План-конспект урока Храмовый синтез искусств

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Храмовый синтез искусств".


ФИО: Борисова Наталья Викторовна



Место работы:МАОУ СОШ №2 им.Ю.А.Гагарина



Должность: учитель музыки



Предмет: искусство



Класс: 9



Тема и номер урока в теме: "Храмовый синтез искусств" I четверть 6 урок.



Базовый учебник:
Сергеева Г. П., Искусство. учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. М.: Просвещение, 2009. 190 с.: ил.



Цель урока:
знакомство с храмовыми комплексами различных конфессий и выявление основных признаков храмового синтеза искусств (архитектуры, живописи, литературы и музыки).

Содержание: Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств (характерные примеры). Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Термины: «храм», «религия», «синтез».
Планируемые результаты
Предметные УУД:
- общее представление о синтезе искусств в храмах и специфика их видов; знание основных художественных стилей (Пр 1);
- осознанное отношение к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка) (Пр 2);
- иметь личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, нравственных ценностях и идеалах, усвоение опыта поколений (ПР 3).
Личностные УУД: - знать и описывать специфику храмов, представляющих основные мировые религии (Л 1).
- обогащение собственного духовного мира на примере опыта человечества в его органичном единстве культур и религий (Л 2);
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (Л 3).
Познавательные УУД:
- понимать многофункциональность искусства и его значимость для разных областей культуры; роль искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии человечества, функционировании современного социума (П 1);
- самостоятельно ставить новые учебные, познавательные и художественно-творческие задачи и осознано выбирать наиболее эффективные способы их решения (П 2).
Регулятивные УУД:
- адекватно оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (Р 1); - находить жизненные и художественные ассоциации с пропорциями архитектурных сооружений (Р 2).


Коммуникативные УУД:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (К 1); - работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение (К 2); - соотносить характер звучания музыки, сопровождающей богослужения в разных религиях, с особенностями того или иного храма (К 3).

Необходимое техническое оборудование: проектор, ноутбук, экран.
Информационные ресурсы: учебник (электронная версия), мультимедийная презентация.
Межпредметные связи: история, обществознание, ОРКСЭ, изобразительное искусство, музыка.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Форми-руе мые УУД


1
2
3
4
5
6

1.
I этап Мотивация к деятельности
слайд 1
Подведение к теме урока.
- Прочтите эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? "Истинное искусство есть единство содержания и способов выражения этого содержания... Даже самый легкий анализ любой из сторон церковного искусства покажет связанность этой стороны со всеми другими..." (Павел Флоренский).
Читают эпиграф, высказывают своё мнение.
Пр3 Л3




















[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Презентация учителя
-Сегодня на примере культуры русского и частично западного средневековья, мы попытаемся наглядно доказать, что храм является синтезом всех видов искусства. Храмы    это  культовые  постройки,  которые  воплощают  образ  мироустройства  в  той  или  иной  религии ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]),  ее основные  ценности. Что поражает человека, впервые переступившего порог православного храма? Обилие икон. Почитание икон - это зримое выражение самой сути Православия.  1. Какими качествами должен был обладать иконописец по сравнению с художником?
 2. Чем икона отличается от картины?
Отвечают на вопросы учителя.
Л2 ПР2 К1


Слушание музыкального произведения


(слайд 2-3)
Слушаются два музыкальных фрагмента: "Григорианский хоралл" и "Знаменный распев".

-Строгие  одноголосные  напевы (Знаменный распев) созвучны  ликам  святых,  представленным  на  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  в  мозаиках,  фресках. В  XVIII  в.  их  сменили  многоголосные концертные  композиции. (Григорианский хорал). В чем различие исполненных фрагментов?
Слушание. Отвечают на поставленный вопрос.
К3 Пр2 П1


II этап Учебно-познаватель-ный


(слайд 4-5)











(слайд №6-7)
-Синтез  искусств    это  соединение нескольких  разных  видов  искусства в  художественное  целое. Синтез  искусств  можно  найти в  разных  сферах  художественной  деятельности. 
С  древних  времен  известен синтез  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  и  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
-Мусульманский  храм  ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Древний  буддийский  храм.
Рассмотрите  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  храмов,  представляющих  основные  мировые  религии:  христианскую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Есть  ли  между  ними  что-либо  общее?  Если  да,  то  что  именно?  Что можно  сказать  о  стилях  этих  храмов?  В  чем  специфичность  каждого?
  Какие  искусства  задействованы  в  религиозных  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]?
  Послушайте  музыку,  сопровождающую  богослужения  в  разных  религиях,  и  определите, в каких  храмах  она  должна  звучать.  Соотнесите  характер  ее  звучания  с особенностями  того  или иного  храма. 
Читают самостоятельно подготовленный









Рассматривают слайды и иллюстрации учебника. Отвечают на поставленные вопросы. учителем материал.
Пр1
Л1 П1


III этап Контроль и оценка результатов деятель-ности.
(Слайд 8-9) "Собор Парижской Бого-матери", "Храм Покрова на Нерли". 

- "Запад есть Запад, Восток есть Восток. Не встретиться им никогда - Лишь у подножия Престола Божья В день Страшного суда!"
"Согласны ли с этим утверждением? Почему? Подтвердите свои высказывания деталями изображенных храмов.

Дают сравнительную характеристику готического и православного храмов - особенности архитектурных стилей. Излагают эти особенности в таблице и записывают на доске. 
Р2 П2 К2

5.
Итог урока.

(8 слайд)
Определите, какому древнерусскому храму посвятила свое стихотворение И.Снегова:"Свечой на ладони - на голом лугу - Прямой на ветру, гнущем реку в дугу. Мерцает в излучине, будто из туч, Сквозит к нему некий единственный луч. Пропорций бесспорность иль магия лет? - Струящийся в небо единственный свет! И сколько б ни шел ты назад допоздна, Идет за тобою его белизна".

Слушают и отвечают на вопрос. (храм Покрова на Нерли)

Р1 Л2

6.
Домашнее задание.

- Какие виды искусства воплощает в себе храм?  Подумать, представить и описать, каким Вы представляете себе храм будущего.


Записывают домашнее задание.





ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.
Усвоений знаний по теме

Учебный ресурс
Презентация по теме «Храмовый синтез искусств»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













13PAGE 15


13PAGE 14415




Иђ Заголовок 115