все интенсивнее используются площадки для новых информационных технологий во внеурочное время. В связи с этим, фундаментальной проблемой современной системы образования является создание оптимального образовательного пространства, в котором все учащиеся достигли бы наивысшего уровня в развитии своих способностей.
Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности учебных планов и программ ограничивает возможность познавательного выбора и выбора практической деятельности, а также не может уделять достаточного внимания созданию необходимой среды общения и развития обучающегося в условиях информатизации общества. Новые возможности для творческого развития ребенка, его самоопределения и самореализации; условия для формирования информационной культуры школьников могут иметь занятия в рамках факультативных курсов, что может повысить эффективность обучения, определить инновационные подходы к формам взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого.
Факультативный курс "Юный информатик 5-7 класс" является продолжением пропедевтического курса информатики "Информатика и ИКТ" (2 - 4 классы).
Для достижения поставленной цели определены задачи:
разработать факультативный курс по информатике для 5-7 классов;
разработать материалы для методической поддержки непрерывного курса информатики с 2 по 11 классы;
развивать творческий подход к изучению информатики;
разработать учебный проект по одному из разделов программы.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что содержащиеся в работе теоретические положения и практические материалы, могут быть использованы в деятельности педагогов образовательных учреждений различных типов, а разработанные занятия дополнительного образования по информатике могут быть реализованы в современной образовательной практике.
Программа факультативного курса «Юный информатик 5-7 класс» адресована учителям информатики общеобразовательных школ.
Программа факультативного курса
Пояснительная записка
С самых давних пор люди передавали свое восприятие мира через рисунки и картины. Умение рисовать — это первое умение, которое приобретает человек в своей жизни. Мы все с раннего детства рисуем на бумаге, во дворе на асфальте или на доске в школе. Компьютеры очень прочно вошли в нашу жизнь. Они кардинально изменили мир и человеческие возможности. Процесс рисования на компьютере привлекает все больше и больше людей. Преимущество такой графики заключается в том, что пользователь видит процесс создания изображения на всех этапах и может в любой момент внести нужную корректировку. Любой компьютер в руках простого человека может превратиться в инструмент, воплощающий все его художественные мысли – те самые, которые он не может реализовать на бумаге.
Одной из основных и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Но также нельзя забывать о том, что слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. создавать что-то новое. При работе с детьми надо учитывать, что создание нового означает для ребенка то, что у него никогда еще не получалось.
Современному школьнику необходимо умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Понимание функциональной грамотности человека все больше включает в себя элементы информационных технологий, информационной культуры. В школе над развитием таких умений занимаются на уроках информатики. В базисном учебном плане предусмотрено преподавание информатики в 2-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология», а затем начиная с 8-го класса. Проблемой является отсутствие связующего звена между курсом "Информатика и ИКТ " в начальной школе и базовым курсом информатики, который начинается с 8 класса (8 - 9 класс) этим связующим звеном и будут являться факультативные курсы по информатике для 5-7 классов, которые являются продолжением пропедевтического курса информатики (2-4 кл).
В возрасте 11-12 лет ребенок, как правило, увлекается рисованием и поэтому освоение приемов работы с графическим редактором Paint, Gimp, Inkscape дается ему легко и просто. С полной уверенностью можно утверждать, что наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в обозримом будущем будет информация графическая. Работа с графикой на компьютере всё больше и больше становится неотъемлемой частью компьютерной грамотности любого человека. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Умение работать с изображениями в растровом графическом редакторе, позволит учащимся осуществлять помощь учителям при создании демонстрационных материалов по другим общеобразовательным предметам, использовать компьютерные рисунки в своей проектной деятельности, что повлечет за собой усиление межпредметных связей.
Исходя и выше сказанного выбрана следующая структура курса, которая состоит из трех разделов:
«Занимательная информатика» (5 класс, 35 часа).
«Путешествие в основы графического редактора» (6 класс, 18 часа).
«Лаборатория в среде PowerPoint» (7 класс, 35 часа).
