План-конспект урока Храмовый синтез искусств
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Храмовый синтез искусств".
ФИО: Борисова Наталья Викторовна
Место работы:МАОУ СОШ №2 им.Ю.А.Гагарина
Должность: учитель музыки
Предмет: искусство
Класс: 9
Тема и номер урока в теме: "Храмовый синтез искусств" I четверть 6 урок.
Базовый учебник:
Сергеева Г. П., Искусство. учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. М.: Просвещение, 2009. 190 с.: ил.
Цель урока:
знакомство с храмовыми комплексами различных конфессий и выявление основных признаков храмового синтеза искусств (архитектуры, живописи, литературы и музыки).
Содержание: Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Термины: «храм», «религия», «синтез».
Планируемые результаты
Предметные УУД:
- общее представление о синтезе искусств в храмах и специфика их видов; знание основных художественных стилей (Пр 1);
- осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка) (Пр 2);
- иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, усвоение опыта поколений (ПР 3).
Личностные УУД:- знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии (Л 1).
- обогащение собственного духовного мира на примере опыта человечества в его органичном единстве культур и религий (Л 2);
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (Л 3).
Познавательные УУД:
- понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума (П 1);
- самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознано выбирать наиболее эффективные способы их решения (П 2).
Регулятивные УУД:
- адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (Р 1);- находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений (Р 2).
Коммуникативные УУД:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (К 1); - работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение (К 2);- соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма (К 3).
Необходимое техническое оборудование: проектор, ноутбук, экран.
Информационные ресурсы: учебник (электронная версия), мультимедийная презентация.
Межпредметные связи: история, обществознание, ОРКСЭ, изобразительное искусство, музыка.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Форми-руемые УУД
1
2
3
4
5
6
1.
I этапМотивация к деятельности
слайд 1
Подведение к теме урока.
- Прочтите эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? "Истинное искусство есть единство содержания и способов выражения этого содержания... Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства покажет связанность этой стороны со всеми другими..."(Павел Флоренский).
Читают эпиграф, высказывают своё мнение.
Пр3Л3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презентация учителя
-Сегодня на примере культуры русского и частично западного средневековья, мы попытаемся наглядно доказать, что храм является синтезом всех видов искусства. Храмы это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), ее основные ценности. Что поражает человека, впервые переступившего порог православного храма? Обилие икон. Почитание икон - это зримое выражение самой сути Православия. 1. Какими качествами должен был обладать иконописец по сравнению с художником?
2. Чем икона отличается от картины?
Отвечают на вопросы учителя.
Л2ПР2К1
Слушание музыкального произведения
(слайд 2-3)
Слушаются два музыкальных фрагмента: "Григорианский хоралл" и "Знаменный распев".
-Строгие одноголосные напевы (Знаменный распев) созвучны ликам святых, представленным на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции. (Григорианский хорал). В чем различие исполненных фрагментов?
Слушание. Отвечают на поставленный вопрос.
К3Пр2П1
II этап Учебно-познаватель-ный
(слайд 4-5)
(слайд №6-7)
-Синтез искусств это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной деятельности.
С древних времен известен синтез [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
-Мусульманский храм ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Древний буддийский храм.
Рассмотрите [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] храмов, представляющих основные мировые религии: христианскую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Есть ли между ними что-либо общее? Если да, то что именно? Что можно сказать о стилях этих храмов? В чем специфичность каждого?
Какие искусства задействованы в религиозных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]?
Послушайте музыку, сопровождающую богослужения в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер ее звучания с особенностями того или иного храма.
Читают самостоятельно подготовленный
Рассматривают слайды и иллюстрации учебника. Отвечают на поставленные вопросы. учителем материал.
Пр1
Л1П1
III этап Контроль и оценка результатов деятель-ности.
(Слайд 8-9) "Собор Парижской Бого-матери", "Храм Покрова на Нерли".
- "Запад есть Запад, Восток есть Восток.Не встретиться им никогда -Лишь у подножия Престола БожьяВ день Страшного суда!"
"Согласны ли с этим утверждением? Почему? Подтвердите свои высказывания деталями изображенных храмов.
Дают сравнительную характеристику готического и православного храмов - особенности архитектурных стилей.Излагают эти особенности в таблице и записывают на доске.
Р2П2К2
5.
Итог урока.
(8 слайд)
Определите, какому древнерусскому храму посвятила свое стихотворение И.Снегова:"Свечой на ладони - на голом лугу- Прямой на ветру, гнущем реку в дугу.Мерцает в излучине, будто из туч,Сквозит к нему некий единственный луч.Пропорций бесспорность иль магия лет? -Струящийся в небо единственный свет!И сколько б ни шел ты назад допоздна,Идет за тобою его белизна".
Слушают и отвечают на вопрос. (храм Покрова на Нерли)
Р1Л2
6.
Домашнее задание.
- Какие виды искусства воплощает в себе храм? Подумать, представить и описать, каким Вы представляете себе храм будущего.
Записывают домашнее задание.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1.
Усвоений знаний по теме
Учебный ресурс
Презентация по теме «Храмовый синтез искусств»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 14415
ИђЗаголовок 115