Разработка урока по ИЗО Средства выразительности графики: контур, силуэт
МКОУ «Долиновская основная школа»Белогорского района Республики Крым
Разработка урока изобразительного искусствапо теме: «Средства выразительности графики»
6 класс
Разработал урок:
учитель изобразительного искусства
Молочковская О.Г.
2014 год
Цель:
1. Ознакомить учащихся с общими понятиями силуэта, контура, силуэтной графики; определить художественные выразительные средства силуэтной графики; ознакомить с истоками силуэтной графики (первобытные наскальные рисунки и рисунки на шкуре быка).2. Развивать наблюдательность, воображение, фантазию; учить передавать характер формы пятном, контуром, силуэтом.3. Воспитывать интерес к истории изобразительного искусства, любовь к творчеству.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся находить решение поставленных учебных задач, различать свойства силуэта и контура, условность и образность силуэтного изображения, описывать первобытные изображения.Метапредметные: научатся выдвигать версии об увиденном, работать по плану, планировать деятельность в учебной ситуации, излагать своё мнение в диалоге, корректировать своё мнение в соответствии с мнением своих товарищей, организовать самостоятельную работу.Личностные: осознают свои интересы, понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков.
Оборудование:
Листы белой бумаги, листы подготовленной бумаги, графические материалы (чёрная гелевая ручка, маркер, фломастер, тушь, уголь), изображения контура и силуэта, образцы наскальных рисунков, детские работы, карточки с терминами, мультимедийный комплект, презентация «Во тьме веков. Наскальные рисунки».
Тип урока: изучение новых знаний.
Педагогические технологии: Организация самостоятельной работы, ИКТ, интерактивные технологии.
Структура урока:
1. Организационный момент………………………………. 1 мин.2. Актуализация опорных знаний ………………………. 3 мин.3. Мотивация учебной деятельности………………….. 3 мин.4. Изучение нового материала …………………………….. 10 мин.5. Практическая работа…………………………………………..25 мин.6. Завершение урока. Рефлексия …………………………. 3 мин.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.Проверка готовности к уроку, наличия необходимых художественных материалов и инструментов.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: мы продолжаем знакомиться с одним из основных видов изобразительного искусства. Его название зашифровано на доске, нужно расшифровать, используя дешифровщик.
2 6 1 7 3 4 1
Дешифровщик
Учитель: Верно, это графика. Вспомните и дайте определение понятию «графика».
ГРАФИКА – это вид изобразительного искусства, в котором изображение строится на плоскости при помощи линий, штрихов, точек, пятен.
Учитель: На прошлом уроке вы выполняли графическую композицию «Черепаха». Какие средства выразительности вы использовали? (линию, штрихи, точки).
III.Мотивация учебной деятельности.Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с некоторыми средствами выразительности графики – это силуэт и контур. И на практике опробуем технику силуэтной графики и контурной линии.
Объявление темы урока.
IV. Изучение нового материала.
Учитель: В произведениях графики часто реальные формы изображают упрощённо, с некоторыми условностями. Тем не менее в простых пятнах, линиях, кляксах неопределённой формы можно распознать что-то известное, знакомое, стоит только подключить фантазию.
Задание: Класс объединяется в группы. Каждой группе дают набор слов, из которых они должны составить определения понятий: силуэт и контур. Затем сравнить с определениями на табличке.
1. На плоскостное цвета предмета фоне другого изображение это одноцветное. (силуэт - это одноцветное плоскостное изображение предмета силуэт на фоне другого цвета).
2. Очерчивает характерные силуэт это контур которая линия детали выражает и. (контур – это линия, которая очерчивает силуэт и выражает характерные детали).
На доске вывешены примеры контуров и силуэтов. Определите их.
В силуэтной графике наиболее часто применяют контраст белого и чёрного.Тренировочные упражнения:На доске и в тетради нарисовать свои примеры силуэта и контура.
Физминутка.
Учитель: А знаете ли вы, какие рисунки считаются самыми древними? (рисунки первобытного человека).
Ученица 1: В пещерах, где жили первобытные люди, на территории современных европейских и азиатских стран учёные находят рисунки древних художников, изображения животных, людей, сцены охоты, загона животных, ритуалы поклонения богам, сцены захоронения людей, войны. Рисовали углём и красками из растёртых камешков с соком растений. Самые древние рисунки найдены в Австралии. Им около 40 тыс. лет.
Просмотр презентации «Во тьме веков. Наскальные рисунки».
Ученица 2: Впервые наскальные рисунки были найдены в конце 19 века на юге Испании, вблизи города Альтамира. Крупный землевладелец Де Сао Туоло изучал свои владения, в том числе и пещеры, которые находились на его территории. Обследуя пещеры, дочь землевладельца Мария с лампой в руках забрела в дальнюю пещеру и подняла глаза вверх. Каково было её удивление, когда на сырых, тёмных от времени стенах, она увидела рисунки быков. Это были первые наскальные изображения, увиденные современным человеком. Позже были открыты и обследованы пещеры Франции, Испании, Португалии.
Учитель: Можно ли рисунки первобытного человека считать графикой? (да).Докажите это (Используют линии, штрихи, силуэт, контур, точки). Значит можно сделать вывод, какой? (Графика является самым древним видом изобразительного искусства).
V. Практическая работа.Учитель: сегодня вы попробуете быть в роли первобытного человека, нарисовать наскальный рисунок. В качестве скалы мы будем использовать специально подготовленную бумагу, которая напоминает, имитирует фактуру камня.
Расскажите, как вы подготавливали бумагу? (обмакивали в крепко заваренный чай, сминали, разворачивали, сушили, разглаживали слегка утюгом).
Работа выполняется поэтапно. Во время выполнения работы звучит музыка индейцев Перу.Этапы выполнения работы:1. Определитесь с тем, что вы будете рисовать, какие элементы нанесёте (люди, животные, жилища, копья, растения, солнце, река и т.д.).2. Решите, какие средства выразительности будете использовать в композиции (пятно, линия, штрихи, точки, контур, силуэт).3. Выполните рисунок на подготовленной бумаге графическими материалами.4.Силуэты закрашивайте равномерно чёрным цветом.5. Подготовленный лист с рисунком наклейте на белый лист бумаги.
В ходе работы учитель проводит индивидуальный инструктаж.
VI. Завершение работы.
Выполненные работы вывешивают на доску, коллективно обсуждают, взаимооценивают, комментируют оценки.
VII. Рефлексия.