В результате изучения первого раздела «Занимательная информатика»
(5 класс)
Обучающиеся должны знать:
правила работы за компьютером;
назначение главного меню;
назначение и возможности графического редактора;
понятие фрагмента рисунка;
понятие файла;
точные способы построения геометрических фигур;
понятие пикселя и пиктограммы;
понятие конструирования;
технологию конструирования из меню готовых форм.
Обучающиеся должны уметь:
работать мышью;
выбирать пункты меню;
запускать программу и завершать работу с ней;
настраивать панель Инструменты графического редактора Paint;
создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
выделять и перемещать фрагмент рисунка;
сохранять и открывать графические файлы;
использовать при построении геометрических фигур клавишу shift;
редактировать графический объект по пикселям;
создавать меню типовых элементов мозаики;
создавать и конструировать разнообразные графические объекты средствами графического редактора.
В результате изучения факультативного курса 6 класс «Основы компьютерной графики»
Обучающиеся должны знать:
правила работы за компьютером;
назначение главного меню;
назначение и возможности графического редактора;
понятие фрагмента рисунка;
понятие файла;
точные способы построения геометрических фигур;
понятие пикселя;
Обучающиеся должны уметь:
работать мышью;
выбирать пункты меню;
запускать программу и завершать работу с ней;
настраивать панель Инструменты графического редактора Gimp;
создавать простейшие рисунки с помощью инструментов;
выделять и перемещать фрагмент рисунка;
сохранять и открывать графические файлы;
редактировать графический объект по пикселям;
создавать и конструировать разнообразные графические объекты средствами графического редактора.
В результате изучения третьего раздела «Лаборатория в среде PowerPoint» (7 класс)
обучающиеся должны знать:
назначение и функциональные возможности PowerPoint;
объекты и инструменты PowerPoint;
технологии настройки PowerPoint;
объекты, из которых состоит презентация;
этапы создания презентации;
технологию работы с каждым объектом презентации.
обучающиеся должны уметь:
создавать слайд;
изменять настройки слайда;
создавать анимацию текста, изображения;
представить творческий материал в виде презентации.
Программа факультативного курса предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, обобщающих уроков, интегрированных уроков и др.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе – создание проектов – как подведение итогов.
Обязательным условием допуска ученика к выполнению итогового проекта является прохождение контрольных тестов по каждому разделу.
Программа факультативного курса «Юный информатик 5-7 класс» общим объемом 105 часа изучается в течение 3 лет в 5-7 классах.
Нами переработаны авторские материалы Л.Л. Босовой, Н.В. Макаровой, А.А. Дуванова., А.А. Симоновича.
Содержание учебной программы
«Занимательная информатика»
5 класс (35 часа – 1 час в неделю)
Тема 1. Обучение работе на компьютере
Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.
Тема 2. Освоение среды графического редактора Paint
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
Тема 3. Редактирование рисунков
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.
Тема 4. Точные построения графических объектов
Геометрические инструменты. Использование клавиши shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Редактирование графического объекта по пикселям. Понятие пиктограммы.
Тема 5. Преобразование рисунка
Отражения и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка.
Тема 6. Конструирование из мозаики
Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм – плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.
«Путешествие в основы графического редактора»
6 класс (17 часа – 0,5 часа в неделю)
Тема 1. Обучение работе на компьютере
Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню.
Тема 2. Освоение среды графического редактора GimpЧто такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Gimp по созданию графических объектов. Панель инструментов. Окно изображения. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Инструменты Пипетка, Штамп, Штамп с перспективой.
Тема 3. Редактирование рисунков
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Умные ножницы. Контуры. Выделение произвольных областей. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком. Изменение размеров холста и изображения.
Тема 4. Точные построения графических объектов
Геометрические инструменты. Инструменты рисования линий. Построение линий. Что такое пиксель. Изменение масштаба просмотра рисунков.
Тема 5. Преобразование рисунка. Инструменты преобразования и кадрирования изображений
Отражения и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка. Инструменты преобразования. Кадрирование. Комбинирование рисунков из разные изображения.«Лаборатория в среде РowerPoint»
7 класс (35 часа – 1 час в неделю)
Тема 1. Назначение приложения РowerPoint
Возможности и область использования приложения РowerPoint . Типовые объекты презентации. Группы инструментов среды РowerPoint. Запуск и настройка приложения РowerPoint. Назначение панелей инструментов.
Тема 2. Базовая технология создания презентаций
Выделение этапов создания презентаций. Создание фона, создание текста, вставка рисунков в презентацию, создание анимации текста, настройка анимации рисунков, запуск и отладка презентации.
Тема 3. Создание презентаций
Постановка задачи на конкретном примере. Выделение объектов. Создание слайдов согласно сценарию. Работа с сортировщиком слайдов.
Тема 4. Компьютерный практикум
Выполнение практических работ по изученному материалу. Выполнение творческого итогового проекта.
Учебно-тематический план
«Основы компьютерной графики» (5 класс, 35 часа)
№ п/пНаименование темы Всего часов
Раздел 1 Обучение работе на компьютере 4
1.1 Информация. Информатика. Компьютер 1.2 Как устроен компьютер 1.3 Рабочий стол. Управление мышью. Запуск программ 1.4 Практическая работа по теме: «Обучение работе на компьютере» Раздел 2 Освоение среды графического редактора Paint 6
2.1 Назначение графического редактора Paint. Компьютерная графика 2.2 Инструменты рисования. Настройка инструментов 2.3 Панель Палитра. Изменение Палитры 2.4 Свободное рисование 2.5 Редактирование компьютерного рисунка 2.6 Практическая работа по теме: «Освоение среды графического редактора Paint» Раздел 3 Редактирование рисунков 6
3.1 Понятие фрагмента рисунка 3.2 Выделение, перенос, копирование 3.3 Понятие файла. Сохранение созданного рисунка 3.4 Открытие сохраненного рисунка 3.5 Сборка рисунка из деталей 3.6 Практическая работа по теме: «Редактирование рисунков» Раздел 4 Точные построения графических объектов 8
4.1 Геометрические инструменты 4.2 Инструменты рисования линий. Построение линий 4.3 Построение фигур 4.4 Что такое пиксель и пиктограмма 4.5 Изменение масштаба просмотра рисунков 4.6 Редактирование рисунков по пикселям 4.7 Создание пиктограммы 4.8 Практическая работа по теме: «Точные построения графических объектов» Раздел 5 Преобразование рисунка 4
5.1 Выполнение команд наклона, отражения и поворота 5.2 Растяжение и сжатие 5.3 Исполнение надписи 5.4 Практическая работа по теме: «Преобразование рисунка» Раздел 6 Конструирование из мозаики 7
6.1 Меню готовых форм 6.2 Конструирование из кубиков 6.3 Композиция из кубиков 6.4 Практическая работа по теме: «Конструирование из мозаики» 6.5 Итоговое тестирование 6.6 Обобщающее занятие Итого: 35
Учебно-тематический план
«Путешествие в основы графического редактора» (6 класс, 18 часа)
№ п/пНаименование темы Всего часов
Раздел 1 Обучение работе на компьютере 2
1.1 Информация. Информатика. Компьютер. Как устроен компьютер. Рабочий стол. Управление мышью. Запуск программ. 1.2 Практическая работа по теме: «Обучение работе на компьютере» Раздел 2 Освоение среды графического редактора Gimp 5
2.1 Назначение графического редактора Gimp. Компьютерная графика 2.2 Инструменты рисования. Настройка инструментов. Панель Палитра. Изменение Палитры. Раскраска рисунка. 2.3 Инструменты Пипетка, Штамп, Штамп с перспективой 2.4 Редактирование компьютерного рисунка 2.5 Практическая работа по теме: «Освоение среды графического редактора Gimp» Раздел 3 Редактирование рисунков 3
3.1 Понятие фрагмента рисунка. Выделение, перенос, копирование. Умные ножницы. Контуры 3.2 Изменение размеров холста и изображения. Сборка рисунка из деталей 3.3 Практическая работа по теме: «Редактирование рисунков» Раздел 4 Точные построения графических объектов 3
4.1 Геометрические инструменты. Инструменты рисования линий. Построение линий. Построение фигур 4.2 Что такое пиксель? Изменение масштаба просмотра рисунков. Редактирование рисунков по пикселям. 4.3 Практическая работа по теме: «Точные построения графических объектов» Раздел 5 Преобразование рисунка 4
5.1 Выполнение команд наклона, отражения и поворота. Растяжение и сжатие. Исполнение надписи. 5.2 Кадрирование. Комбинирование рисунков из разных изображений. 5.3 Создание коллажа 5.4 Практическая работа по теме: «Преобразование рисунка» 5.5 Итоговое тестирование 1
Учебно-тематический план
«Лаборатория в среде РowerPoint»
№ п/пНаименование темы Всего часов
Раздел 1 Назначение приложения РowerPoint 5
1.1 Возможности и область использования приложения РowerPoint 1.2 Объекты презентации 1.3 Группы инструментов среды РowerPoint1.4 Запуск и настройка приложения РowerPoint1.5 Назначение панели инструментов Раздел 2 Базовая технология создания презентации 10
2.1 Выделение этапов создания презентаций 2.2 Создание фона 2.3 Создание текста 2.4 Вставка рисунка в презентацию 2.5 Создание анимации текста 2.6 Создание анимации рисунка 2.7 Создание анимации рисунка 2.8 Запуск и отладка презентации 2.9 Создание презентации «Часы» 2.10 Создание презентации «Часы» Раздел 3 Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов 10
3.1 Выделение объектов 3.2 Создание нескольких слайдов согласно сценарию 3.3 Работа с сортировщиком слайдов 3.4 Создание презентации «Времена года» 3.5 Создание презентации «Времена года» 3.6 Создание презентации «Времена года» 3.7 Создание презентации «Времена года» 3.8 Создание презентации «Скакалочка» 3.9 Создание презентации «Скакалочка» 3.10 Итоговое тестирование Раздел 4 Компьютерный практикум 9
4.1 Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» 4.2 Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» 4.3 Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» 4.4 Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» 4.5 Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» 4.6 Работа над итоговым проектом «Занимательная информатика» 4.7 Защита проектов 4.8 Защита проектов 4.9 Обобщающее занятие Итого: 35
Список литературы
Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 5 класса/Л.Л.Босова.-3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-191 с.: ил.
Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 6 класса/Л.Л.Босова.-3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.-208 с.: ил.
Босова Л.Л., Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие /Л.Л.Босова, А.Ю. Босова.-3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.-320 с.: ил.
Гилярова М.Г., Информатика. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Н.В. Макаровой «Информатика. Базовый курс. 7-9 классы». Изд. 2-е, переработанное./сост. М.Г. Гилярова.- Волгоград: ИТД «Корифей».- 112 с.
Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга учителя.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.
Макарова Н.В., Николайчук Г.С., Титова Ю.Ф., Симонова И.В., Информатика. 5-6 класс. Начальный курс: Учебник. 2-е изд.,переработанное/Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер. 2003.-160с.: ил.
Макарова Н.В., Программа по информатике (системно-информационная концепция).- СПб.: Питер. 2004.-64с.: ил.
Макарова Н.В.,Кузнецова И.Н., Нилова Ю.Н., Феофанова Е.О., Шапиро К.В., Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям/ Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер. 2006.-288с.: ил.
Практические задания по курсу «Пользователь персонального компьютера». Методическое пособие./Разработано: В.П. Жуланова, Е.О. Казадаева, О.Л. Колпаков, В.Н. Борздун, М.А. Анисова , О.Н. Тырина, Н.Н. Тырина-Кемерово: КРИПКиПРО.- 2003.
Сидорова С.В., Информатика. 5-7 классы: материалы к урокам/авт.-сост. С.В. Сидорова.- Волгоград: Учитель, 2008.-128 с.
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Общая информатика: Учебное пособие для средней школы.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,2002.-592 с.
Симонович С.В., Компьютер в вашей школе.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,336с.-
Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Серия “Учебный курс”. Ростов н/Д: Феникс, 2002;
Соловьева Л.В. Компьютерные технологии для учителя. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
Тимофеев С.М. Работа в графическом редакторе GIMP Издательство: Эксмо-Пресс , 2010
Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. - М.: 2008. - 80 с.